Какие сказки читать детям

Почему важно читать сказки

Художественная литература воспитывает в человеке культуру речи. То есть учит соблюдать нормы литературного языка, передавать свои мысли грамматически правильно, логично и точно. Если ребенок с раннего детства погружен в культуру чтения, его речь будет образной и выразительной.

Художественные тексты дошкольники осваивают поэтапно. Сначала только выражают эмоциональный отклик на сказку, но со временем учатся понимать, анализировать связь между формой и содержанием. Постепенно у малышей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. 

Избежать ошибок получится, если следовать нескольким простым правилам.

Особенности развития детей 4-5 лет

В этом возрасте самым главным аспектом является воспитание нравственности. То есть ребенок должен проводить аналогию сказки и реальной жизни. Соответственно недостаточно ребенку просто прочесть интересную сказку, необходимо осуществлять обсуждение, а также учить ребенка пересказывать. Это улучшает память малыша, также развивает его образное мышление, расширяет словарный запас.

Вы можете несколько раз подряд рассказывать ребенку одну и ту же сказку. В один из вечеров предложите малышу рассказать сказку вам, не перебивайте ребенка. Позвольте ему рассказать произведение от начала до конца, даже если он что-то забудет или перепутает героев, не перебивайте его. Похвалите в обязательном порядке. Ниже представлен перечень наиболее интересных и необходимых сказок для детей 4-5 лет.

Чтение книг

Какие сказки читать детям 2-3 лет

Ребёнок все лучше понимает грань между добром и злом, плохим и хорошим поведением, следит за сюжетной линией с большим интересом и подключает логическое мышление.

В этом возрасте многие дети начинают посещать детские сады, где чтение сказок тоже играет немаловажную роль — так воспитатель объединяет детей, занимает их, развивает. Также детям очень нравятся кукольные театры и импровизированные театральные постановки по прочитанной сказке. Следовательно сказка — основа развития ребёнка.

Для 2-3 лет в пример можно привести следующие сказки:

  • Красная шапочка
  • Гуси-лебеди
  • Зайкина избушка
  • Муха-цокотуха
  • Что такое хорошо, что такое плохо

Как играть с ребенком в сказку

Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение . Обязательно надо поддерживать идеи детей.

Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.

  1. Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
  2. Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
  3. Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
  4. А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла  работать воспитательницей в детский садик.
  5. Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
  6. Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
  7. Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
  8. Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
  9. Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.

Полезные сказки для детей

Сказка в простой и понятной манере рассказывает о таком «сложном» вопросе, как спор с друзьями. В центре сюжета — зайчонок, который и заметил на дереве аппетитное яблоко. А дальше — появляется и ворона, и ёж, которые также хотят получить свой кусочек, а то и вовсе, забрать сладкий фрукт себе. Рассудить спорящих зверушек помогает медведь, проходивший мимо. Как ему это удается — узнаете из сказки! Чему учит: сказочная история рассказывает о том, почему делиться с друзьями — хорошо.

Сказка №2: «Тараканище», Корней Чуковский

История, написанная талантливым писателем, — это своеобразная детская «страшилка», которая показывает, как велики могут быть глаза у страха. Маленькая букашка казалась зверям настоящим монстром! Ещё один плюс сказки: стихотворная форма изложения, так что читать и учить её — сплошное удовольствие. Чему учит: не поддаваться общей панике, преодолевать страх и быть храбрым.

Сказка №3: «Принцесса на горошине», Ханс-Кристиан Андерсен

Коротенькая, но очень известная сказка. Самая настоящая принцесса промокла, испортив свой прекрасный наряд, так что от былого блеска и роскоши не осталось и следа. Глядя на бедную девушку, никто не верил, что она действительно принцесса. Выяснить правду помогла…горошина. Мачеха принцессы положила горошинку ей под перины. Проснувшись наутро, девушка призналась, что плохо спала, так как что-то очень мешало ей. Тогда все и поняли, что она — самая настоящая принцесса, ведь такой нежной и капризной может быть только особа королевских кровей. Чему учит: помогает взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы. Особенно рекомендована для маленьких капризуль.

Сказка №4: «Заяц-хваста», русская народная сказка

Серенький зайчишка постоянно хвастался перед всеми какой он храбрый и смелый. Красочные истории шли на «ура» до тех пор, пока храброму герою не пришлось на деле доказывать свои смелость и отвагу. Чему учит: сказка отлично показывает, что любые слова должны подкрепляться соответствующими поступками. Похвала ценнее, если её заслужить по-настоящему.

Сказка №5: «Упрямый лягушонок», Сергей Михалков

Однажды глупый маленький лягушонок захотел посмотреть на большой мир. Ему совсем не хотелось слушать «дурацкие» советы мамы и папы — гораздо больше малыша привлекала свобода и приключения, которые за ней скрывались. Что стало с упрямым крохой, который сбежал от опеки родителей — как раз и рассказывает сказка. Читайте вместе с ребёнком и делайте выводы. Чему учит: тому, что упрямство порой очень мешает в отношениях с близкими и может сильно навредить.

Сказка №6: «Гном Гномыч и Изюмка», Агнеш Балинт

Поросёнок Изюмка набрёл на домик-тыкву Гном Гномыча, чуть было не съел её по незнанию, но зато именно благодаря этой ошибке познакомился с хозяином дома! В результате и вовсе — прижился у него. Так началось совместное житье-бытье волшебных героев. Поучительная история о взаимоотношении сказочных друзей, которым приходилось решать конфликтные ситуации и находить выход из сложных моментов.

Чему учит: сказка поможет наладить отношения с родителями, научиться общаться с домочадцами и примирит малыша с появлением младшего ребёнка в семье.

Сказка №7: «Гуси-лебеди», русская народная сказка

Одна из классических историй, которые остаются в нашей памяти с детства. Сестричка не уследила за младшим братиком, загулялась-заигралась. И унесли братца гуси-лебеди. Девочка отправилась в путь — искать малыша, но помощь ни от кого не принимала, рассчитывая обойтись своими силами. Но для того, чтобы спастись, в итоге ей пришлось обратиться и к печке, и к яблоньке, и к речке. Чему учит: сказочная история о послушании и ответственности.

Сказка №8: «Лгун», Лев Толстой

Сказка поучительно и наглядно объясняет, что обманывать — нехорошо, и нужно стараться говорить правду. Иначе безобидная шутка и фантазия могут привести к малоприятным последствиям. Чему учит: рассказывает об опасности лжи.

Литература для формирования нравственного самосознания

(старшие дошкольники, 6-7 лет)

Человеколюбие – человеконенавистничество

  1. Катаев В. «Цветик-семицветик».
  2. Зеленая Р., Иванов С. «Рассказ взрослого человека».
  3. Осеева В. «Отомстила».
  4. Житков Б. Борода. «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение».
  5. Куприн А. «Слон».
  6. Пермяк Е. «Надежный человек».
  7. Баруздин С. «Морской кортик».

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)

  1. Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей».
  2. Неверов А. «Жучка», «Коллектив».
  3. Баруздин С. «Морской кортик».
  4. Русская народная сказка «Зимовье».
  5. Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость

  1. Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно».
  2. Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».
  3. Осеева В. «Три товарища».
  4. Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

Вежливость (тактичность) – грубость

  1. Осеева В. «Волшебное слово».
  2. Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке», «Ха-ха-ха! Взрослые», «Осторожнее, локти!», «Кастрюля».
  3. Русская народная сказка «Привередница».
  4. Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу».

Справедливость – несправедливость

  1. Осеева В. «Печенье».
  2. Погорельский А. «Черная курица или подземные жители».
  3. Аксаков С. «Аленький цветочек».
  4. Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность

  1. Корейская сказка «Братья».
  2. Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка».
  3. Итальянская сказка «Как осел петь перестал».
  4. Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
  5. Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль».
  6. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Прямодушие (открытость) – хитрость

  1. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
  2. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
  3. Перо Ш. «Красная Шапочка».
  4. Баруздин С. «Лиса».

Смелость – трусость

  1. Ушинский К. «Орел и кошка».
  2. Толстой Л. «Котенок».
  3. Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».
  4. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие

  1. Пришвин М. «Глоток молока».
  2. Гюго В. «Отверженные» (глава «Козетта»).
  3. Сутеев В. «Под грибом».
  4. Чарушин Е. «Про зайчат».
  5. Зеленая Р., Иванов С. «Ворона».
  6. Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»
  7. Неверов А. Жучки. Короленко В. «Дети подземелья» (глава «Кукла»)

Смирение – строптивость

  1. Русская народная сказка «Морозко».
  2. Перо Ш. «Золушка».
  3. Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  4. Яниковская Е. «Я хожу в детский сад»
  5. Зеленая Р., Иванов С. «Ну и пускай».

Добро – зло

  1. Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому».
  2. Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо».
  3. Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?»
  4. Неверов А. «Детский дом». «Коллектив».
  5. Удмурская народная сказка «Охотник и змея».
  6. Барто А. «Жарко».
  7. Емельянов Б. «Мамино горе».

Слушать аудиосказки:

  • Автомобильчик Бип.

    На день рождения Лёне подарили красивый игрушечный автомобиль. Он был почти как настоящий, только маленький. Как только Лёня увидел новую машину, он тотчас …

    читать полностью

  • Хозяйка медной горы.

    Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко — страсть. Парун (жаркий …

    читать полностью

  • Паровозик Пых.

    Однажды Лёне подарили железную дорогу. Всё в ней было совсем как настоящее: и рельсы, и станция с перроном, и переезд, возле которого стоял семафор. Красный …

    читать полностью

  • Каменный цветок.

    Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом …

    читать полностью

  • Баба-Яга.

    Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била …

    читать полностью

  • Малахитовая шкатулка.

    У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка …

    читать полностью

  • Маша и Ойка.

    Жили на свете Маша и Зойка. Маша была девочкой доброй и послушной. А вот Зойку не случайно называли Ойкой. Любила она покапризничать и всё время повторяла: …

    читать полностью

Список всех аудиосказок

С какого возраста можно читать сказки

Сказки можно читать ребёнку ещё до его рождения, также как и слушать музыку, говорить с ним. Ведь ещё в утробе ребёнок чувствует, что с ним общаются, ощущает тепло матери, чувствует ее голос, что благоприятно воздействует на его развитие.

Уже с рождения малыш с каждым днём становится все любознательнее и активнее, любит общение, игры и сочетание звуков и слогов. Читайте малышу с рождения стихотворения-потешки, простейшие сказки с четкой артикуляцией, интонацией, свойственной данному герою или ситуации, повторяя изо дня в день, и вскоре ребёнок с радостью повторит за чтецом некоторые слоги! А сколько эмоций это принесёт малышу и Вам!

Ребёнок как губка впитывает все новое, никогда не поздно начать читать ребёнку сказки, даже если родители упустили этот момент и не читали с ребёнком, либо уделяли этому мало времени.

Сейчас, во время активного внедрения информационных технологий и легкого доступа детей к всевозможным гаджетам и телевизионным программам, родителям очень просто «подсадить» ребёнка на просмотр планшетов, мультфильмов и заняться своими делами. Но в итоге переизбыток этого приводит к перенасыщению «лишней» информации, нужной и ненужной, нарушению психического и физического состояния здоровья ребёнка, зависимости от гаджетов детей и взрослых. В следствие чего теряется интерес к чтению и восприятию сказок и книг.

Самое главное в решении данной проблемы — показывать пример на себе — исключить по возможности просмотр некоторых программ и «фонового» включения телевизора, ограничить просмотр гаджетов как у ребёнка, так и у себя. Читать книги, развесить картинки из сказок по дому, больше общаться с ребёнком в игре. Ведь только своим примером мы можем научить ребёнка чему-то полезному.

Чем заменить сказки

Книги с реалистичным сюжетом. Первые книги для малышей должны содержать максимально правдивые изображения предметов и существ. Это знакомит ребёнка с самой идеей, что вот этот двумерный объект — картинка — изображает некий трёхмерный объект, реально существующий где-то.

Постепенно ребёнок интуитивно улавливает связь между картинкой и соответствующим ей объектом в реальности. Изображения незнакомых объектов он тоже подсознательно воспринимает как их портреты. Тогда ребёнок не просто запоминает картинку саму по себе, но и способен извлечь из неё полезную информацию о мире, сделать верные предположения о свойствах каждого предмета.

От изолированных предметов на страницах первых книжек мы переходим к предметам с сопроводительной фразой и сюжетным картинкам, а затем предлагаем ребёнку простые истории, в которых каждая законченная мысль проиллюстрирована.

Все истории, равно как и иллюстрации с точки зрения ребёнка — окна в реальный мир. Поэтому многие по-настоящему замечательные истории и прекрасные иллюстрации в сказках могут быть ещё малопонятны или неверно поняты малышом до 3 лет. Поэтому нет смысла их читать до этого возраста. Подробнее о том, что и как читать малышу до 3 лет, мы рассказали в статье.

Общение и демонстрации предметов. Помимо совместного чтения обязательно нужно показывать малышу всё, что его окружает и что безопасно для него, позволять рассмотреть поближе, потрогать.

Вот так можно знакомить малыша с объектами, предметами и действиями, с которыми он сталкивается каждый день:

  1. Сначала концентрируемся на назывании предметов, качеств и действий, которые происходят прямо сейчас и которые ребёнок видит.
  2. Со временем переходим к обсуждению знакомых событий и тем, которые происходили, происходят или будут происходить за пределами ситуации. Например, «ты ел кашу», «где мама? – «вышла на кухню», «принеси (из другой комнаты) мяч», «после завтрака пойдём гулять» и т. п.
  3. Затем, по мере увеличения словарного запаса, можем обсуждать и рассказывать даже о чём-то, чего ребёнок не видел

Как инсценировать сказку

Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.

Пальчиковый театр

Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь

Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент

Кукольный театр

Малыши  могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.

Драматический театр

Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.

Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.

Какие сказки читать старшим дошкольникам 5-6 лет

Приведенный далее список сказок может рассматриваться как ориентировочный.

Русские народные сказки 6 лет: 

  • «Заяц-хвастун», 
  • «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; 
  • «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; 
  • «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
  • «Финист Ясный сокол», обр. А. Платонова; 
  • «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; 
  • «Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина; 
  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); 
  • «Докучные сказки».

Сказки народов мира для старших дошкольников:

  •  «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
  •  «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; 
  • «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); 
  • «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина; 
  • «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; 
  • «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; 
  • «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; 
  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Литературные сказки поэтов и писателей России:

  • А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
  • Н. Телешов. Крупеничка»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
  • П. Бажов. «Серебряное копытце»; В. Бианки. «Сова»;
  • А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
  • Б. Заходер. «Серая звездочка»;
  • В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
  • А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
  • Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
  • Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», Небылицы в лицах».

Литературные сказки писателей разных стран:

  • Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной;
  • X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского;
  • О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы, пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой;
  • Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде. 
  • «Шляпа волшебника» (глава, пер. В. Смирнова.)

Сказки на ночь:

  • «Летучий голландец».

    Когда я стригся в парикмахерской, меня спросили: — Это ты в том окне живёшь? Я удивился и сказал: — Я. — Что ты там всё время крутишься и руками машешь? …

    читать полностью

  • «Передышка».

    Она стоит от всех в сторонке, Здесь на высоком бугорке. Зелёных веток рубашонку Полощет в летнем ветерке. Идя из леса, ребятишки Под ней присядут отдохнуть. …

    читать полностью

  • 25 профессий Маши Филипенко.

    Вступление, или Почти начало Однажды в третий класс, в котором училась Маша, пришёл лектор. Он был пожилого возраста, старше тридцати, такой, ничего себе, …

    читать полностью

  • Attalea princeps.

    Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали …

    читать полностью

  • А где же кошка?.

    Афанди принес с базара пять фунтов мяса с салом, отдал их жене и просил к вечеру приготовить жирный, наваристый суп. Едва Афанди ушел, жена созвала своих …

    читать полностью

  • А где же кошка?.

    Афанди принес с базара пять фунтов мяса с салом, отдал их жене и просил к вечеру приготовить жирный, наваристый суп.

    читать полностью

  • Абадеха.

    Жили когда-то в маленьком городке муж и жена, и была у них красавица дочь, которую звали Абадеха. Когда дочери исполнилось тринадцать лет, мать умерла. …

    читать полностью

Читать сказки на ночь

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
 Кто не хочет чистить зубкиКотенок МаксикЗачем нам мылоУнесенные водойСон КолобкаРыбка Буль-бульКолобок и КолобикЗайчик в детском садуО вирусах и прививкахВ темной нореНепослушный язычокСказка о том, как Юра стал решительнымПочему Сережа не боится засыпать сам?Сказка о солнышкеИстория о самолетике ТошеМокрая феяОбещаниеСтрашный СтрахСказка про мальчика, который полюбил едуСказка про ослика СтесняшкуКарандашиСказка про то, как одежда обиделасьСказка про электрический токМишкина помощьСказка про горшочекСказка про пожарГеоргин и бабочкаШирокое небоСказка про медвежонкаСказка про больные зубкиСказка про соскуСказка про Зайца-забиякуСказка про лисенкаСказка про животных во двореСказка про высокий дубСказка про запрещенные вещиВолшебное преображениеСказка про хвастливого муравьяСказка для папы и сынаСказка про храбрую старшую сеструПервый полёт КирюшиКоролевство ЛентяевСказка о полезных овощахСказка о грустной тарелочкеВолшебные каплиЧестный петушок из БарселушаЗайчонок, который убегал от мамыТимошка и ТемнотаСказка про медвежонка-невежуСказка про грустный горшочекСказка про НепослушкуСлонёнок и шарикиСказка про Колю и его друзейСказка про доброго ПетюФедя и компьютерКак Костя стал умыватьсяСладкоежки и сладкоежкиСказка про Лягушонка ВасюКак Юля научилась говорить правдуКак Егорка ходил гулятьСказка о вредной едеМаленькая история о грозеКак щенок нашел другаО Темноте-ТемнотеСказка про Таню-ябедуПро решительного бурундучка БорькуПро ужасного крокодила ТорриПро Сеньку-отличникаПро волшебную палочку и девочку НастюПро обезьянку АлискуСказка про Черного ТиграСказка про шкатулку желанийСказка про щенка БусюСказка про бегемотика, который не хотел слушаться мамуСказка о превращении гусеничкиСказка про скромного соловушкуСказка про ЗайчиковаСказка про лисичек-сестричекСказка про Темноту и Фею из страны светаСказка про волшебные конфетыСказка про Ежика и мудрого дедушку ЕжаСказка о белочке АнфискеСказка о ненастоящем страхеСказка про мышонкаКак подружиться со сномСказка о том, как Света перестала капризничатьПутешествие в страну ЗдоровьяТонкий настрой
_______________________

Список коротких рассказов и сказок для детей 4-5 лет

Список:

  • Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»
  • Земцова О.Н. Умные книжки для 4-5 лет. «Что нас окружает». «Познаем мир».
  • Ян Олаф Экхольм «Тута Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый и другие»
  • Алан Милн «Вини Пух и все-все-все»
  • Джанни Родари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие голубой стрелы», «Как путешествовал Джованино»
  • Сельма Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»
  • Астрид Анна Эмилия Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок», «Эмиль и малышка Ида»
  • Сказки В. Сутеева.
  • «Бременские музыканты» — братья Гримм
  • «Федорино горе» — К. Чуковский
  • «Лесной колобок» – колючий бок — В. Бианки
  • «Лиса и козел» — русская народная сказка
  • Сказка о невоспитанном мышонке

Читаем с малышами

Перед сном дети очень любят слушать сказки. В это время они максимально спокойны, расслаблены. Потому как после активно проведенного времени, малыши достаточно уставшие. Они хотят расслабиться, поэтому читайте им сказки развлекательного характера с добрым концом. Выбирайте максимально короткие сказки, примерная продолжительность 1-2 странички. Чтобы ребенок в течении 10-15 минут мог послушать произведение и уснуть.

Лучшие сборники сказок

Детям 1-2 лет

Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела.

Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”.

Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы. Так крохе будет удобно “читать”

Книги с обычными страницами тоже допустимы, если взрослые будут показывать осторожное обращение с ними

Стоит познакомить малыша с короткими русскими народными сказками, потешками, песенками, стихами А. Барто, В. Сутеева, К.Чуковского, С. Маршака.

  1. Все лучшие сказки в картинках для малышей. С. Маршак , С. Михалков.
  2. Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет. Толстой А.Н. , Барто А.Л.
  3. 100 стихов малышам Барто А.Л. , Чуковский К.И.
  4. Сказки В. Сутеев
  5. 100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей Берестов В.Д. , Толстой А.Н.
  6. Сказки для малышей Чуковский К.И.

Детям 3-4 лет

Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на примере

Лучше разнообразить тематику — волшебные сказки, о животных, народные. Это расширит кругозор ребенка и поможет сформировать его предпочтения.

  1. Все самые великие сказки мира
  2. Три поросенка. Сказки С. Михалков
  3. Лучшие сказки для мальчиков Терентьева И.А., Сутеев В.Г.
  4. Сказки для принцесс Г.Х. Андерсен , Братья Гримм
  5. Волшебные сказки в лучших иллюстрациях Шарль Перро , Братья Гримм
  6. Сказки про «можно» и «нельзя» С. Михалков , В.Осеева

Детям 5-7 лет

В этом возрасте некоторые дети учатся читать. Для этой цели книги должны быть с крупными буквами, небольшим текстом (1-2 предложения на странице) и понятными картинками. Пусть это будут знакомые стихотворения, короткие сказки.

Если ребенку читает взрослый, то надо выбирать произведения с понятной и актуальной темой (поступление в школу, самостоятельность, дружба, разрешение споров и т.д.)

Истории могут быть уже достаточно длинными, чтобы читать по главам.

Можно читать сказки отечественных и зарубежных писателей. Незнакомые издания родители должны изучить сами, чтобы выбрать качественную книгу.

  1. Дядя Федор, пес и кот Успенский Э.Н.
  2. Маугли. Сказки Р. Киплинг
  3. Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.Н.
  4. Питер Пэн. Джеймс Барри
  5. Волшебник Изумрудного города.  Волков А.М.
  6. Старик Хоттабыч. Л. Лагин

Особенности чтения дошкольников

Дошкольный возраст официально начинается с 3 лет. В это время ребенок обычно идет в детский сад. Государственные сады работают по традиционной программе дошкольного образования. Частные могут реализовать другие программы развития. В тех и других особое место занимает чтение. 

Процесс чтения очень сложен с точки зрения физиологии. Требуется одновременное взаимодействие зрительного и слухового анализатора. Полученная информация преобразуется в головном мозге в нескольких его отделах. При этом формируются новые ассоциативные связи. Таким образом, при чтении происходит тренировка и развитие мозга.

*Чтение в детском возрасте не просто формальное требование общества, а важнейший фактор развития.#

Поскольку мозг детей еще только активно развивается, они не могут воспринимать информацию как взрослые. Им трудно воспринимать большие объемы информации, интерес проявляется к содержанию, а не к речевой форме, прочитанное воспринимается в тесной связи с деятельностью ребенка.

Это выводит следующие требования к произведениям детской литературы дошкольного возраста:

1. Небольшой объём. Он возрастает пропорционально возрасту и развитию.

2. Простые предложения.

3. Минимум сложных выразительных средств (сравнений, метафор и т.д.).

Кроме того, рекомендуется выбирать книги с яркими красивыми иллюстрациями. Картинки помогают создать целостность образов и способствуют развитию воображения.

*Выбор книг в магазине самим ребенком, может стать дополнительной мотивацией к чтению.#

Список произведений для дошкольников примерный. Невозможно описать, да и прочитать, всю детскую литературу. Поэтому, мы приводим самые известные произведения, чтобы опираясь на них, родители смогли бы ориентироваться в книжных магазинах.

Какие сказки читать ребенку?

Выбор сказки будет во многом определяться возрастом ребенка, уровнем мышления и развития, особенностями темперамента.

Дети первых двух лет не способны длительно фокусировать свое внимание на одном занятии, особенно таком спокойном, как чтение сказок. Поэтому лучше остановить свой выбор на коротких, простых и понятных историях: «Курочка Ряба», «Репка» и др

Однако не стоит ждать, что в этом возрасте ребенок поймет мораль. Лучше сделать упор на соотнесение образа героя и картинки в книге.

Для детей постарше подойдут более длинные и сложные по сюжету сказки. Чем взрослее ребенок, тем больше времени он способен концентрироваться на истории, представлять ее, фантазировать, придумывать собственную развязку.

Многие психологи рекомендуют отказаться от сказок, где транслируется любого рода насилие и агрессия. По мнению специалистов, современные дети подвержены большему числу стрессов, более восприимчивы, сильнее реагируют на то, о чем говорят взрослые. Поэтому знакомая с детства история про Колобка, которого съела лиса, по мнению психологов, подойдет далеко не всем деткам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: