Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут
Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
Социально-нравственное развитие и личностное развитие ребенка 3-4 лет
- Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
- Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
- Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
- Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
- Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.
Как еще развить речь у ребенка?
Если со здоровьем все в порядке, то развитие речи — дело времени. Но родители могут помочь своему малышу многими способами:
-
Чтение книг. Книги – источник знаний не только для взрослых. Для детей это – настоящий кладезь информации, именно из книг он узнает о животных, которых редко можно увидеть в реальной жизни, о явлениях природы, транспорте и процессе создания разных вещей. Они развивают воображение, фантазию, память и, конечно, речь. Для малышей нужно подбирать простые для понимания рассказы и истории, с большим количеством иллюстраций и рисунков. Можно не только читать текст, но и рассматривать картинки, показывать предметы, попросить ребенка что-то найти и показать. Рисунки помогут представить, как выглядит предмет, и в связке с описанием и воображением малыш быстрее запомнит название.
-
Стишки, песенки, потешки. Все эти формы творчества дают понимание ритмичности речи. Под них можно проводить разные процедуры: купание, массаж, умывание. Есть целое направление – логоритмика, которое занимается развитием речи на основе песенок и стихов.
-
Повторение за взрослым. Малыши с удовольствием повторяют за родителями, в том числе, если их об этом попросить. Так можно выводить слова из пассивной речи в активную.
-
Разговор. С ребенком нужно постоянно разговаривать, и не просто разговаривать, но стараться вовлечь его в диалог. Задавать вопросы, которые предполагают не кивок или отрицательное мотание головой, а относительно, по возрасту, развернутый ответ. Детей постарше можно просить пересказать какую-то ситуацию, например, рассказать бабушке, что произошло на прогулке, описать папе поход в цирк – это тренирует не только речь, но и память, формирует навык пересказа.
-
Договаривание стихов. Еще один прием, который тренирует и речь, и память. Это формат, когда мама говорит начало стихотворной фразы, а ребенок ее заканчивает, или мама говорит первую строчку, а ребенок – вторую и т. п.
-
Игры для развития речи. Маленький ребенок все усваивает лучше именно в форме игры. И таких игр – море: прятки, сюжетно-ролевые игры, различные «угадайки» и т. д.
-
Упражнения на артикуляцию: задувание свечки, надувание мыльных пузырей, цоканье язычком, воздушный шарик (надувать щеки и «лопать» их ладошками, «прятки» с язычком (ребенок высовывает как можно дальше язык, потом как можно дальше его прячет) и т. д.
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома.
Пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в средней группе
План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет — это важный аспект общего полноценного развития малыша. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра, которые это подтвердят. Но следует помнить, что все уроки должны приносить радость и удовлетворение как детям, так и родителям, и тогда первые результаты не заставят себя долго ждать.
Что ждет малыша у логопеда?
Несовершенство речевого аппарата – основная причина трудностей при произношении звуков дошкольниками. Один из инструментов для решения этой проблемы – артикуляционная гимнастика.
Специалист может предложить детишкам немало веселых упражнений, которые они без капризов повторяют перед зеркалом:
- «Ротик-бегемотик» — малыш сначала должен раскрыть ротик как можно шире (как бегемотик), а потом закрыть его.
- «Зубочист» — нужно широко улыбнуться и приоткрыть рот, а затем языком провести по верхним и нижним зубам, тщательно «очищая» их.
- «Чашечка» — улыбнуться, широко открыть рот, высунуть язычок и придать ему форму чашки, приподняв края.
- «Слоненок» — с усилием вытянуть губы трубочкой (челюсти при этом сомкнуты).
- «Покрасим потолок» — широко улыбнуться, приоткрыть ротик и языком погладить нёбо, будто закрашивая его кистью.
Гимнастика для губ и языка дошколятам нравится, но на таких занятиях они быстро устают. После «гимнастических трюков» логопед предлагает перейти к разговорам.
Используются игры описательного характера. Пример: из шляпы, мешочка или короба логопед достает фигурку и просит назвать ее. Затем спрашивает о свойствах предмета (журавлик бумажный, белый, шуршащий, легкий). Если описание дается ребенку легко, игру усложняют: педагог просит его нащупать игрушку в мешке и рассказать, какая она на ощупь.
В кабинете логопеда можно найти такие вспомогательные пособия:
- для дыхательных упражнений – дудочки, яркие вертушки, свистульки;
- для развития мелкой моторики – тактильные мешочки, игрушки, которые надеваются на пальчики, тренажеры-шнуровки, наборы мелких предметов со щипчиками и т. д.
Можно купить или сделать такие вещицы и для использования дома.
Более сложные занятия на моторику
- Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
- Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Важные дополнения
Будет здорово, если вы решите вести дневник, в котором станете фиксировать как достигнутые успехи, так и затруднения, с которыми столкнулись во время занятий. Ваши записи помогут увидеть динамику развития, оценить достижения и воочию увидеть прогресс. Помимо занятий с речью, развивайте навыки детей в кропотливой работе с мелкими предметами – это оказывает благотворное влияние на мышление и коммуникативные способности
Обратите внимание на следующие рекомендации:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как исправить общее недоразвитие речи 1 уровня?
- Безоговорочное «да» мелкой моторике. Пусть малыш откручивает крышку и переливает воду из банки в стакан. Занятия лепкой несут неоспоримую пользу. Учите его правильно держать ложку и карандаш. Пусть предметы будут круглыми или ребристыми, шершавыми или гладкими. Обобщайте предметы по форме, назначению, цвету и др. «Стакан и кружка – из них пьют» или «Ложка и вилка – ими кушают».
- Решительное «нет» телевизору. Каких-то 15-20 минут, чтобы посмотреть мультфильмы, вполне достаточно для детей этого возраста. Найдите альтернативу! Увлеките его обучающими играми и игрушками, способствующими речевому развитию ребенка. Пусть кубики и конструкторы войдут в его жизнь. Ни к чему малышу и электронные игры.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие существуют артикуляционные упражнения для детей?
Развитие малыша и его темп на 90% зависит от усилий, предпринятых родителями. Лучше не оставлять малыша надолго одного с игрушками, а включаться в процесс, придумывать вместе с ребенком новые игры.
Гуляем и разговариваем
Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.
Во время прогулки рекомендуем:
- описывать всё, что окружает вас
- поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
- использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
- говорить эмоционально и интонационно богато, спокойным тоном.
Развиваем речь ребенка: простые правила
Итак, как уже было сказано, ситуации, когда к 3 годам ребенок практически не произносит слов или разговаривает так, что его сложно понять, — наблюдаются довольно часто. Сколько родителей могут похвастаться, что их дети не страдают задержкой или нарушением развития речи? Когда проблема актуальна, начинаются поиски способов ее решения. С одной стороны, опытный логопед советует подождать до 5 лет, а с другой – ребенок рискует пойти в первый класс с речевыми дефектами, поскольку может не хватить времени на их устранение.
Что же делать? Как можно раньше организовать самостоятельные занятия и регулярно выполнять упражнения для развития речи ребенка, взяв за основу специальный тематический курс.
На первый взгляд кажется, что речевым занятиям следует уделять много времени. По этой причине родители долго не решаются их начинать. На самом деле все не так сложно: упражнения на развитие речи можно делать практически в любой момент повседневной жизни и без финансовых затрат. Как развить речь ребенка? Соблюдайте несложные правила.
Фундамент речевого развития — постоянное общение с детьми. Они задают множество вопросов, от ответов на которые не стоит уклоняться. Если сразу ответить затруднительно, лучше так и сказать. Пусть ребенок подождет, пока взрослые подумают, зато позже он получит нужную информацию, заинтересуется собеседником и будет стремиться к общению с ним.
Дети подражают разговору взрослых, поэтому не следует имитировать «детскую» манеру говорить, искажая слово или звук и используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это мешает правильному произношению и ведет к формированию таких речевых недостатков, устранить которые может только логопед. Также нельзя общаться сложными предложениями и произносить непонятные ребенку слова, тем более, заставлять повторять их в попытке форсирования развития речи. Рабочий материал – это отдельные звуки, короткие рассказы и стихотворения, соответствующие дошкольному возрасту.
Произношение улучшится, если его тренировать. Здесь помогут упражнения для речи, проходящие в доступной игровой форме
Как улучшить речь у ребенка подобным способом? Обратить внимание на рекомендации дефектологов и разработать индивидуальный план занятий по улучшению артикуляции, увеличению запаса слов и формированию навыков разговорного общения.
Что я могу сделать с публичными истериками моего ребенка
Поездки вне дома особенно могут спровоцировать кризис, будь то веселая прогулка или визит к врачу.
Истерики более вероятны, когда ваш ребенок устал или голоден, поэтому постарайтесь планировать свои поездки на время, когда он счастлив и хорошо отдохнул. Возьмите с собой закуску и напиток, а также что-нибудь, с чем можно поиграть, если ей надоест.
Например, если вы знаете, что она всегда устала после детского сада, постарайтесь не ехать в магазин по дороге домой.
Режим
Корректировка вашего графика в соответствии с потребностями вашего ребенка не означает, что вы уступаете ей или позволяете ей победить. Вы просто осознаёте, как она может отреагировать, и будете действовать соответственно.
Когда вы видите, что наступает кризис, попробуйте отвлечься, чтобы предотвратить его. Спросите ее, что она хотела бы за чаем, или укажите что-нибудь интересное. Это может быть что угодно!
Однако не всегда возможно избежать или предотвратить истерику. Как только это начнется, старайтесь сохранять спокойствие настолько, насколько это возможно, и помните, что выход из себя не приведет к тому, что истерика вашего ребенка закончится раньше. Она только научит ее, что гнев — это приемлемый способ получить то, что вы хотите.
Истерика в магазине
Даже если она не слушает, опуститесь до ее уровня, посмотрите ей в глаза и мягко, но твердо скажите ей, что вам придется покинуть магазин, если она не успокоится.
Если истерика продолжается, просто возьмите ее за руку и уходите, даже если вам придется вернуться позже, чтобы закончить покупки.
Если вы не можете уйти полностью, попробуйте перейти в другую область. Например, если ваш ребенок начинает показывать предупреждающие признаки истерики в приемной доктора, выведите ее на улицу, чтобы сменить обстановку.
Вам может показаться, что все наблюдают за вами, когда вы выходите с кричащим ребенком, но имейте в виду, что ваш ребенок не пытается вас смущать. Все остальные родители были в той же ситуации. Вместо того, чтобы судить вас, они, вероятно, будут сочувствующими.
Истерики вашего ребенка, скорее всего, будут беспокоить вас, но отсутствие контроля также может быть страшным для вашего ребенка. Как только истерика закончится, обними ее и успокойся.
Похвала
Хвалите ее за успокоение, но не поддавайтесь проблеме, вызвавшей истерику.
Облегчите разочарование вашего ребенка, признав его чувства, и пообещайте прочитать ей любимую историю, когда вернетесь домой.
По мере взросления вашего дошкольника ее истерики постепенно исчезнут. До тех пор старайтесь быть чуткими к ее потребностям и проявлять особую осторожность в ситуациях, когда у нее могут возникнуть проблемы с сохранением спокойствия. В редких случаях частые вспышки гнева могут быть признаком того, что вашему ребенку нужна дополнительная помощь в управлении его эмоциями
В редких случаях частые вспышки гнева могут быть признаком того, что вашему ребенку нужна дополнительная помощь в управлении его эмоциями.
Если вы беспокоитесь о том, что истерики вашего дошкольника являются более серьезными, чем у других детей ее возраста, обратитесь к своему врачу общей практики или к врачу за дополнительной консультацией. Они также могут поддержать вас, если вы боретесь с истериками вашего ребенка.
От 1 года: природные материалы
- Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
- Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
- Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
- Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.
Чтение книг
Цель развивающих детских игр — побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: «Кто это?». В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы.
Список книг для детей 1-2 года:
- С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких»;
- А. Барто «Игрушки»;
- Е. Карганова «И громко, и на ушко»;
- Сборник стихотворения и сказок;
- Большая книга сказок и стихов для самых маленьких.
Список развивающих книг для детей 1-2 года:
- Моя первая книга;
- Первый учебник малыша;
- другие подобные.
В этих детских книжках есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок учится узнавать и называть предметы, действия
Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать
Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:
- Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
- Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
- Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.
Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:
- Расположение ребенка к себе.
- Проведение диагностики и выявление проблем.
- Знакомство с речевым аппаратом.
- Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
- Построение плана работы.
Первое занятие с логопедом
Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»
Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Этапы работы над новым словом в логопедии
Этапы работы над новым словом в логопедии:
- Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
- Анализ состава слова.
- Выявление семантических признаков слова.
- Введение слова в семантическое поле.
- Закрепление значения слова.
Специфика логопедического занятия для детей от 2 лет
К особенностям работы логопедического занятия с не говорящими детьми относятся:
- Занятия основываются на подражании взрослому, его действиям и словам.
- Обучение происходит в форме игры.
- Необходимость в достижении эмоционального контакта.
- Повторение словесного материала.
Логопедические занятия проводятся с целью корректировки нарушений в развитии речи. Существуют различные способы и методы, которые позволяют решить данную проблему.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Упражнения и задания
Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.
Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.
Пальчиковые игры
Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.
Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.
Логоритмика
Логоритмика — это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.
Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.
Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.
Скороговорки
Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:
- Содержащие звук : «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
- Содержащие звуки , , , : «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
- Содержащие звук : «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
- Содержащие звуки и : «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.
Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.
Познавательное развитие ребенка в 3-4 года
- Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
- 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
- 4-5 видов рыб;
- 4-5 видов насекомых;
- основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
- основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
- чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
- разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
- времена года и их отличия между собой;
- основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
- основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
- 3-5 основных профессий;
- до 10 видов транспорта;
- различия между городом, деревней, природой.
Развиваем речь по картинкам
С младшими дошкольниками полезно заниматься развитием речи по картинкам. Дома необходимо иметь несколько комплектов развивающих карточек по разным тематикам, а также красочные иллюстрированные детские книги.
Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.
Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:
- Какого цвета?
- Кто какой? (сравнения и противоположности)
- Кто чья мама?
Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.
Рекомендации родителям
Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.
Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.
Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.