30 примеров граффити, кардинально преображающего окружающее пространство

Стела «Я люблю Москву»

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Первое подобное признание в любви столице появилась в парке Горького в 2013 году: двухметровая стела «Я люблю Москву» стала символом возрождения московских парков. Ее «открывали» помпезно – с презентацией и селебрити. Первыми, кто сделал знаковые фото, стали Светлана Бондарчук, Тина Канделаки, Андрей Малахов, Яна Рудковская. Сначала стелу расположили у выхода из Нескучного сада, затем перенесли на набережную, потом поставили у главного входа в парк. Спустя какое-то время такие же стелы появились в парках «Музеон», «Сокольники» и «Красная Пресня», в Измайловском, Перовском и Бабушкинском, в усадьбе «Коломенское», в саду «Эрмитаж» и других точках притяжения разных районов столицы. Быстро паблик-арт перекочевал и в другие города, охватив всю географию России. Идея признания в любви любимой Москве хорошая, но не уникальная: считается, что соавтором всех подобных концепций стоит считать американских дизайнеров Милтона Гласера и Бобби Зарема, разработавших культовый логотип I LOVE NY («Я люблю Нью-Йорк») в 1970-х годах.

Граффити — искусство или вандализм?

Граффити можно рассматривать с разных точек зрения. Нелегальные рисунки, которые портят экстерьер зданий, памятники и общественный транспорт, а также несут в себе оскорбление, — это вандализм. Но существует и масса других примеров. Разглядывая их, можно сказать, что граффити — это искусство в чистом виде. Рисунки могут нести в себе не просто эстетическую ценность, а социально важный посыл. 

Граффити с Буддой в маске во время эпидемии коронавируса в Мумбае, Индия. Источник

Примечательно, что рекламные баннеры могут занимать гораздо большие площади, создавая неприятный визуальный шум, но при этом они абсолютно легальны. Граффити же в городах встречаются не так часто, но при этом они преображают скучный пейзаж и серые строения. 

Граффити с Сергеем Бодровым в Санкт-Петербурге. Источник

К культовым художникам можно отнести сразу несколько имен. Наиболее известный — Бэнкси. Его личность окутана тайной, а работы всегда вызывают всплеск зрительского интереса. Он создает не только рисунки, но и арт-инсталляции. 

Пример работы Бэнкси. Источник

Легенда граффити Нью-Йорка — Стэш (Джош Франклин). Сорок лет назад он расписывал вагоны метро, а затем вышел на улицы. На его стиль ориентировались молодые художники тех лет.

Пример работы Стэша. Источник

Нельзя не вспомнить и Жана-Мишеля Баския, который начал свой путь с рисования граффити в Манхэттене, а после пришел к сотрудничеству с Энди Уорхолом.

Пример работы Жана-Мишеля. Источник

Имя Шепарда Фейри не очень хорошо знакомо большинству людей, но его плакат, выпущенный в рамках предвыборной кампании Барака Обамы, видел каждый. Сегодня художник продолжает творить. В его работах отслеживаются остросоциальные и религиозные мотивы.

Пример работы Шепарда Фейри. Источник

Наиболее известные представители российского стрит-арта

Слава ПТРК

Художник родом из Екатеринбурга. Частый гость выставок как в России, так и в Европе. В своих работах он часто соединяет диснеевских персонажей с фигурами российских киноперсонажей, например, изображение Черного Плаща в теле Данилы Багрова (серия работ «Детство перед телевизором»).

Паша 183

Известный российский художник. Символ российского стрит-арта. Он создавал граффити на острые социальные темы. Например, знаменитая шоколадка «Аленка» в его работах, вместо светлого образа из детства стала просто товаром (расположена на заброшенной стройке Национального парка «Лосиный остров» возле Москвы). После его смерти в 2013 г. Бэнкси посвятил ему работу «P183. R.I.P.».

Кирилл Кто

Художник оставляет различные надписи на фасадах городов. Тексты всегда несут позитивный посыл. Например, надпись: «Будет всегда лучше, чем было», вселяет надежду.

Алексей LUKA

Московский творец создает работы в абстрактном стиле. Они отлично вписываются в образ города, к тому же Алексей для каждого места подбирает уникальное сочетание цветов.

Никита NOMERZ

Художник рисует лица старым заброшкам, реанимирует заброшенные здания новыми росписями и просто украшает город. Например, проект «Живые стены» заставляет поверить, что дома могут жить своей жизнью.

Парк «Чермянка»

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Парк «Чермянка», где любят проводить время жители района Отрадное, расположен на правом берегу реки Чермянка вдоль Юрловского проезда до проезда Дежнева – в этом месте она впадает в Яузу. Отличительная особенность парка – огромные натуралистичного вида инсталляции, представляющие собой замысловатые переплетения каких-то фантастических растений. Их сходство с декорациями известного арт-парка «Никола-Ленивец» в Калужской области не случайно: когда в 2011 году появилась идея реорганизовать «Чермянку», к разработке ландшафтного дизайна локации подключили автора и создателя «Николы» художника Николая Полисского. «Чермянка» чем-то напоминает верши – рыболовные снасти из ивовых прутьев на каркасе, которыми пользовались на Руси. «Тотемные башни», расположенные вдоль реки, являются ориентирами для посетителей, а эстрада с эфемерным «органом» предназначена для исполнения «ритуальной» музыки», – расшифровывает он свой замысел. Интересно, что все части арт-объекта создавались в собственной мастерской художника в «Никола-Ленивце», доставлялись в Москву и на месте собирались. И, разумеется, инсталляция выполнена полностью из экологически чистых материалов.

Скульптура «Мать» в парке «Зарядье»

Фото: пресс-служба парка «Зарядье» 

Летом 2019-го года в парке «Зарядье» появилась новая большая инсталляция: скульптура, выполненная из нержавеющих стальных прутьев, изображала женщину со сложенными «колыбелькой» на груди руками. Автор арт-объекта – московская художница и скульптор Weld Queen – назвала свое творение «Мать». Высота фигуры составила около 2,8 метра, вес – не менее 250 килограммов. Несмотря на такие серьезные габариты, «мама» получилась очень воздушной, легкой и «уютной»: все желающие могли посидеть у нее на руках, почувствовать себя защищенными от мирских невзгод, вспомнить, что значит, быть ребенком.

Саша Купалян

В Солнечнодольске полно животных, кошек и собак. И они дружат между собой — никто никого не обижает. Чаще всего к нам заглядывает Уголек, Билан и Безухова — мы не знаем их настоящих имен, но называем так, потому что у каждого животного должно быть имя.

Еще здесь к нам очень тепло относятся местные жители. Они приносят нам яблоки, орехи и печенье. Многие ходят непосредственно к «своим» художникам, ко всем не ходят. Всё это делает работу здесь более душевной. Я чувствую, что с городом мы стали одной командой, пусть даже и на несколько недель.

В такой атмосфере мы работаем над муралом «Душа воды». Вода — это собирательный образ, это субстанция, которая в некотором роде говорит и о нас. Мы все состоим из воды, она принимает разные формы, переливается разными цветами, вода есть во всем живом, она несет жизнь, устремлена к жизни.

Этот рисунок во многом перекликается с моим пониманием искусства. Искусство — это постоянное движение.

Мои десять шагов вперед заключаются в том, что я стараюсь не делать что-то конкретно визуального, я стараюсь делать более абстрактные вещи. Такие работы разжигают фантазию. А фантазия делает нас непохожими на других, и это ценно. В мире было много художников, но мы запоминаем только самых неординарных, тех, у кого было особое видение реальности. Это же относится и к ученым.

Мне приятно думать, что такое количество муралов в городе как раз и будет разжигать фантазию в жителях и сформирует у них новое представление о прекрасном. У нас, к сожалению, архитектура зачастую не украшает города, спальные районы удручают, ими не хочется любоваться, их часто хочется разрушать — разбить окно, например.

Я уверен, что все эти произведения искусства положительным образом повлияют на поколения, люди будут всё это впитывать и на базе этого создавать что-то свое.

Граффити-туризм

Граффити(стрит-арт)-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними (тот самый street art hunting).

Несомненно, поводом для возникновения граффити-туризма послужили провокационные и в то же время гениальные работы всемирно известного уличного художника Бэнкси. Автор статьи предлагает рассмотреть именно этого художника, так как на его примере легко представить граффити и стрит-арт туризм на практике.

Так, художник родился в Великобритании в г. Бристоле, где он создавал свои первые работы. Далее он начал путешествовать по разным уголкам мира и оставлять следы своих уличных арт-практик. И не смотря на то, что его работы являются противозаконными, т.к. не согласованы с местными властями, люди со всего мира приезжают в разные города мира, и в Бристоль в том числе, чтобы увидеть его работы воочию.

Работа Бэнкси в Бристоле. Фото: urbanpresents.net

Если брать во внимание Бристоль, то работы и инсталляции Бэнкси уже давно являются достопримечательностью города. В случае порчи изображений художника, местное население и власти незамедлительно реагируют и восстанавливают всеми возможными способами

Это происходит по той причине, что сам Бэнкси сформировал имидж города, т.е. Бристоль — это граффити-город. С фотографиями, описанием и точным местоположением работ существует приложение для мобильных устройств «Banksy Bristol», что даёт возможность прибывшему туристу самостоятельно найти и увидеть работы художника. Таким образом, благодаря граффити Бристоль получил неофициальный статус «город уличного искусства» и тем самым стал туристически привлекательным городом, как для внутреннего, так и для зарубежного туриста.

А, вот, чтобы проследить процесс стрит-арт хантинга, необходимо вернуться в 2013 год. Тогда Бэнкси отправился в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких месяцев создавал работы на стенах мегаполиса.  В этот период люди со всего мира специально ехали в Нью-Йорк с целью увидеть работы художника и в прямом смысле охотились за ним: они искали стрит-арт Бэнкси и, как только находили, тут же делали фотографии и выкладывали в различные социальные сети с описанием, по какому адресу находится работа.

Очередь сфотографироваться с работами Бэнкси и Os Gemeos равноценна очереди сфотографироваться с Моной Лизой в Лувре. Фото: photo-day.ru

Но вклад Бэнкси в развитие граффити-туризма не ограничился только его настенными произведениями. Так, в 2015 году в английском городе Уэстон-супер-Мэр на Берегу Бристольского залива художник создал провокационный проект «Dismaland» (английское dismal — «гнетущий, мрачный»), который представляет собой мрачный парк аттракционов. Выставка работала с 27 августа по 27 сентября 2015 и являлась пародией на Диснейлэнд. Бэнкси создал десять новых работ и финансировал строительство самой выставки. Она включала работы 58 художников из 60 первоначально приглашённых самим Бэнкси к участию.

Dismaland. Фото: https://www.lifegate.com

В день для приобретения были доступны 4000 билетов стоимостью 3 фунта каждый. Однако из-за наплыва желающих, за один день до открытия начала продажи билетов, сайт, на котором продавались билеты в парк, обрушился. Причиной стал большой наплыв желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.

Таким образом, стоит признать, что сам феномен уличного искусства даёт колоссальные возможности для создания и продвижения нового туристского продукта на международном уровне.

Видят все!

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Данила, когда и почему начали рисовать на стенах? С какой целью это делаете?

Данила Апанасов: Любил рисовать с детства, особенно нравились портреты. Мне было интересно, как человеческое лицо можно перенести на лист. Помню, любил срисовывать людей с фотографий, позже стал придумывать что-то своё. Первое граффити нарисовал ещё будучи школьником: раскрасил ближайший забор. Это были просто буквы. Что подтолкнуло? Просто однажды увидел на улице рисующих граффитистов. В те годы это было что-то! Впечатлили рисунки, техника, необычность. Мне тоже захотелось. Граффити на стенах — это неординарно, красиво и видят все. Начал рисовать на заброшенных зданиях, фасадах разных строений, на стенах в интерьерах. От букв перешёл к портретам, рисовал разных персонажей, сюжетные и абстрактные картины. А потом стал на этом зарабатывать. Помню свой первый заказ — нужно было сделать рисунок в частном интерьере. Я тогда получил за него 2 тыс. руб.!

— Интересно ли такое направление кемеровчанам? Много ли у вас заказчиков? Что и где рисуете?

— Это очень востребовано! Сейчас организации и компании хотят привлечь к себе внимание красивыми рисунками на фасадах, в интерьере, тем самым выделиться. Мои заказчики самые разные: от частных лиц до магазинов, столовых, ресторанов и администрации города

Рисую абсолютно всё, что просят. Работал даже над росписью храма в селе Сухово Кемеровского района. На фасадах домов Кемерова и Киселёвска нарисовал 15 портретов Героев Великой Отечественной войны: Веры Волошиной, Юрия Двужильного, Сергея Тюленина.

Фото: Из личного архива/ Семён Шипилов

— Чем отличается коммерция и творчество?

— Творчество — это свобода, перед тобой не стоит никаких задач, рисуешь то, что нравится и хочешь. Мне, как художнику, ближе абстрактные картины, в то время как заказчик чётко ставит цель, и ты должен её выполнить, даже если это идёт вразрез с твоим творческим видением. Поэтому бывает и недопонимание. Заказчики видят в художнике ремесленника, и в этом проблема.

Фестивали — законная альтернатива

Когда в России начали проводиться фестивали уличного искусства, это стало альтернативой для райтеров, стремящихся к легитимации. Но также это внесло раскол в субкультуру. Сообщество, объединённое страстью к опасности, адреналину и приключениям, не всегда воспринимает положительно искусственный и тепличный формат таких мероприятий. Бытует мнение, что граффити не может быть легальным.

Но вот стрит-арт от легализации только выигрывает. Фестивали дают возможность расширить круг общения, становятся источником новых знакомств и обмена опытом, а также актуализируют новые цели и перспективы развития.

Фестивали уличного искусства можно разделить на два типа. Первый — мероприятия, которые проводятся при поддержке городской администрации. Это скорее повод организовать модный ивент и украсить улицы современной картинкой.

Пример такого события — международный фестиваль уличного искусства Urban Morphogenesis, который проводился осенью 2019 года в Одинцово. Художники расписали около 50-ти фасадов домов, что превратило целый район города в музей стрит-арта под открытым небом. 

В 2018 году был реализован масштабный арт-проект, приуроченный к чемпионату мира по футболу в России. В рамках события специально приглашённые команды международных стрит-артистов расписали стены домов в городах, где проходил чемпионат.

Второй тип фестивалей стрит-арта — это мероприятия, организованные художественными институциями. Самым мощным отечественным событием стала московская Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА». 

В Красноярске фестиваль «Крась!» проводится с 2009 года, а тюменская «Морфология улиц» — с 2017 года. Мероприятие формулирует миссию: «Объединять города и людей, создавать новый вид из окна, раскрывать потенциал художников, менять отношение к уличной культуре». 

Фестиваль уличного искусства «Место» в Нижнем Новгороде тоже существует с 2017 года. Фестиваль ставит своей задачей переосмысление городской среды. Для проведения таких мероприятий специально находятся объекты для росписи: стены, заборы, трансформаторные будки, фасады зданий. 

Берлин, Германия

Городской стрит-арт в Берлине настолько известен и разрекламирован, что собирает целые экскурсии любителей граффити. Наиболее популярна открытая галерея Ист-Сайд, по которой проходит участок Берлинской стены. После объединения Запада и Востока города в 1989 году более 100 художников из самых разных стран оставили на ней свои рисунки. Теперь это место — национальное достояние Германии.

Дирксен Штрассе также является местом собрания граффити. Почти все стены усеяны различными рисунками и трафаретами. Вся эта галерея тянется до железнодорожных путей в районе Митте. Можно просто гулять и наслаждать нестандартным искусством.

3

История стрит-арта: жизнь до Бэнкси

Стрит-арт – это направление изобразительного искусства, которое отличается урбанистическим характером. К нему относят граффити, трафареты, постеры, муралы, скульптурные инсталляции и т. д. Его задача состоит не в присвоении территории, а в том, чтобы показать зрителю задуманный автором сюжет и вовлечь его в диалог.

Уличная живопись появилась в древние времена. Наскальные рисунки можно назвать первыми ее примерами (и отнюдь не самыми плохими). Родиной более современных проявлений стрит-арта считается США. Именно здесь в 1930-х годах на стенах и вагонах хулиганы начали рисовать первые граффити.

До 70-х годов стрит-арт был представлен одиночными надписями. Так, Дэррил Маккрэй под псевдонимом Cornbread в 1967 году исписал признаниями кучу домов в Филадельфии, чтобы завоевать сердце любимой девушки. Правда, вскоре она переехала и роман тинейджеров закончился. Однажды Дэррил даже оставил надпись на слоне.

Не менее известная личность – райтер Taki. Парень работал курьером и при каждом удобном случае украшал стены Нью-Йорка автографом TAKI 183 (цифры – это номер его родной улицы). В 1971 году историю Taki опубликовали в The New York Times и город «захлебнулся» волной однотипных тегов. Каждый уважающий себя граффитчик хотел «забомбить» ими все районы города.

Затем любители стрит-арта облюбовали метро и стали разрисовывать вагоны и целые составы. Когда надписей стало слишком много, власти Нью-Йорка предложили райтерам работать на специально предназначенных площадках. «Хаотичное творчество» объявили незаконным. В 70-х открылась первая выставка граффити. Коммерческие организации и модные дома начали предлагать урбан-мастерам взаимовыгодное сотрудничество. В это время рисунки становятся более замысловатыми: увеличивается толщина линий, добавляется контур и помимо надписей используются изображения мультяшных героев.

После прихода в субкультуру профессиональных художников и людей с профильным образованием стрит-арт обрел посыл, эстетичность и смысловую нагрузку. На улицах появились работы Ли Киньонеса и Жана-Мишеля Баския. Стоимость творений последнего сейчас стартует от 14 млн долларов. В начале 90-х стрит-арт стали активно использовать для рекламы. К услугам райтеров прибегали такие гиганты, как IBM и Sony.

В Европе уличное искусство активно развивается с 80-х годов. Одним из грандиозных граффити-полотен была западная сторона Берлинской стены (наверняка все видели изображение целующихся Хoнeккeрa и Брежнева). После сноса ее остатки предоставили 118 художникам, чтобы создать галерею под открытым небом.

Помимо немецкой столицы, урбан-творцов манил Париж. На его домах красовались трафаретные женщины с поэтическими надписями от Miss.Tic и ироничное «издевательство над логотипами» от Зевса. Здесь же Blek le Rat оставлял своих знаменитых крыс, которых считал единственными по-настоящему свободными существами. Этого француза Бэнкси называет своим главным вдохновителем.

Творческий путь андеграундного английского художника Бэнкси начался в 90-е годы. Каждый его шедевр несет сильное послание и будоражит сознание обывателей. Он вытаскивает на свет пороки общества: говорит о войне, загрязнении экологии, глобальной технологизации, злоупотреблении полномочиями и т.д. В 2010 году Бэнкси вошел в список ста самых влиятельных деятелей мира. Его работы уникальны, талантливы и востребованы.

Еще одним успешным граффером можно назвать Шепарда Фейри. Известность ему принесли постер Hope для предвыборной кампании Обамы (2008 год) и работа OBEY с изображением борца Андре Гиганта.

О стрит-арте пишут в журналах, снимают фильмы и создают игры. Он лишен избыточности, синтетических смыслов и отвечает современным тенденциям, делая искусство общим и ничьим одновременно. Его качество определяется только вкусом зрителя. Стрит-арт доказывает, что искусству не нужны посредники в виде изданий, галерей, критиков и музеев. Он олицетворяет свободу и обладает художественной ценностью.

Замок Кельбурн, Глазго

Описание и история: замок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.

Фото: Derek Buchanan / flickr.com

Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.

Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)

Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета  — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

Основные стили граффити

Ниже мы собрали главные стили рисунков на стенах, однако это далеко не полный список, так как граффити — живое и подвижное искусство, в котором постоянно появляются новинки.

Throw up. Простые линии, черные контуры, одноцветная заливка

Такой стиль используют бомберы — художники, для которых важно не качество, а количество граффити. Зачастую их тексты невозможно прочесть, ведь работы выполняются за считанные минуты и об аккуратности речь не идет

Пример граффити в стиле throw up. Источник

Bubble letters. Буквы в данном стиле напоминают пузыри и наплывают друг на друга. Обычно используется два-три оттенка краски. Такие рисунки также наносятся очень быстро и не всегда аккуратно.

Пример граффити в стиле bubble letters. Источник

Blockbusters. Хорошо читаемые крупные трехмерные буквы. Чаще всего их наносят черной и серебристой красками. В процессе может использоваться подсветка или аутлайн. Наносят такие надписи валиками, чтобы быстро перекрыть большую площадь стены.

Пример граффити в стиле blockbusters. Источник

Dynamic style. Сюда можно отнести сразу несколько направлений, которые стали популярны в 1980-х в Нью-Йорке. Изначально такие рисунки наносились на вагоны поездов метро, поэтому и рассматривать их следует в динамике. После стиль плавно перекочевал на улицы городов. Яркий пример данного направления — wild style. В нем буквы сложны для восприятия, есть множество посторонних элементов.

Пример граффити в стиле wild (dynamic). Источник

3D-style. Сложный для исполнения и весьма эффектный стиль. Настолько впечатляющий, что его позаимствовали владельцы клубов и ресторанов для рекламы своих заведений. Рисунки выглядят не просто объемными — они создают иллюзию повисших в воздухе объектов. Такие граффити удачно смотрятся на углах зданий, но многие художники создают их и на асфальте. Рассматривать такие рисунки нужно с определенной точки, чтобы эффект от восприятия был максимальным. 

Пример граффити в стиле 3D. Источник

Character. Такой стиль подразумевает использование узнаваемых образов персонажей мультфильмов и комиксов. 

Пример граффити в стиле character. Источник

Fat cap. Обычно это надпись толстыми полупрозрачными линиями, которые получаются благодаря специальной насадке на баллон с краской.

Пример граффити в стиле fat cap. Источник

Stencil. В основе этого стиля — трафаретная роспись. Главные части рисунка наносятся очень быстро по готовому шаблону, а детали могут быть дорисованы вручную. 

Пример граффити в стиле Stencil. Источник
ИСКРА — неделя знакомства с дизайн-профессиями

бесплатно
ИСКРА — неделя знакомства с дизайн-профессиями

Какие они — востребованные в IT дизайн-профессии? Знакомьтесь с ними в течение недели, выбирайте подходящую и получайте полезные подарки каждый день.

разжечь искру

Мельбурн, Австралия

Стены по всему Мельбурну усеяны яркими и красивыми иллюстрациями, которые вместе объединяются в целые композиции, охватывающие городские кварталы. Здесь можно найти Ежика-Соника, которого зажали два моржа с огромными сигарами во рту, индуистское божество Ганеша, сидящий с маленьким котёнком на руках перед соблазнительной фигурой Кардашьян. Да, да, всё это реальны картины. Кажется, что все эти рисунки никак не вяжутся, но если включить фантазию, то вырисовываются самые удивительные образы.

Далее можно пройти в район Duckboard Place с его красочными рисунками прямо на задних стенах модных ресторанов. После most-beauty.ru советует пройтись по узким улочкам района Юнион-Лейн, на стенах которого также пестрят разные рисунки. В Мельбурне уже почти не осталось неокрашенных стен, что делает этот город самым ярким из всех городов. Власти лояльно относятся к уличным художникам и даже иногда сами просят красиво расписать ту или иную стену.

4

Искусство или вандализм?

— Как вы думаете, нужно ли граффити городу? Старшее поколение наверняка не одобряет такое творчество. И где грань, которая разделяет вандализм и искусство?

— Для начала предлагаю разделить два понятия: граффити и стрит-арт. Граффити — это изображение букв разными шрифтами. Именно оно вызывает большой негатив у горожан. И вандализм — это когда подросток берёт баллончик и пишет им своё имя или ещё что-то, где этого делать нельзя. К примеру, на памятниках, фасадах домов.

Новость по теме

На фасадах домов Новокузнецка появились изображения врачей

Во многих городах России уже давно есть места, куда люди специально ходят с экскурсиями. Конечно, всегда найдутся те, кому такое творчество не нравится. Слышал несколько историй, когда люди жаловались на такие изображения — и власти их закрашивали. К примеру, в этом году в посёлке Шерегеш в августе проходил граффити-фестиваль. Художники уже практически закончили свои работы, когда разгорелся скандал: некоторые жители выступили против граффити. На стене одного из зданий не понравился рисунок с глазами. В итоге его сняли с программы, потом решили закрасить.

— Вы нарисовали много портретов героев войны. А какими изображениями ещё можно украсить город?

— Хотелось бы увидеть на фасадах яркие современные картины, которые не связаны с печальными событиями, какими-то известными сюжетами. Они просто заставят улыбнуться, испытать приятные чувства радости и тепла. Нужно продолжать раскрашивать фасады не только больших зданий, но и небольших строений.

Картины на зданиях добавляют ярких красок городу. Фото: Из личного архива/ Данила Апанасов

— Что для вас самое сложное в таком творчестве?

— Когда рисую муралы, труднее всего всё согласовать — с отделом архитектуры города, жителями и прочими инстанциями — и организовать. Нужно найти спонсоров, заказать автовышку, купить краску. На это уходит много времени. Рисовать мне несложно — у меня большой опыт: я создавал изображения в разных техниках, разных размеров и знаю, где будут трудности и как их избежать.

«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем

Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты). 

Фото: Jonas K. / flickr.com

«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.

Художник без лица

Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.

Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова

Улица Дзамбони, Болонья

Описание и история: улица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.

Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити. 

Фото: / it.wikipedia

Фото: Sailko / commons.wikimedia.org

Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно. 

Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.

Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы. 

Рейкьявик, Исландия

С 1990-х годов уличное искусство было характерной чертой Рейкьявика, после того как оно распространилось в США. Большинство последних работ связаны с проектом Wall Poetry («Поэзия стен») и ежегодным музыкальным фестивалем Iceland Airwaves. Берлинская галерея уличного искусства UrbanNation объединила художников и музыкантов для создания неповторимых арт-объектов. Это удивительное сочетание музыки и рисунка.

Также стоит отыскать работы голландского художника Гвидо ван Хелтена в районе порта Гранди. Он рисует чёрно-белое граффити, вдохновлённый выставками фотографий в Рейкьявике по мотивам пьесы Жан Поля Сартре «Выхода нет». Очень красивые и реалистичные работы.

8

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: