Развитие ребенка по месяцам до года

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Реагируют на цвет.

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста

В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения

Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку

В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование

Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Представления о себе в период раннего детства

Новообразованиями возраста раннего детства принято считать формирование самосознания, развитие Я-концепции, самооценки. К трём годам формируется образ себя: ребёнок отделяет себя от объектов внешнего мира, осознаёт свою значимость для других, начинает понимать свои чувства и желания. Для восприятия внешнего мира для ребёнка этого возраста характерен эгоцентризм. Ребёнок понимает, что некоторые вещи могут происходить независимо от его желаний. Но по- прежнему считает, что все видят мир так же, как и он.

Самосознание

Исследования показали, что зачатки самосознания начинают появляться в возрасте 18 месяцев. Связано это с быстрым ростом клеток передней части поясничной извилины, находящейся в лобной доле. О наличии самосознания может говорить выражение эмоций, осознание ребёнка самого себя в отличие от других людей и мира вообще. Малыш начинает интересоваться всеми способами подтверждения своего Я, например тенью, отражением в зеркале. Усваивает своё имя, проявляет особый интерес к людям с таким же именем. К трём годам начинает использовать местоимение «я».

Половая идентификация происходит в 2-3 года.

На основе наблюдений за поведением отца и матери, старших сестёр и братьев ребёнок начинает понимать, мальчик он или девочка, и каких форм поведения ему придерживаться

Поэтому присутствие отца в данном возрасте рядом с ребёнком крайне важно. После четырёх лет потеря отца мало сказывается на мальчиках при усвоении социальных ролей

Для девочек отсутствие отца начинает сказываться в подростковом возрасте, когда возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с юношами.

Я-концепции – это система представлений человека о самом себе.

Выделяют три уровня представлений:

  •  что собой представляет индивид;
  •  что он о себе думает;
  •  каким видит себя в будущем.

Эти представления формируются в результате познания и оценки ребёнком самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей. В раннем возрасте в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, которая отражает позитивное отношение к себе, заимствованное из отношений к нему взрослого. Самооценка ребёнка в три года, как правило, завышена. Он приписывает себе все положительные, одобряемые родителями качества.

Но несмотря на высокую самооценку, малыш претендует на признание родителей, стремиться к похвале. Положительно оценивая те или иные действия ребёнка, взрослые придают им привлекательность в глазах взрослых. Таким образом побуждают детей повторить эти действия, чтобы услышать от родителей слова одобрения.

Родителям важно помнить, что Я-концепция характеризуется тем, что человек может создать такой образ себя и поверить в него, который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней. Напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям

Поэтому, чтобы у ребёнка не возникло проблем в социальном и личностном плане, родителям необходимо помочь ребёнку создать такой образ себя, который поможет ему выстроить гармоничные взаимоотношения с другими людьми и с самим собой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.

Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.

Умственное развитие

В 1,5-2 года появляется символическое мышление. Ребёнок способен запечатлеть образ или символ предмета и представить его в уме в нужный момент. Это помогает малышу проделывать операции с воображаемыми предметами и решать простейшие задачи в уме

Для умственного развития ребёнка важно создать дома развивающую среду. Она представляет собой совокупность предметов развивающего характера, которые находятся в свободном доступе для ребёнка

В раннем детстве это могут быть пирамидки, кубики разного цвета, величины и из разных материалов, рамки-вкладыши, сортировки, сенсорные карточки, шнуровки и пр.

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития 2 года и 6 мес. 2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитие Собирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по форме Знает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речь Составляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов. Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активность Бегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 см Стоит на одной ноге.

Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см

Навыки Одевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столу Одевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
Игры Самостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы. Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Детские страхи в раннем возрасте

Особого внимания заслуживает эмоция страха, которая является проявлением инстинкта самосохранения. Появление чувства страха предупреждает организм ребёнка о грозящей ему опасности и реагирует соответствующим образом.

С развитием восприятия и умственных способностей расширяется кругозор ребёнка и рамки жизненного опыта, из которого постоянно поступает новая информация. Поэтому в раннем детстве диапазон страхов шире, чем в младенчестве. Кроме того, проведённые исследования показали, что пик страховой сенситивности приходится именно на третий год жизни.

В качестве источников страхов психологи называют конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сёстрам, психологическое состояние мамы и папы. Также стоит отметить и роль в возникновении страхов агрессивных картинок, которые идут с экрана телевизора, будь то мультфильм, передача новостей, или детективные сериалы.

В возрасте раннего детства чаще всего отмечается страхи неожиданных звуков, одиночества, боли и уколов, ночные страхи, страх перед засыпанием. Наблюдая за исчезающими из их поля зрения объектами, дети боятся и сами исчезнуть. Это может быть страх, что их может сдуть ветром или унести водой.

Данные возрастные страхи, как правило, проходят со временем, по мере развития мышления ребёнка. Однако фиксация страхов может приводить к серьёзным проблемам в поведении ребёнка. И здесь не последнюю роль играют взрослые, находящиеся рядом с малышом

Родителям важно гибко реагировать на эмоциональное состояние ребёнка. Раздражительность, гнев, могут только усугубить ситуацию и способствовать появлению чувства отверженности

Чрезмерная опека со стороны родителей также не избавят ребёнка от страха. Необходимо постепенное приучение малыша к объекту боязни, к общению с ним. Родители могут продемонстрировать взаимодействие с объектом страха и таким образом показать на своём примере, что ничего страшно не произойдёт.

Не следует заглушать чувство страха отвлечением его от объекта боязни. Непроработанное чувство страха может на время утихнуть, но проявиться позже и в другом качестве. Также не стоит высмеивать боязнь и чувства ребёнка. Необходимо помнить, что представления об окружающем мире и мышление ребёнка и взрослого находятся на разных ступенях развития. То, что взрослый может посчитать пустяком, для незрелой психики ребёнка может оказаться трагедией.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам. Сенсорные реакции Эмоциональная сфера Физическая активность Речь
Зрительные Слуховые
1 Следит глазами за движущимися игрушками Слушает голоса Улыбается
2 Долго рассматривает лица людей или игрушки Поворачивает голову в сторону говорящего человека Улыбается при общении В положении лежа на животике держит голову Издает звуки
3 Сосредоточивает взор на лице мамы или предметах Оживляется при общении с ним Наталкивается руками на висящие над ним игрушки
4 Узнает маму и радуется ей Поворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит его Смеется во время разговора с ним Берет и держит игрушку рукой Издает отдельные звуки
5 Различает знакомых и чужих людей Оборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людей Радуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушку Лежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Подолгу воркует, гулит
6 Узнает свое имя Сидит без поддержки.

Перекладывает игрушки

Лепечет, имитирует речь
7 Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметы На вопрос «где?» находит взглядом вещь
8 Подражает движениям взрослых с игрушками Активно ползает.

Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается

Понимает слово «нет». Жестикулирует.

9.

Выполняет плясовые движения под веселую музыку Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукой Реагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».

10 С удовольствием общается с другими детьми Манипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослых Называет родителей «мама» и «папа».

Ищет и дает игрушки

11 Активно реагирует на других детей, радуется Стоит без поддержки.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12 Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушку Самостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки. Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст 1 год и 3 мес. 1 год и 4–6 мес. 1 год и 7–9 мес. 1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитие Различает кубики по размеру Различает формы – шар, кубик, кирпич Ориентируется в размерах предметов По просьбе находит 3 цвета
Понимание речи Запоминает больше слов Объединяет карандаши по цвету, размеру Понимает сказку по картинкам Понимает рассказ на словах
Активная речь Лепечет и говорит короткими слогами: «би-би» Произносит простые слова Объясняет действия словами Разговаривает фразами из 2–3 слов
Движение Ест густую еду Ест жидкие блюда ложкой Снимает обувь, шапку Одевается при помощи взрослых
Навыки Долго ходит без отдыха. Наклоняется, пятится Перешагивает через невысокие препятствия Ходит по бордюру Преодолевает подряд несколько возвышенностей
Игры Повторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на ось Повторяет движения, которые увидел раньше Строит скамейки, домики Повторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития

Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни

Возраст Моторное развитие Социальное развитие Зрительные реакции Слух и речь Сон
0 мес Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем Успокаивается, когда берут на руки Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий Спит, просыпается на время кормления
1 мес Поднимает и держит голову, лёжа на животе Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка Следит за предметом Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов
2 мес Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно Улыбается в ответ, успокаивается при общении Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов
3 мес Держит голову, тянется к игрушке Активное бодрствование, комплекс оживления при общении Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы Ищет источник звука глазами, певучее гуление Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов
4 мес Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» Берёт игрушку, рассматривает свои ручки Певучее гуление, смех
5 мес Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха Берет игрушку, тянет её в рот Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов
6–7 мес Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках Поворачивается на голос, познавательный интерес Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке Активный лепет, узнаёт голоса близких
8–9 мес Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами Активный лепет, слоги Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов
10–11 мес Ходит у опоры, первые шаги Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват Слоги, 2–3 слова
12 мес Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой 3 слова, узнаёт картинки

Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений

Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: