Словесные игры на развитие речи

Зачем тренировать память?

Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.

К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.

Правило №1: понятно!

Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

«Повторяй за мной»

Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

  • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
  • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
  • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама.Пи-жа-ма.Скажи вместе с мамой: «Пижама».
  • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

«Колыбельная»

Упражнение помогает малышу произносить звук«а-а-а».Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а»,«а-а-а»(на разных высотах).

Побуждайте ребенка к произнесению звука «а»

Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас

Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а».Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

«Моя энциклопедия»

Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова

Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам. В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему

Черезкакое-товремя возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

«Первая галерея»

Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

  • Для начала подготовьте3—4 картинкии повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
  • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит —ку-каре-ку,курочки кудахчут —ко-ко-ко».
  • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

Пальчиковые игры

Еще в глубокую старину щекотание и игры с помощью пальцев были самыми первыми играми, привлекавшими внимание малыша. Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова

Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью

Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова. Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью.

Сегодня существуют и многие другие развивающие игры и упражнения, а так же игрушки, которые не только помогут вашему малышу заговорить и произносить слова правильно, но и будут способствовать расширению словарного запаса ребенка, умению строить связные предложения и тексты.

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

Ниже представлены несколько вариантов таких заданий.

«Какое слово лишнее и почему?»

Цель игры — развитие слухового внимания и слуховой памяти, логического мышления. Игра также поможет автоматизировать навык речи. В некоторых случаях применяется для лечения заикания. В таком случае прибавляется рука для более плавной речи.

Логопед произносит четыре слова. Чадо их повторяет и говорит, какое слово лишнее. Затем он объясняет, почему выбрал именно это слово.

Например: стул, стол, диван, дерево. Лишнее слово- дерево, потому что всё остальное называет мебель, а дерево- растение.

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

«Скажи по-другому (учим синонимы)»

Это игра с мячом. Она развивает память, скорость мышления, логику. Воспитатель называет слово, кидает ребёнку мяч. Малыш должен поймать и придумать слово- синоним. Слова могут быть такими:

  • Высотный (дом),
  • Охранять (природу),
  • Ехать,
  • Знаменитый (человек).

Сами слова лучше всего произносить в словосочетаниях. Так ребёнок сможет лучше понять смысл слова.

Есть и второй вариант. В нём нужно назвать антоним того слова, которое слышит.

Вообще эта игра может видоизменяться по-разному. Например, воспитатель может ничего не говорить этому ребёнку. Малыш может увидеть или услышать какой- то предмет, загадать его и назвать его синоним или антоним — зависит от конкретного задания.

«Я начну говорить, а ты закончи»

У этой игры также может быть много вариаций: дополнять буквы или слоги, чтобы получились слова, а можно придумывать слова, чтобы получились предложение. Главное умение, которое развивает эта игра, — думать логично. Например:

  • «Летом трава зелёная, а осенью……(жёлтая)».
  • «Дорога широкая, а дорожка…..(узкая)».

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них

Чтобы развить речь, нужно общаться. Но в условиях, когда родители постоянно работают, часто это делать сложно. В этом помогает детский сад (ДОУ). Воспитатели общаются с детьми и учат их общаться с другими. Но как спровоцировать их на разговор? Могут помочь мастер-классы по общению. Это также можно сделать с помощью вопросов.

Воспитатель

Но и тут существует несколько правил:

Легче всего общение проходит по теме того, что происходит вокруг. Например, если малыш играет с игрушками, его можно спросить, какого они цвета, размера, формы и т. д.
Вопросы должны быть чёткие, конкретные и лаконичные. Детская психика просто не воспринимает слишком длинные вопросы

Внимание моментально переключается на что-то более интересное и понятное.
В вопросах лучше придерживаться одной темы. Например, если воспитатель спрашивает об одной игрушке, а потом переходит на вопрос о родителях, ребёнок может просто неправильно его понять

Если уже начали говорить об игрушках — тему надо продолжить.

Детская речь ещё недостаточно понятна

Её развитие, безусловно, очень важно. И не стоит им пренебрегать, даже если кажется, что у ребёнка всё хорошо

Чем лучше у дошкольника развито умение общаться, тем лучше пройдут процессы адаптации и социализации в школе. Эта задача ложится на плечи воспитателей.

Морской бой

Если в доме
есть сиблинги, то это просто идеальная игра для купания в ванной.  Собственно, нужно два участника (но можно и
больше), емкость с водой (тазик на столе тоже подойдет), флотилия (можно
использовать бумажные кораблики, а можно использовать упаковки из-под киндера сюрпризов,
снабдив их парусом из бумаги, например).

Итак, регата
начинается. Чей кораблик первым доберется до финиша?  Здесь дыхание должно быть легким и
направленным, чтобы кораблик не перевернулся, сильным, чтобы плыл дальше других
и размеренным, чтобы дыхания хватило довести корабль до финиша.

По аналогии
можно устраивать гонки бумажных шариков на столе, разметив его предварительно
скотчем. В соревновании должны участвовать все члены семьи: у кого самое
сильное дыхание?

Воздушный волейбол

Дома очень
часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки,
соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену.  
То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю
наиграться. 

Правила
простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только
одним дыханием.  Есть конечно риск, что
дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.

Если же
очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в
воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте
посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.  

Феноменальная память правого полушария — фотографическая память

Игры с картинками, упражнения на память для детей 5-6 лет

Самая совершенная память. О чем идет речь? Это когда прочитал книгу, а потом просто листаешь страницы  у себя в голове и выбираешь из нее нужные сейчас моменты)

Да, такого можно добиться. Дети с развитым правым полушарием головного мозга по методике Макото Шичиды именно так и действуют. Конечно, это целая система, но мы можем включать эти игры в свои занятия.

Что нужно делать?

Важны игры с карточками, но особенным образом.

Самые простые.

40. Что пропало?

Кладем перед ребенком несколько картинок и просим запомнить. Начинаем с 3 — 5 штук. Смотрите по ребенку, можно начинать с 5 — 7 штук.

Собираете картинки и опять выкладываете только без одной.

41. Что появилось?

Выкладываем перед ребенком картинки, просим запомнить. Потом собираем, добавляем новую, опять раскладываем и просим определить, какая картинка появилась.

42. Какую показала первой?

Это знакомая вам игра «Найди отличия». Задача не искать отличия — это игра на внимательность, описанная выше. А играть так: показываем любую из двух, потом две и просим определить, какую показали в первый раз.

43. Запомни узор. Можно использовать мандалу, а можно мозаику.

Выложите узор, покажите ребенку, а потом попросите собрать такой же. Сначала самый простой, а потом наращивайте количество фишек.

44. Размести правильно

Показываем картинки в домиках. Ребенок смотрит, запоминает, а потом выдает ему домики без картинок и отдельно картинки и просим разместить их в нужные домики.

Выводы

Почему в 4-6 лет необходимо заниматься развитием правого полушария? Потому что после 6-9 лет вступает в силу левое полушарие с его логикой, а правое полушарие с его воображением, фотографической памятью, лигвистическими, математическими способностями, интуицией отступает на второй план.

Возраст 4-6 лет — период активности правого полушария, развивая его, мы укрепляем межполушарные связи, развиваем весь мозг.

Правое полушарие — это не только феноменальная память, это креативность, творчество и уверенность в своих способностях (Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов).

А как насчет того, чтобы научить ребенка листать книги в голове и выбирать нужную информацию?

Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме.

Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. В этой книге я открываю секрет, как этого достичь (откроется в новой вкладке).

По этой теме советую почитать статью про методику Макото Шичиды, как по ней развивать деток с рождения.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

«Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

  1. Ухо, колокольчик, лыжи — уколы
  2. Ломы, шары, диван — лошади
  3. Гиря, тапочки, ракета — гитара
  4. Совы, лопата, машина — солома
  5. Огурец, пушка, карандаш — опушка
  6. Дома, ромашка, гиря — дороги
  7. Карандаш, тюлень, шары – катюша
  8. Оса, синица, наперсток — осина
  9. Орехи, совы, капуста — осока
  10. Ворона, роза, тарелка — ворота
  11. Оса, куры, нитки — окуни
  12. Банан, заяц, рыба — базары
  13. Сова, балалайка, карандаш — собака

«Из слогов — предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них — предложения.

Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив — 1259

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Занятия на развитие связной речи

Важная часть языкового развития – это работа над становлением связной речи. Она обогащает словарный запас, позволяет добиться правильного звукопроизношения, способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова и предложения, готовит к письму.

Речь ребенка станет образной и выразительной только тогда, когда понятно и логично с ним будет общаться взрослый, поэтому занятия для развития речи должны проходить неторопливо и последовательно. Чтобы дети заинтересовались, нужно использовать доступные им методы обучения, привлекать других детей, самим родителям принимать активное участие.

Создать благоприятные условия для занятий помогут игровые уголки и наборы игрушек, позволяющие придумывать игры для развития речи детей дома. Лучшее, что может быть, — это домашний театр с разными персонажами и простыми декорациями (домики из конструктора, ветки деревьев, кубики). Так ребенок научится хорошо разговаривать и творчески импровизировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: