9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

Как забывать лишнюю информацию

Память – одна из важнейших способностей человека, оказывающая влияние на всю его жизнь. И многие люди относятся к проблеме развития своих навыков запоминания очень серьезно. Благо, что и возможностей развития памяти сегодня огромное количество. Если у человека возникла потребность в том, чтобы улучшить свою память, он может без проблем найти подходящие материалы

Однако намного меньшее внимание уделяется проблеме забывания, хотя важность ее нисколько не меньше. Ведь у многих из нас нередко появляется желание избавиться от каких-то воспоминаний, ощущений из прошлого, да и просто освободить свою память от ненужной информации. Именно об этом мы и поговорим в статье. Читать подробнее…

Именно об этом мы и поговорим в статье. Читать подробнее…

10

Законы памяти в психологии

Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.

Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.

Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.

Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.

Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.

Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.

Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.

Как мы запоминаем информацию

Для начала, хочется сказать огромное спасибо нашей природе за то, что мы с вами не запоминаем все увиденное и услышанное. Подумайте сами: каждая новость, каждый случайно услышанный разговор и мем ВКонтакте крепко закрепляются в вашей памяти… В такой куче информации было бы очень сложно разобраться и вовремя вспомнить то, что вам нужно в данный момент. Например, день рождения вашей второй половники мог бы спокойно затеряться среди текстов песен Агутина и когда-либо услышанных шуток про гаишников. Тем более, что многие вещи мы предпочитаем забыть намеренно, согласны?

Как происходит процесс запоминания? Ваш мозг постоянно получает огромное количество информации. Это не только то, что вы видите или слышите. Это непрекращающийся поток всех ваших мыслей и сигналов от всех органов чувств. Иными словами, мозг получает намного больше данных, чем способен обработать и запомнить. В итоге, он запоминает только то, что считает полезным для вашей жизни и безопасности. Поэтому, чтобы запомнить что-либо конкретное, надо убедить мозг в том, что вам это необходимо. Но об этом чуть позже.

Мозг состоит из огромного числа нейронов. При запоминании информации, между нейронами образуются новые связи. Чем чаще вы используете определенную информацию, тем крепче становятся соответствующие ей нейронные связи. Например, если вы посмотрите один и тот же фильм раз 10, то сможете без труда предугадывать реплики главных героев. На этом же принципе строится обучение чему-то новому: вы повторяете действие раз за разом, соответствующие нейронные связи укрепляются, и со временем повторить это действие вам становится легче.

Два типа памяти человека

Пару слов памяти. Человеческий мозг можно сравнить с компьютером, обрабатывающим информацию. Как и в вашем ПК, у вас есть два типа памяти:

  1. Оперативная (кратковременная) память — хорошо и точно запоминает необходимую информацию на короткий промежуток времени (обычно — 20-30 секунд), но затем эти воспоминания быстро теряются среди новых. Например, вы посмотрели на часы, но уже через мгновение даже под дулом пистолета не смогли бы вспомнить положение стрелок.
  2. Постоянная (долговременная) память — то самое «место», куда сохраняются ваши воспоминания на более длительный период. Воспоминания, к которым вы долго не возвращаетесь, мозг приравнивает к лишним и стирает. Также все воспоминания подвергаются изменениям из-за того, что нейронные связи мозга постоянно меняются и обновляются, принимая новую информацию. В итоге, вы можете помнить то, чего на самом деле не было (ложная память).

Теперь давайте перейдем к тому, как быстро запомнить информацию.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли

Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе

Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Как замечать больше, запоминать быстрее и помнить дольше

Найти новую для себя захватывающую литературу, а затем искать наслаждение читая страницу за страницей — что может быть интересней? К чтению стоит подходить ответственно. Нет нужды тратить время на дешёвое бульварное чтиво. Книга должны быть источником знаний и настоящим товарищем в трудную минуту. Чему нас может научить чтение?

Первым делом оно помогает избавиться от страха перед одиночеством. Ведь оставаясь наедине с книжкой мы находимся в одиночестве. Она является лучшим стимулятором для наших умственных возможностей. А подобное комфортное пребывание идёт лишь на пользу.  С её помощью найдём советы, опыт, силу, мудрость, развиваем концентрацию.

Периодически мы сталкиваемся с заданием запомнить какой-либо материал. Одним это даётся без проблем, у других возникают определённые трудности. К глубокому сожалению человеку не удаётся полностью на 100% использовать свой мозг. Психологи до сих пор не могут полностью разобраться в его работе. Зато можем развивать память. А это в свою очередь поможет добиваться успехов в работе, общению с друзьями, личной жизни.

Понадобится лишь заняться некоторыми тренировками. Как известно она делится на:

  • слуховую;
  • вкусовую;
  • обонятельную;
  • зрительную;
  • тактильную.

Все они помогают хранить нам большие объёмы памяти.

Все подобные виды памяти развиваются у нас по-разному. Кто-то легко запоминает текст услышав его или прочитав в слух. Другим проще прочитать. Для этого Вы должны сами определить, как Вам проще и удобней. В самом конце этой статьи будет ссылка на бесплатные курсы по улучшению своих умственных способностей.

Способы

Всего существует 3 способа запоминания, помогающие запомнить много информации в короткий срок.

  1. Рациональное. Происходит с помощью использования логической памяти.  Закрепляется в сознании логической связи между изучаемым материалом и жизненным опытом. Сначала осознаём прочитанное. Благодаря этому становится легче воспринять информацию.
  2. Мнемотехническое. Здесь происходит запоминание не смысловой информации. Текст переводится в знакомые образы и ассоциативную связь. Так удобней одолеть материал, не несущий смысловой нагрузки: даты, фамилии, телефоны, адреса.
  3. Механическое. Обычное зазубривание. Считают малоэффективным. А с возрастом подобная способность только ухудшается в силу старения клеток организма.

Методики 

Разные методики используют для быстрого усвоения материала. Лучше всего подойдёт самый эффективный — метод вдумчивого чтения. Он прекрасно подойдёт как для маленького, так и для большого объёма. Её часто пользуются актёры.

  • Внимательно, медленно, с чувством читаем. Даже можно вслух. Желательно понять главную идею, сюжет.
  • Стоит попробовать разбить на небольшие куски. Так легче работать.
  • Перепишете вручную на лист бумаги. При записывании кое-что остаётся в голове. Делайте не спеша, с толком, расстановкой.
  • Перескажите всё своими словами. Вспоминайте все мелкие детали., опирайтесь на ключевые моменты.
  • Запишите всё ещё один раз.
  • Перед отходом ко сну прочитайте ещё 1 раз.

Именно такой способ весьма полезен для студентов, учеников, актёров кино и театров.

Некоторые практичные уловки

Если есть возможность, то главные моменты можно раскрашивать ярким маркером. Но только в том случае, когда это не книга. Их нельзя портить.

Некоторым помогает вычитывание вслух или даже пение. Довольно-таки самый нестандартный подход. Попробуйте почувствовать эмоции и чувства главных героев. Примерить их на себя.

Найдите партнёра, который поможет. Многие актёры часто репетируют вдвоём. Или попросите приятеля проверить Вас.

Весьма эффективно записать на диктофон. Его всегда возможно прослушать в любой обстановке. Даже занимаясь спортом, во время поездок. В последнее время стало даже популярным слушать аудио книги.

Тренируйте свою память постоянно. Это понадобится в любом возрасте. Учиться никогда не поздно. Билл Гейтс, Уоррен Баффет читают не менее 70 новых книжек в год. А ведь они совсем не глупые люди, которые добились большого успеха в бизнесе. Может даже благодаря этому.

Пройдясь по этой ссылке Вы сможете пройти особые тесты и получить хорошие советы:

Советы психологов

6 советов от психологов, о том, как улучшить и развить память.

Совет №1. Следите за питанием

Рацион должен быть сбалансированным и питательным

Особое внимание уделите тем продуктам, которые улучшают память

Например, по мнению исследователей из американского Центра изучения болезни Альцгеймера, к ним относятся яйца, мята, рыба, грецкие орехи, горький шоколад, брокколи, шпинат, помидоры, авокадо, бананы, цельнозерновой хлеб.

Совет №2. Занимайтесь спортом

Спорт улучшает настроение и укрепляет память. Причем вдвойне полезно устраивать физические разминки непосредственно перед интеллектуальными нагрузками.

В 2013 году исследователи К. Л. Хоган, Ю. Мата и Л. Л. Карстенсен провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что тренировки улучшают память как у молодых людей, так и у стариков.

Совет №3. Избегайте перегрузок

По данным портала Инвитро провалы в памяти, забывчивость и проблемы с усвоением информации могут быть связаны со стрессом, усталостью, психоэмоциональным, интеллектуальным или физическим перенапряжением.

Не лишайте себя полноценного сна, обеда, отдыха и пятиминуток для отдыха в процессе работы.

Как улучшить память и внимание: 19+ способов, 17 упражнений и Советы психолога

Как научиться быстро читать (скорочтению) и запоминать: Способы, упражнения и примеры

Законы Паркинсона (в Примерах) – Как их применять в жизни

Как поднимать энтузиазм в Примерах – Способы и Методы, Советы психологов

Как отдохнуть от всего, когда вы истощены – 26 способов отвлечься и набраться сил

Совет №4. Заботьтесь о здоровье

Высыпайтесь и своевременно лечите соматические заболевания и избавляйтесь от психологических проблем.

Во сне мозг обрабатывает полученную за день информацию и «раскладывает ее по полочкам»: то, что не нужно, забывается, новое и нужное присоединяется к уже известному, а если базы нет, то кладется в новый «ящик».

Французские исследователи определили, что сон между тренировками по запоминанию информации способствует лучшему усвоению материала (2016 год).

Совет №5.Откажитесь от вредных привычек

В 2010 году Стивен Хейшман вместе с командой исследователей экспериментально доказал вред сигарет и наркотиков для работы памяти.

А в 2013 году ученые из Университетского колледжа Лондона выяснили, что курение и алкоголь разрушают мозг и ухудшают память.

Кроме этого, в процессе выполнения какой-либо когнитивной задачи мозг человека с вредной привычкой испытывает серьезные перегрузки.

Совет №6. Читайте бумажные книги

При чтении с монитора скорость снижается на 30%, а также материал хуже усваивается, глаза быстрее устают.

Кроме этого, в электронных изданиях зачастую не выражена структура. А если вы читаете бумажную книгу, то можете запоминать информацию еще и визуально: «Ага, третья строка сверху на 10 странице», «Это было где-то внизу и ближе к середине».

В заключении

Мозг стареет вместе со всем организмом. В старости меняется нейрохимический баланс, нейроны дольше и сложнее группируются. Это приводит к проблемам с памятью. Однако при регулярных тренировках, систематических интеллектуальных нагрузках и здоровом образе жизни можно замедлить старение мозга.

Что касается детей, подростков и молодых людей (рассматриваем здоровых граждан), то они при помощи тренировок памяти могут добиться выдающихся результатов, стать настоящими гениями.

Мы разобрали самые лучшие методы, но вы можете выбрать из них несколько подходящих именно вам. Помните, мы говорили, что люди бывают разных типов в зависимости от ведущего канала восприятия? Определите свой тип (например, через этот тест) и выберите те техники, которые нравятся больше всего.

Визуалам лучше подчеркивать важное в тексте, делать зарисовки, представлять прочитанное.
Аудиалам лучше читать материал вслух, записывать на диктофон и потом слушать.
Кинестетикам нужно придумать чувственные образы.
Дигиталу рекомендуется составлять планы и схемы, таблицы, другие логические структуры.

Как правильно подать меню?

Как официант должен подать меню по правилам этикета?

Как только гости расположились за столиком, официант подходит с левой стороны от каждого клиента и предлагает ему ресторанное меню. Меню можно подавать в раскрытом или закрытом виде – это не столь принципиально. Главное  на первом этапе обслуживания в ресторане – не оставлять гостей без внимания и как можно быстрее подойти к ним, чтобы ознакомить с меню и принять заказ.

Меню подается в первую очередь дамам, потом мужчинам. Когда в ресторан приходит семья с ребенком, то официант прежде всего предлагает ребенку специально составленное детское меню. Пока малыш  занят изучением красочного буклета, его родители спокойно ознакомятся с меню для взрослых и выберут блюда для себя.

В какой последовательности принимать заказ от клиентов в ресторане?

Принимает заказ официант сначала от женщин, затем от мужчин. Если за столом присутствуют дети, заказ следует принять сначала от них. Но чаще всего за детей заказывают матери или бабушки, присутствующие за столом.

Кому сначала подавать блюда?

Доставив блюда к столику, официант прежде всего обслуживает детей и дам, а затем уже подает блюда мужчинам.

Если во время трапезы гость ресторана случайно уронил на пол прибор, официанту следует немедленно заменить его на чистый.

10 подсказок для лучшего запоминания

1. Зубрежка уже не актуальна. Или такой вариант: вы лихорадочно читаете параграфы учебника, веря, что формулы или правила сами собой отложатся в памяти. Существуют более эффективные способы выучить необходимую информацию. Например, метод под названием «припоминание».

Выглядит он примерно так: изучив новый материал, субъект старается собраться и, закрыв нужную страницу, «разложить всё по полочкам». Удобно таким образом вычленить из материала смысловые опорные пункты. Психологи объясняют, что нервные окончания, которые мы напрягаем, стараясь припомнить факт, закон или правило, укрепляются во время тренировок и потом помогают быстрее извлекать из памяти то, что необходимо.

2. Психолог Эббингауз больше ста лет назад занимался проблемой, как лучше запоминать незапоминаемое. Проводя соответствующие опыты, он получил неутешительные для нерадивых студентов результаты: уже в продолжение первого часа забывается около 60% полученной свежей информации, через 10 часов после выучивания в памяти задерживается 35% информации. Психологи заинтересовались опытами Эббингауза и ввели в практику так называемое интервальное повторение: 1-е — непосредственно после прочтения, 2-е — через 20 минут, 3-е — через восемь часов, 4-е — через сутки. Однако, чтобы запомнить схему интервального повторения, вы также должны воспользоваться интервальным повторением, а это не так просто.  

Двигаемся далее.

3. Эббингауз, кроме всего прочего, открыл «эффект края». Смысл данного открытия заключается в том, что лучше всего запоминаются данные, находящиеся в начале и/или в конце текста.  

4. Интересное или эмоционально яркое запоминается проще. Если вам очень нужно выучить анатомический атлас, вообразите, что вы видите на страницах не скелеты, мышцы и суставы, а привлекательных девушек с этими же суставами.  

5.  Пытайтесь отыскать собственное решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Используйте практический опыт, опять же, память и мышление. А потом уже с облегчением окунитесь в текст.

6

Фиксируйте важное от руки. Результаты специальных исследований гласят что, записав информацию от руки, мы храним ее в кладовых нашей памяти более надежно

7. Читайте вслух. Хотя не все оценят мелодичность и громкость вашего голоса, вы не в пример лучше запомните химию, задействовав разные органы чувств (а не только зрение).

8. Перед экзаменом подключите к процессу своих домочадцев. Поймайте брата или бабушку и перескажите им с десяток страниц из учебника. Пересказ способствует укреплению в голове главных пунктов общего содержания и структурированию информации.

9. Сжимать кулаки. Был поставлен эксперимент с 50 волонтерами, который помог доказать, что сжатие правого кулака во время усвоения информации способствует эффективной работе памяти. Когда человек сжимает кулак, в мозгу активируются места, связанные с памятью.  

10. Не сидите с книгами сиднем, перемещайтесь из комнаты в комнату. Это необходимо делать не только для того, чтобы не уснуть над фолиантами. Перемена места обучения стимулирует память. В одном из экспериментов специалисты выявили факт, что студенты, изучавшие лексику словаря в двух различных помещениях, отвечали успешнее, чем люди, корпевшие над словарями в одной и той же комнате.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Оживите персонажей и создайте ассоциации

Постарайтесь вместе с ребёнком визуализировать сюжетную линию стиха. Как только происходящее в произведении в детском сознании заиграет красками, текст станет простым и понятным. Оживите персонажей стихотворения, подумайте, как они выглядят и какой у них характер. Визуализация детям даётся проще, чем взрослым, ведь их воображение ещё не знает границ. Прочитайте стих вместе несколько раз, закройте глаза и представьте, что это мультфильм. Так любой, даже самый сложный сюжет станет последовательным. Созданные ассоциации помогут вспомнить стихотворение даже после окончания школы.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на
процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание
— это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека,
«закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под
действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия»
.

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или
произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по
степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях
запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других
случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное
выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это
запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от
несущественных деталей и особенностей

Выделение существенного зависит от
понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что
второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием
человека, с запасом его знаний. Заучивание — вариант высшей точности
воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется
особенно часто

Оно подразумевает «систематическое, планомерное,
специально организованное запоминание с применением определённых приёмов»

Заучивание — вариант высшей точности
воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется
особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное,
специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» .

Воспроизведение словесного материала без понимания его
смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей
материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный
механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию»
. «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании
смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями
запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями»
.

Благодарим за просмотр «9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно» онлайн.

Предлагаем вам смотреть бесплатно фильмы, сериалы и видео различных жанров и направлений, которые доступны онлайн в HD качестве. Все фильмы и видео онлайн-кинотеатра доступны для просмотра .

Помимо «9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно», рекомендуем вам ознакомиться с другими фильмами, сериалами и видео, структурированными по категориям:

  • Российское кино
  • Фильмы, снятые в СССР
  • Зарубежные фильмы
  • Российские и зарубежные сериалы
  • Анимация, мультипликационные фильмы
  • Документальные фильмы и видео
  • Трейлеры, обзоры фильмов
  • Музыка, музыкальные клипы
  • Видео и фильмы про животных и насекомых
  • Кулинарные видео рецепты
  • Юмор, розыгрыши и пранки

Структурирование информации

Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания

При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.. Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

  1. Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
  2. Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
  3. Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
  4. Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
  5. Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
  6. Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
  7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные. Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.
  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234? После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.
  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Пишите шпаргалки

Если информация осмыслена, её проще запомнить. Поэтому писать шпаргалки полезно. Но только в том случае, если вы сами перерабатываете и структурируете материал. Ася Казанцева советует ограничить объём шпаргалки. Например, взять лист формата A4 и постараться уместить на нём всю нужную теорию. Полезно писать от руки и фиксировать общие закономерности, а не конкретные примеры. Если вдумчиво сделать такую шпаргалку, то на экзамен её можно и не брать — информация запомнится сама собой.

Также полезно составлять ментальные карты — упорядоченные графические схемы. Исследования учёных американского университета Джона Хопкинса показали, что успеваемость студентов, записывающих лекции в виде таких карт, выше на 12%. 

Как быстро выучить стихотворение

Безусловно, учить стихи намного проще, чем научные материалы, но и это бывает нелегко, если времени в обрез. Все перечисленные выше методики прекрасно подойдут и для стихотворений — можно смело использовать любой способ. Но есть и специфические методы, которые помогут именно в том случае, когда мы имеем дело с рифмой.

Если хотите быстро запомнить стихотворение:

  • попробуйте пропеть его, подобрав любой несложный мотив — песни запоминаются намного легче;
  • визуализируйте тест, схематично зарисуйте все, что происходит в стихотворении;
  • подключите двигательную память — отбивайте ритм текста и жестикулируйте во время чтения;
  • прочитайте материал вместе с другом, распределив роли или изобразив диалог;
  • выпишите на бумагу первые слова и рифмы каждой строчки — зная начало и конец строки, вам будет несложно вспомнить все остальное.

Пытаясь быстро выучить что-либо перед экзаменом, тестированием или важной контрольной работой, не занимайтесь зубрежкой до глубокой ночи. Усталость и дефицит сна плохо сказываются на памяти, снижают способность сосредоточиться и сделать все на отлично. Кроме того, во время сна наш мозг занят работой — он систематизирует информацию и связывает ее с уже имеющимся багажом

Даже если вечером вы думаете, что ничего не запомнили, утром может оказаться, что в памяти осталось намного больше. Все дело в том, что за ночь информация улеглась и стала частью актуальных знаний

Кроме того, во время сна наш мозг занят работой — он систематизирует информацию и связывает ее с уже имеющимся багажом. Даже если вечером вы думаете, что ничего не запомнили, утром может оказаться, что в памяти осталось намного больше. Все дело в том, что за ночь информация улеглась и стала частью актуальных знаний.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: