Мыслить позитивно

Признаки одаренности

В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.

Признаки одаренности ребенка:

  • высокий уровень выполнения деятельности;
  • специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
  • склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
  • выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
  • высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
  • склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
  • системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
  • способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
  • легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
  • способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
  • выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.

Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.

Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:

  • повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
  • повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
  • выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
  • склонность к перфекционизму, совершенству;
  • склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
  • высокая самотребовательность.

Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью

Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание

Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:

Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.

Особенности работы с одаренными детьми в доу

Большинство из того, что было сказано для школьных учителей, подойдет и для воспитателей детского сада. Главные отличия – это возраст

В садике дети не получают оценки, не обращают внимание на педагогов, друг на друга постоянно

Таким образом, малыши не будут остро реагировать на то, что кого-то из группы хвалят чаще. Возможны сложности возрастного понимания в диагностике дошкольной детской одаренности – выявление их потребует применения  различных методов:

  • Наблюдение за ребенком, что он умеет находить и создавать необычное
  • Эксперимент, позволяющий определить ум дарованный от природы в естественных условиях
  • Проводить сравнение с другими школьниками
  • Анализ продуктов деятельности (в основном, это рисунки)
  • Глубокие исследования эксперта

У одаренного ребенка может особенно остро проходить кризис трех лет, поэтому внимательнее следите за его поведением.

Также Вашим верным помощником должен быть педагог-психолог (если таковой в саду имеется).

Дополнительные задания, призванные развить способности одаренного ребенка, — это, несомненно, прекрасная идея, но не перебарщивайте со сложностью заданий.

Дошкольник не должен проходить школьную учебную программу раньше времени, сейчас он должен наиграться вдоволь, иначе, когда придет пора идти в школу, она ребенку не будет интересна (это правило распространяется на всех детей).

Зачем исследовать одарённость

Если у одарённых детей и так всё хорошо со способностями, мотивацией и даже личностными характеристиками, не лучше ли нейробиологам (а также психологам, педагогам, генетикам и учёным других специальностей) изучать не их, а тех, кому нужна помощь, кто имеет трудности в обучении?

Есть несколько аргументов за то, чтобы изучать и одарённых детей тоже. Во-первых, у них возникают свои проблемы. Например, мы до сих пор не знаем, как создавать для их развития наиболее благоприятную среду. В стандартной системе обучения им может быть просто скучно, а в спецшколах для одарённых детей возникают свои сложности. Так, оказавшись в окружении ещё более способных сверстников, ребёнок может начать сомневаться в себе и потерять мотивацию.

И во-вторых, изучение одарённых детей поможет понять, как развить способности остальных школьников. Современный мир требует от нас умения искать нестандартные решения, создавать новое и адаптироваться в меняющейся среде — а это здорово получается у одарённых.

Ребенок изучает иностранный язык


Ученые, проведя ряд обследований, смогли установить, что уже после 3-х месяцев изучения иностранного языка, у человека увеличивается объем серого вещества, т.е. мозг растет, и не в переносном, а прямом смысле. Также удалось установить, что у детей, выросших в многоязыковом окружении, память лучше, чем у их сверстников. Они лучше запоминают последовательность событий и предметов.

Это разница начинает проявляться в 5-7 лет и остается на всю жизнь. К тому же билингвы (те, кто знает 2 языка и более), лучше читают, считают в уме и т.д. Они умеют концентрироваться и буквально все схватывают на лету.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Интересные факты для детей о природе. Факты о живой природе

Узнайте немного интересного о живой природе.

  1. Лимоны содержат больше сахара, чем клубника.
  2. Удар молнии может достигать температуры 30000 градусов по Цельсию.
  3. Продолжительность жизни комнатной мухи — 10 — 25 дней.
  4. Огонь при пожаре обычно движется быстрее в гору, чем с горы.
  5. Верблюжье молоко не сворачивается
  6. Пауки тарантула могут прожить 2 с половиной года без еды.
  7. Лягушки не могут глотать с открытыми глазами.
  8. При рождении щенки далматинцев всегда белого цвета.
  9. Коала спит 18 часов в день.
  10. Дельфины могут слышать звуки под водой на расстоянии 24 км.
  11. У стрекозы 6 ног, но она не умеет ходить.
  12. Белые кошки с голубыми глазами обычно глухие.
  13. У кошек есть периферийное зрение на 285 градусов.
  14. В Китае запрещено обнимать дерево.
  15. Жемчуг растворяется в уксусе.
  16. Дубы не производят желуди до возраста 50 лет.
  17. Кусают только москиты женского пола.
  18. В Индии более 200 миллионов коров.
  19. Золото никогда не разрушается.
  20. Алмазы — самое твердое натуральное вещество.
  21. На каждого человека в мире приходится 200 миллионов насекомых.
  22. В Австралии на 4 миллиона жителей приходится 70 миллионов овец.
  23. В морковке содержится 0% жира.
  24. Для пары туфлей необходим один аллигатор, а для пары ботинок — три.
  25. Огурцы состоят из воды на 96%.
  26. У тигров такая же полосатая кожа, как и мех.
  27. Крокодилы страдают дальтонизмом.
  28. Язык хамелеонов в два раза длиннее их тела.
  29. Собаки потеют через подушечки на лапах.
  30. Верблюды рождаются без горбов.
  31. Крокодилы глотают камни, чтобы нырнуть поглубже.
  32. Зубы акулы такие же прочные, как сталь.
  33. Во всех океанах мира золота содержится в 200 раз больше, чем уже добыто на земле.
  34. В Саудовской Аравии нет рек.
  35. Грязный снег тает быстрее чистого.
  36. Кости голубя весят меньше, чем его перья.
  37. Петухи не могут кукарекать, если полностью не вытянут шею.
  38. Вы можете увидеть радугу, если только будете стоять спиной к солнцу.
  39. Большая часть витамина C, содержащегося во фруктах, находится в кожуре.
  40. На каждого человека на земле приходится около миллиона муравьев.
  41. Вероятность быть ужаленным пчелой намного больше в ветреный день, чем в любой другой.
  42. Язык дятла может обернуться вокруг его головы 2 раза.
  43. В авокадо содержится больше калорий, чем в любом другом фрукте.
  44. Акула может почуять запах капельки крови за 4 км.
  45. Акулы не перестают двигаться, даже когда спят или отдыхают.
  46. Слоны общаются звуковыми волнами с частотой ниже, чем может слышать человек.
  47. Большинство коров производит больше молока, когда они слушают музыку.

У ребенка молодой отец


Сейчас многие мужчины становятся отцами после 40 лет. И это объяснимо. В этом возрасте они успевают сделать хорошую карьеру, заработать на квартиру и все необходимое, в состоянии обеспечить семью. Но позднее отцовство не очень хорошо сказывается на здоровье ребенка. С возрастом в сперматозоидах появляются мутации.

В Швеции было проведено исследование, в ходе которого проанализировали здоровье 2,6 млн. человек. Как оказалось, IQ детей мужчин, ставших отцами после 45 лет, в среднем намного ниже, чем у тех, кто появились от молодых мужчин. Они в 2,5 раза чаще не могли окончить даже среднюю школу. К тому же у них возрастает риск возникновения синдрома гиперактивности в 13 раз, появления психических заболеваний в 13 раз, они чаще становятся наркоманами.

Но назвать точный возраст, в котором желательно родить ребенка, нельзя, однако специалисты советуют не затягивать с этим, критический порог – 40 лет.

15 признаков одаренности ребенка

Возможно вы задаетесь вопросом, как определить одаренного ребенка

Если да, то вот 15 отличительных признаков, на которые вам стоит обратить внимание:

1. Они говорят, как профессора

Одаренные дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические дети. Осваивать языковые навыки им также проще. У одаренных детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они определяют паттерны

Навык определения паттернов (например, паззлы или время, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребенок не является одаренным.

3. Они много читают

Как было сказано ранее, одаренные дети невероятно любопытны. Чтобы удовлетворить свое любопытство им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребенок что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чем-либо

Одаренность – еще одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант – это явный признак одаренности ребенка.

5. Им нравится общество взрослых и детей постарше

Одаренным детям, в силу их высоко развитых умственных способностей, неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одаренным детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сфокусированы

Тут стоит кое-что добавить: большинство одаренных детей обладает выдающейся способностью сосредотачиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одаренный ребенок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребенка плохо получается сосредотачиваться.

7. Они зрелые

Одаренный ребенок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребенок одаренный, то вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одаренные дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8. Они оригинальны

Одаренные дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9. Они лидеры

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно, из одаренных детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребенок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление

В то время как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одаренные дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удается самим во всем разобраться.

11. Они наполнены энергией

Одаренные дети всегда находятся в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает

Обратите внимание, что умные и одаренные дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы их слова успевали за их мыслями

12. Им нужно проводить время наедине с самими собой

Как и большинство детей, одаренным детям нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одаренным детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

13. Им нравится природа

Некоторые одаренные дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любопытство больше всего проявляются на природе.

14. Им иногда не удается реализовать свой потенциал

Да, вы все правильно прочитали. Умные и одаренные дети тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют. Нередко случается такое, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одаренные дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за плохой концентрации внимания, небрежности, фрустрации и, чаще всего, обычной скуки.

15. Они считают, что учиться это весело

Одаренным детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям, ребенок может даже разделить несколько интересов со своими сверстниками.

План работы с одаренными детьми в школе

Повремените с выводами

Проследите за его постоянным поведением, обсудите с другими педагогами, пообщайтесь лучше с учеником, его родителями.

Только тогда, совместно с педагогом, психологом, сделайте вывод со своих наблюдений и полученной информации.

Составьте план работы с одаренными детьми в школе и организации внешкольной занятости.

Избегайте ярлыков

Когда Вы поняли, что ученик одарен гениальностью, не следует сразу говорить всем, что он «одаренный», а остальные «не одаренные». Это осознание явно никому не принесет пользы.

Уделяйте внимание всем ученикам

Будет несправедливо забывать о других учениках, только потому что в их классе есть более талантливый.

Поверьте, все нуждаются в Вашей педагогической помощи ничуть не меньше

Только представьте: обычный класс с одаренным ребенком, — он понимает весь материал, а иные чего-то недопонимают, но учитель обращает внимание только на него (вместо того, чтобы лучше объяснить тему всем)

Поддержка способностей одаренности и интереса

Пятая по пирамиде А. Маслоу потребность (потребность в самоактуализации) у талантливых детей может проявляться раньше, чем у остальных, — не подавляйте ее.

Например, если хвалите одаренного ребенка, то не забывайте хвалить достижений в том же остальных (в этот момент делайте акцент не на неудачах, а на успехах).

Не провоцируйте в одаренности перфекционизм

Одаренные дети склонны к чрезмерному перфекционизму, но это может привести к серьезным психическим проблемам (повышенный уровень тревожности, неврозы).

Поэтому постарайтесь избегать таких поступков и слов, которые провоцируют такое поведение в детях.

Привыкайте к протестному поведению

Обычная школьная программа может вызывать недовольство и скуку у талантливых детей, поэтому придумайте какие-то особенные задания, которые заменят им однотипные.

Сдерживайте эгоцентризм ребенка

Нередко одарённые дети демонстрируют некоторый эгоизм, высокомерие к своим сверстникам (а порой к учителям).

Воспитайте в каждом ученике доброжелательное отношение друг к другу, терпимость, объясните, что те или иные способности не должны быть поводом для оскорблений, неприязни, высокомерия.

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Раннее развитие

Большинство современных родителей торопят развитие чада, стремясь насытить его график как можно большим количеством развивающих занятий и кружков. Но учёные давно обнаружили тот факт, что страстная погоня за интеллектом дошкольников только ухудшает его развитие. Во-первых, умственная перегрузка чревата очень серьёзными последствиями, поскольку детский мозг только формируется и любые стрессы негативно сказываются на этом процессе. Во-вторых, взрослые легче переносят такую перегрузку, хотя и им известно, насколько подобное состояние мучительно.

Кроме того, любое принуждение к занятиям и обучению способно только затормозить тягу к познанию нового и интересного. Занятия с детьми не должны выглядеть как занятия. Игра – это и есть лучший процесс обучения, который малышу должно быть позволено прекратить в любой подходящий для него момент, так как лучше него никто не знает, когда мозг дошкольника нуждается в отдыхе. Об этом впервые заявила известная педагог Мария Монтессори, а впоследствии все специалисты по детской психологии подтвердили её правоту.

Прослушивание мелодий, танцы, и пение не просто улучшают настроение, но развивают пространственную ориентацию, координацию, активизируют математическое мышление, способствуют развитию фантазии и т.д.

Особенности одарённых детей

В первую очередь важно сказать, что одарённость не ограничивается высокими показателями по тестам интеллекта. Одарённые школьники действительно имеют более высокие баллы IQ, чем их сверстники, но это не единственная их отличительная черта

Они демонстрируют достижения в одной или нескольких сферах — в математике, естественных науках, освоении языков. Лучше всего изучена на данный момент математическая одарённость, и большинство примеров в этой статье будут относиться к ней.

Одарённые школьники также демонстрируют высокую креативность. Они способны не только решить сложную задачу, но и найти для этого необычный способ или даже придумать задачу «с подвохом» самостоятельно.

Талантливые школьники отличаются и особыми личностными характеристиками. Они часто обладают склонностью к перфекционизму, чувствительны к противоречиям, критичны к полученной информации, автономны и независимы в интеллектуальном поиске, стараются интегрировать знания из разных сфер.

Помимо этого, они обладают высоким уровнем мотивации к обучению. В зарубежной литературе для этого придумали термин need for cognition — «потребность в познании». Если обычного школьника сложная и неподъёмная на первый взгляд задача, скорее всего, отпугнёт, то одарённый будет часами над ней сидеть и пытаться решить, потому что сам процесс решения доставляет ему удовольствие.

10.

Снежинки почти всегда имеют шесть граней
Снежинки могут выглядеть как уникальные маленькие произведения искусства природы, но их основную форму на самом деле можно объяснить наукой. Снежинки состоят из воды, и молекулы воды связаны друг с другом определенным образом, обычно шестью гранями. «Каждая из двух слегка отрицательных областей кислорода может соединяться со слегка положительным водородом из другой молекулы воды», — объясняет инженер Линда Гейнс в Double X Science.
«Когда все четыре слабо заряженных области соединены с другой молекулой воды посредством водородной связи, получается четырехгранная форма (четырехгранная пирамида). Когда вода замерзает, эти тетраэдры сближаются и кристаллизуются в шестиугольную структуру.»

Заключение: почему важно определить одаренность ребенка

«Правильное определение, четкое объяснение и постоянная поддержка помогут одаренному ребенку адаптироваться» — Гейл Пост, доктор наук

Невзирая на все трудности определения умственных способностей, оно все-таки необходимо для развития ребенка. К примеру, определение того, что ребенок умственно отсталый может играть решительную роль в том, преуспеет он или же потерпит неудачу. Это также относится и к одаренным детям.

Одаренные дети, чьи способности не удалось раскрыть, часто становятся предметом для насмешек и издевательств. Не стоит позволять, чтобы такое произошло. Более того, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном мирововом обществе. В первую очередь, одаренного ребенка необходимо поместить в правильную среду и позволить ему добиться успеха, на его условиях.

Перевод статьи — 15 Signs of a Gifted Child via Клубер

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: