Русские народные сказки для детей 2-4 лет

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные

Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность

Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации

Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Как заниматься с мнемотаблицами?

Автор рекомендует заниматься по книге следующим образом:

  • Отгадайте с ребёнком загадку, которая сопровождает каждую историю. Предложите ему раскрасить картинку.
  • Прочитайте малышу рассказ с выражением. Перед началом чтения закройте листом бумаги все картинки-подсказки, кроме первой (или дайте дошкольнику отдельно распечатанную мнемотаблицу для данного рассказа). Пусть ребёнок смотрит на неё, когда вы будете читать ему текст. Так же действуйте и с остальными картинками-подсказками, поочерёдно открывая их при чтении следующих частей текста. После прочтения каждого эпизода рассказа предложите малышу внимательно рассмотреть картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано.
  • Далее выполните с ребёнком задание «Чудесные превращения». Для этого попросите его закрыть глаза и мысленно представить героя прочитанной истории. Спросите малыша, как выглядит этот персонаж, как он говорит, как смеётся, как двигается и т. п. Пусть ребёнок мимикой, голосом и движениями изобразит данного героя.
  • Затем предложите ребёнку рассказать всю историю по картинкам—подсказкам. Если он справится с этим заданием без особых трудностей, попросите его рассказать историю снова, но уже без подсказок.

При обучении детей пересказу по сюжетной картинке или серии картинок также вначале можно использовать зрительную опору — большой рисунок (или 4 рисунка) и затем задать несколько вопросов. (Например: кто изображён на картинке? Где происходит действие? В какой последовательности должны располагаться картинки? и т. п.) Далее продолжайте работать по уже известному вам плану.

Честное гусеничное

Валентин Берестов

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

— До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски.

— Жаль, что никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать.

А девочка увидела её и сказала:

— Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

— Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!

Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.

Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

— Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась.

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась.

Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх.

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.

«Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву.

А девочка увидела её и сказала:

— Какая красивая!

— Вот и верь людям, — ворчала Гусеница.

— Сегодня они говорят одно, а завтра— совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней — незнакомое лицо с длинными-предлинными усами

Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

— Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой!

Это бывает. И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

Возрастные особенности детей

Как мы уже не раз говорили, приверженцы раннего развития детей склоняются к мнению, что начинать обучать ребенка читать не следует раньше трех лет. Поэтому многие родители приступают к этому занятию позже – и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Но здесь нужно иметь в виду, что любой детский возраст отличается своими предпосылками для обучения, а также причинами, по которым иногда не стоит заниматься.

Вкратце все это выглядит следующим образом:

3 года. Этот возраст можно назвать возрастом «почемучки». Даже не научившись до конца говорить, ребенок начинает забрасывать родителей вопросами: а почему то, а почему это и т.д. Познавательные способности в этот период находятся на пике. Но для обучения нужно всегда применять игровую форму, а требовательность и строгий подход не принесут никакого результата.
4 года. Ребенок продолжает демонстрировать прекрасные когнитивные способности. В деятельности начинают преобладать сюжетные игры. В качестве одной из таких игр можно сделать занятия по чтению. Помните, что игра все еще остается самым эффективным методом познания мира.
5 лет. Большинство детей сами проявляют интерес к процессу чтения, если, конечно, родители взяли за привычку им что-либо читать

В случае если спутником ребенка становится не книга, а телевизор, планшетник или компьютер, важность и значение книг остаются непонятыми. А если ребенок в пятилетнем возрасте ходит в детский сад, занятия, подобные школьным, ему уже не в диковинку, и выстраивать процесс обучения можно схожим образом

Но, естественно, нужно учитывать, что дом – это всегда дом, и не стоит делать из него образовательное учреждение.
6 лет. К этому возрасту ребенок уже, как правило, должен уметь читать. Если же этого не происходит, многие мамы и папы воспринимают это, как тревожный сигнал. На самом же деле бить тревогу не нужно, ведь неумение читать – это вовсе не признак отсталости или слабоумия, а результат определенных упущений в воспитании.
7 лет. Именно тот возраст, когда ребенок идет в первый класс. Важно сказать, что программа первого класса включает в себя и обучение чтению, но практика показывает, что почти все дети к этому моменту уже умеют читать. В случаях, когда ребенок так и не освоил чтение, следует определить причины этого и немедленно заняться их устранением. Нередко требуется обратиться к специалисту (психологу, логопеду или невропатологу).

Учить ребенка читать можно в любом из рассмотренных выше возрастов

Самое важное – чтобы ребенок был готов, а родители использовали правильный подход

Итак, как же подготовить ребенка к чтению? Данный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.

Как читать рассказы самым маленьким: 4 простых правила

Первое

Рассказы можно и нужно  не только читать по книжке, но и рассказывать! И это очень важно! В чем польза рассказывания? В том, что в случае рассказывания Ваше слово – это «живое слово»!. Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в  глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее

Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи

Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в  глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее. Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи.

Поэтому лучше предварительно познакомиться с рассказом, а потом уже читать его малышу. Если же Вы будете «привязаны» к тексту и уткнетесь в него при чтении, то малыш начнет быстро отвлекаться и потеряет интерес.

Чтение рассказа – это наш диалог с ребенком по поводу книги, но не монолог уткнувшегося в текст взрослого.

Замечательно, когда Вы знаете любимые рассказы наизусть и рассказываете их просто от души в подходящий момент – без книжки.

У меня есть система карточек с короткими рассказами и стихами – они всегда с собой. И в нужный момент  всегда можно ими воспользоваться, если надо что-то вспомнить.

Второе. Если Вы принесли домой новую книжку, не нужно сразу же начинать ее читать. Сначала дайте книгу малышу в руки – пусть он познакомится с ней, обследует ее, пролистает странички, рассмотрит картинки и поиграет с ними – покормит лошадку, поделится с Вами впечатлениями (это могут быть просто восклицания, указательные жесты, интонации, если малыш еще не говорит).

После первого знакомства с книгой рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, что нарисовано на них. При этом лучше цитировать слова из текста рассказа, которые позже малыш услышит при его чтении. Например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок» (по рассказу Я. Тайц)

Обратите внимание на интересные или необычные детали в иллюстрациях (одежда героев, предметы в их руках, что находится вокруг них), рассмотрите их и назовите

После первого знакомства с книгой, можно читать рассказ малышу. Если же начать читать новую книжку сразу, то дети не будут слушать – они тянутся к книжке, хотят взять ее в руки, хотят перелистывать странички, погладить обложку, начинают отвлекаться.

Третье

В возрасте с 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно научить малыша воспринимать рассказ без наглядной опоры (т.е. без картинки или инсценировки по содержанию рассказа)

Иначе у малыша может выработаться не очень полезная привычка. Это привычка ждать показа игрушек и произносить слова только при этом условии. Если не приучить малыша прислушиваться к речи до 2 лет, то в дальнейшем ребенок с трудом вступает в диалог, постоянно требует картинок, не отвечает на вопросы, не воспринимает аудиозаписи или чтение книг без картинок, трудно воспринимает речь на слух без наглядной опоры. Примеры рассказов для чтения детям без наглядной опоры Вы найдете ниже.

Какие рассказы могут понять дети без картинок?

  • До 2 лет малыши понимают рассказ взрослых о тех событиях, которые  происходят в данный момент времени или очень хорошо им знакомы.
  • После 2 лет малыши начинают понимать без показа картинок рассказы взрослых о тех событиях, которые им знакомы по прошлому опыту.
  • А с 2 лет 6 месяцев дети начинают понимать без показа картинок и рассказы взрослых о тех событиях, которых не было в их жизни, но они знакомы с аналогичными явлениями или с отдельными элементами сюжета рассказа. Также с 2 лет 6 месяцев ребенок может передать содержание знакомой сказки или рассказа по вопросам  (то есть может ответить на вопросы взрослого по содержанию рассказа).

 Четвертое. Что делать сначала – смотреть мультик по рассказу или  читать текст рассказа? Сначала знакомим малыша с  книгой – рассматриваем иллюстрации, читаем рассказ. Это база. И уже позже можно посмотреть и мультик по знакомой книжке с рассказами. В мультике чаще всего малыш не воспринимает текста, т.к. увлечен мелькающими картинками.

Книжки-картонки

К сожалению, многих книг, которые у нас были, в продаже больше нет. Поэтому напишу о тех, что есть сегодня и еще о нескольких альтернативных вариантах.

Серия «Моя самая первая книжка» (Озон, My-shop)

Книги этой серии прекрасно подходят для знакомства с окружающим миром. Стихи довольно примитивные, но картинки как раз для самых маленьких.

Режим дня малыша (Лабиринт, Озон, My-shop) и Мир вокруг меня (Лабиринт, Озон, My-shop). Это два комплекта, в каждом из которых по 4 милые книги.

Серия «Топотушки» (Лабиринт, Озон, My-shop)

Бюджетные книжки-картонки, но качественные. Антошка по достоинству их оценил. В серии много книг, но я взяла шесть, больше всего приглянувшихся.

Пошел котик на торжок (Лабиринт, Озон, My-shop)

Книга из серии «Веселые картонки» с 4-мя  потешки про животных и их деток. Антошке нравилась. А вот была у нас еще одна книга из этой серии — «Коровка» — так себе.

Один серый, другой белый (Лабиринт, Озон, My-shop)

Еще одна книга с песенками-потешками для малышей. До сих пор любим читать ее.

Серия «Мир зверей для малышей» (Лабиринт, Озон, My-shop)

Это аналог нашей серии «Ребятам о зверятах». Издательство поменяло обложку, но содержание осталось прежним. Реалистичные рисунки, хорошие стихи про животных. Идеальные книги для первого знакомства ребенка с животными.

Серия «22 картинки» (Лабиринт, Озон, My-shop)

Книжка «Мой день» (Лабиринт, Озон, My-shop) — одна из наших самых любимых. Что касается остальных книг серии,  то небольшой формат и плотный картон делает их отличной альтернативой карточкам. У карточек есть большой недостаток – их легко помять, порвать и разгрызть. Подобные книги этого недостатка не имеют. Но, откровенно говоря, я предпочитаю карточки – с ними можно много игр придумать. Не все книжки из этой серии подходят детям до года. Но некоторые – самое то.

Серия «Обо всем на свете» (Лабиринт, Озон, My-shop)

Книги познакомят ребенка с транспортом, животными, игрушками. Яркие, красочные иллюстрации, но страниц всего 8, правда, и цена небольшая. Тоже альтернатива карточкам, но формат уже больше, чем в предыдущей серии. Антошке эти книги нравятся.

Рассказы для детей

Если вы не знаете, с каких текстов начать, можете купить или скачать и распечатать у нас на сайте сборники текстов под общим названием «Читаем по слогам». Подобная литература специально адаптирована для детей. Это не означает, что рассказы известных писателей в ней как-то изменены: подборка текстов в таких книгах ориентирована на ребят дошкольного возраста, а слова в текстах разделены на слоги для чтения, что значительно облегчает процесс обучения для ребенка.

На нашем сайте есть также отдельные тексты со специальным делением на слоги. Их тоже можно распечатать и предлагать детям для чтения.

Какие же рассказы лучше подойдут для детей?

Конечно же, это произведения тех писателей, которые специализировались на детской тематике: М. Пришвин, К. Паустовский, А. Барто, Н. Носов, Лев Кассиль, С.Маршак и др. Не обязательно читать рассказы полностью: для маленьких детей достаточно будет выбрать один небольшой отрывок, разделить его на слоги и представить для чтения.

Как привить любовь к чтению?

Как заниматься родителям с детьми по таким текстам?

Не стоит оставлять ребенка наедине с рассказом, если он еще плохо читает. Это может отбить всякий интерес к последующему обучению, если у малыша возникнут трудности, а он не сможет с ними справиться. Сядьте рядом с ребенком и начните читать вместе

Для детей очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к их делам. Попутно просите малыша помочь вам и прочитать то или иное слово

Когда дочитаете до конца, обсудите отрывок: пусть ребенок перескажет, что он понял из текста. Не оставляйте прочитанное без внимания: малыш должен осознать, что читает он не для папы или мамы, а для себя, для собственного понимания.

Скачать набор карточек со словами можно здесь.

Учимся читать отдельные слова по слогам.Прочитай имена детей.

Пазлы картинки со слогами.

Аист и соловей

Валентин Берестов

Было время, когда птицы не умели петь.

И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке.

Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости.

Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

— Надо делать вот так.

— Всё ясно! — обрадовался Аист.

— Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже.

Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:

— Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

«Как заяц и черепаха бежали наперегонки»

Однажды заяц дергал морковку в чьем-то огороде и грыз ее своими большими зубами.  И тут он видел, как мимо него, по дорожке медленно ползет черепаха. Всем известно, что зайцы бегают очень быстро, поэтому он очень удивился, как это можно передвигаться так медленно.

Он уже три морковки съел, а черепаха только на несколько сантиметров передвинулась. Смех и только!

Черепаха остановилась, посмотрела на зайца и подумала: «Какие у него длинные ноги! Разве за таким угонишься? Но зато он — глупый, а я умнее»

— Видно, не знаешь ты заяц, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно сбудется! – сказала зайцу черепаха. — Давай с тобой поспорим: побежим с тобой наперегонки через огороды и луг прямо к речке. Кто первый прибежит, тот и победитель!

Заяц смеялся так долго над предложением черепахи, что у него даже живот заболел.

— Неужели ты, черепаха, надеешься обогнать меня? Ну это просто смешно! Никогда этому не бывать.

— А вот давай и проверим это, — спокойно сказала черепаха.

Встали они на старт на одну линию и побежали. Черепаха, конечно, сразу отстала от зайца. Она также медленно ползла по дорожке, а пятки зайца мелькали где-то вдалеке.

А заяц бежал, бежал огородами и вдруг увидел теплицу.

— Загляну я в нее на минутку, решил заяц.

Зашел он в теплицу, а там и морковка сладкая растет и капуста, и листья салата. В общем, там были одни вкусняшки. Стал заяц есть сладкую морковку и все подряд, что росло в теплице. Наелся, что называется, от пуза. И так ему спать захотелось после такого сытного обеда, что он решил прилечь и немного подремать.

Он так крепко спал, что даже не услышал, как черепаха проползла мимо теплицы. Стало уже темнеть, когда заяц проснулся. Он стремглав вскочил и бросился к реке. А там, на берегу, уже сидела черепаха и улыбалась.

Когда он подбежал к ней, черепаха ему сказала:

— Ты проспорил, заяц, а я победила. Хвастовство, обжорство и лень – плохие помощники!

Ты согласен с этим, (имя)? Хвастаться и лениться – это плохо.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Русские народные сказки:

  • Автомобильчик Бип.

    На день рождения Лёне подарили красивый игрушечный автомобиль. Он был почти как настоящий, только маленький. Как только Лёня увидел новую машину, он тотчас …

    читать полностью

  • Сказка о царстве драконов, доброй фее и принцессе Изабель.

    Давным-давно, когда еще были на свете добрые феи, прекрасные рыцари и свирепые драконы, когда в каждом уголке таилось волшебство, в далеком-предалеком …

    читать полностью

  • Паровозик Пых.

    Однажды Лёне подарили железную дорогу. Всё в ней было совсем как настоящее: и рельсы, и станция с перроном, и переезд, возле которого стоял семафор. Красный …

    читать полностью

  • Сказка про грузовик.

    Жил да был на свете грузовик. Он был большой и сильный. Для того, чтобы он побольше перевозил грузов, у него сзади была не одна ось, а целых две. Вот так! …

    читать полностью

  • Маша и Ойка.

    Жили на свете Маша и Зойка. Маша была девочкой доброй и послушной. А вот Зойку не случайно называли Ойкой. Любила она покапризничать и всё время повторяла: …

    читать полностью

  • Баба-Яга.

    Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била …

    читать полностью

  • Сказка о маленьком новеньком тракторе.

    Долго трудились на заводе люди и сделали маленький трактор. От него пахло краской, машинным маслом, соляркой. Рабочие пожелали ему удачи, и трактор отправился …

    читать полностью

Читать русские сказки

«Дельфин»

(Имя) хоть и маленький(ая) совсем, но уже побывал(ла) на море. Он(она), когда его увидел(ла), просто влюбился(лась) в него. Море большое, конца и края не видно. Волны поднимаются высокие, когда ветер дует, и белой пеной падают вниз. Красотища!

(Имя) играл на берегу и строил замки из песка, а мама и папа помогали ему(ей). Высокие замки построили, с башенками. Мама набирала (имя) воду в ведерочко, и он(-а) насыпал туда песочек и варил кашу или просто выливал воду себе на голову: жарко было.

Потом (имя) начал играть в мячик. Он подбрасывал его вверх, пинал ножками. Но неожиданно мячик улетел в воду. Папа бросился в воду спасать мячик. Но в это день были большие-пребольшие волны в море. И эти огромные волны уносили мячик все дальше и дальше от берега. Они унесли его так далеко, что большой мячик уже казался совсем маленьким.

И тут все, кто загорал на берегу, увидели, как в дали появились дельфины. Их была целая стая. Они подпрыгивали над водой и снова ныряли с головой в воду. Наконец, дельфины увидели мячик (имя). Они стали толкать его своими носами и играть с ним. Мячик летал от одного дельфина к другому.

И вдруг один дельфин заметил на берегу плачущего мальчика.

— Наверное, это его мячик, — подумал дельфин. — Надо вернуть его малышу.

Он что-то сказал своим товарищам, и они все дружно стали толкать мячик к берегу. Они катили мяч по волнам пока она не оказался на берегу, у самых ног (имя).

(Имя) очень обрадовался. А дельфины покружили немного у берега, приветствуя малыша и снова уплыли далеко в океан.

(Имя) стоял и махал им рукой.

Знаешь, (имя), дельфины — очень умные и они всегда готовы помочь людям. Если кто-то далеко заплыл и заблудился в океане дельфины помогут этому человеку добраться до берега. И еще они очень красивые. Правда?

Сказки про:

  • Сказка про букву А
  • Сказки про Аистов
  • Сказка про букву Б
  • Сказки про Буквы
  • Сказки про Бабу-ягу
  • Сказки про Бабушек
  • Сказки про Барина
  • Сказки про Барсуков
  • Сказки про Богатырей
  • Сказки про Братьев
  • Сказки про Быков
  • Сказка про букву В
  • Сказки про Ведьм
  • Сказки про Великанов
  • Сказки про Волков
  • Сказки про Волшебников
  • Сказки про Времена
  • Сказка про букву Г
  • Сказки про Глупых
  • Сказка про букву Д
  • Сказки про Девочек
  • Сказки про Дедушек
  • Сказки про Детей
  • Сказки про Добро
  • Сказки про Докторов
  • Сказки про Дружбу
  • Сказка про букву Е
  • Сказки про Еду
  • Сказка про букву Ё
  • Сказки про Ежей
  • Сказка про букву Ж
  • Сказки про Жаб
  • Сказка про букву З
  • Сказки про Зайцев
  • Сказки про Зверь
  • Сказки про Зиму
  • Сказки про Золото
  • Сказка про букву И
  • Сказки про Ивана-дурака
  • Сказки про Ивана-царевича
  • Сказки про Класс
  • Сказки про Колдунов
  • Сказки про Колобков
  • Сказки про Котиков
  • Сказки про Кроликов
  • Сказки про Курочек
  • Сказки про Ларец
  • Сказки про Львов
  • Сказки про Лето
  • Сказки про Лис
  • Сказки про Луну
  • Сказки про Любовь
  • Сказки про Лягушек
  • Сказки про Мальчиков
  • Сказки про Машу
  • Сказки про Машинки
  • Сказки про Медведей
  • Сказки про Мороз
  • Сказки про Мудрецов
  • Сказки про Мужиков
  • Сказки про Мышат
  • Сказки про Новый год
  • Сказки про Обман
  • Сказки про Панов
  • Сказки про Петушков
  • Сказки про Попов
  • Сказки про Приключения
  • Сказки про Принцев
  • Сказки про Принцесс
  • Сказки про Работников
  • Сказки про Разбойников
  • Сказки про Реки
  • Сказки про Розы
  • Сказки про Рыбок
  • Сказки про Салтанов
  • Сказки про Семь
  • Сказки про Серых волков
  • Сказки про Сестёр
  • Сказки про Снег
  • Сказки про Солдат
  • Сказки про Солнце
  • Сказки про Старцев
  • Сказки про Старух
  • Сказки про Султанов
  • Сказки про Теремки
  • Сказки про Трёх
  • Сказки про Уточек
  • Сказки про Фей
  • Сказки про Хвосты
  • Сказки про Царевн
  • Сказки про Царей
  • Сказки про Цветы
  • Сказки про Эльфов

Трудный пересказ – почему и отчего?

Достаточно много детей, особенно младшеклассников (1, 2, иногда 3 класс) не могут пересказать текст по одной простой причине – они не поняли его. Зачастую ребенок 6-8 лет старается прочитать слова правильно и быстро

При этом сути не уделяется должное внимание

Дополнительно на качество пересказа влияют:

богатство словарного запаса;
способность концентрировать внимание;
объем памяти;
навык (практика) пересказывания прочитанного;
волнение ребенка, уверенность в своих силах.

Родители нередко совершают ошибку, ругая детей за то, что они пересказывают текст иначе, чем они себе это представляют. Ребенок может потерять мотивацию и начать избегать подобных заданий. Следует запастись терпением. Кто-то быстро осваивает навык пересказа, а кому-то необходимо время.

Ласточка

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

Как найти дорожку

Валентин Берестов

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились.

Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево.

Ребята — к ней:

— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка.

— Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

— Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

— Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела.

Ребята к ней:

— Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой — хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа — деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Сказки писателей:

  • Агаян Газарос Степанович
  • Адамова Ольга Акимовна
  • Акимова Елена Александровна
  • Аксаков Сергей Тимофеевич
  • Алан Милн
  • Александер Ллойд
  • Александр Дей-Русс
  • Александрова Татьяна
  • Алина Артбох
  • Алкинская Анна Альбертовна
  • Ангел Каралийчев
  • Андреевская Варвара Павловна
  • Андриец Валерия Владимировна
  • Анна Валенберг
  • Астрид Линдгрен
  • Аука
  • Афанасьев Александр Николаевич
  • Бажов Павел Петрович
  • Балинт Агнеш
  • Баранова Наталия Ивановна
  • Беатрис Поттер
  • Беспалов Валентин Иванович
  • Бианки Виталий Валентинович
  • Бомбицкий Юрий
  • Братья Гримм
  • Бугровский Алексей
  • Вагнер Николай Петрович
  • Вайц Александр Викторович
  • Ватлецова Елена
  • Великанова Юлия
  • Видаль де Баттини
  • Вильгельм Гауф
  • Волков Александр Мелентьевич
  • Волькер Иржи
  • Воскресенская Ольга (Кирякиду)
  • Гайдар Аркадий Петрович
  • Ганс Христиан Андерсен
  • Гаршин Всеволод Михайлович
  • Гераскина Лия
  • Герминия цур Мюлен
  • Гилберт Кит Честертон
  • Глазунова Ирина
  • Голявкин Виктор Владимирович
  • Гончаров Ярослав
  • Горбунов Сергей
  • Готорн Натаниэль
  • Гофман Эрнст Теодор Амадей
  • Графиня де Сегюр
  • Грибкова Кристина
  • Гришин Валера
  • Грэм Кеннет
  • Густав Сандгрен
  • Даль Владимир Иванович
  • Дедок Игорь Сергеевич
  • Джанни Родари
  • Джеймс Тэрбер
  • Джоэль Чандлер Харрис
  • Дитрих Лилия
  • Дональд Биссет
  • Драгунский Виктор Юзефович
  • Дудоров-Орловец Пётр Петрович
  • Дюма Александр
  • Дюричкова Мария
  • Дягилева Алиса
  • Евко Олег Александрович
  • Жан Лафонтен
  • Жилетежев Саладжи
  • Жуковский Василий Андреевич
  • Жюль Верн
  • Зиновьева Марина (МаТольна)
  • Зорьян Стефан Ильич
  • Зубкова Анна Борисовна
  • Ибатулин Тимур Фаритович
  • Ивлиева Юлия Фёдоровна
  • Ильина-Антуфьева Татьяна
  • Ион Крянгэ
  • Итало Кальвино
  • Караваева Ирина
  • Карел Полачек
  • Карпович Илона
  • Катаев Валентин Петрович
  • Кинг-Смит Дик
  • Кириллова Алеся Андреевна и Игнатьева София Ильинична
  • Кирпо Галина
  • Кондрушин Максим
  • Константинов Илиев Константин
  • Косар Елена
  • Крапивин Владислав Петрович
  • Крылов Иван Андреевич
  • Крюкова Тамара Шамильевна
  • Крюс Джеймс
  • Кубарева Дарья
  • Кузнецова Алеся
  • Кузнецова Вероника Александровна
  • Лазаренко Андрей
  • Ламбина Кристина Дмитриевна
  • Лапардина Елена Семеновна
  • Лиилиан Мур
  • Лужбина Ольга Валерьевна
  • Лукьянова Антонина
  • Льюис Кэрролл
  • Магалиф Юрий Михайлович
  • Мадам д’Олнуа
  • Макаров Семён Игоревич
  • Малиржова Елена
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
  • Маршак Самуил Яковлевич
  • Медведь Александр
  • Мельникова Анна
  • Михайлов Михаил Ларионович
  • Михайлова Ирина
  • Монахова Юлия Павловна
  • Монтейру Лобату
  • Неволина Светлана
  • Носов Николай Николаевич
  • Одоевский Владимир Федорович
  • Оскар Уайльд
  • Отфрид Пройслер
  • Панарина Маша
  • Петре Испиреску
  • Петров Александр
  • Потапова Лариса
  • Пришвин Михаил Михайлович
  • Прокофьева Софья Леонидовна
  • Пушкин Александр Сергеевич
  • Пшеничникова Варвара
  • Ревякина Ирина
  • Редьярд Киплинг
  • Реймхен Владимир Романович
  • Ремизов Алексей Михайлович
  • Романова Анастасия
  • Рыбакова Наталия
  • Рындина Ольга
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
  • Светочева Лада
  • Серж Петров
  • Сидорова Оксана
  • Силин Сергей Васильевич
  • Сиротин Дмитрий Александрович
  • Скородинская Дарья
  • Скребицкий Георгий Алексеевич
  • Скребцов Андрей Евгеньевич
  • Соколич Марфа
  • Сон Анна
  • Сребров Здравко
  • Сулейманова Элиза
  • Сулейманова Элиза Киньягалиевна
  • Сутеев Владимир Григорьевич
  • Тихомирова Татьяна
  • Толстой Алексей Николаевич
  • Толстой Лев Николаевич
  • Топелиус Сакариас
  • Трубилина Марина
  • Тягушева Ульяна Николаевна
  • Урядова Ирина
  • Усачёв Андрей
  • Успенский Эдуард
  • Ушинский Константин
  • Фарджон Элинор
  • Фёдоров-Давыдов Александр
  • Феликс Зальтен
  • Фридрих Вольф
  • Фрэнсис Элиза Бёрнетт
  • Хохлова Мария
  • Хрусталева Елена Николаевна
  • Цыферов Геннадий
  • Чарушин Евгений Иванович
  • Чернышёва Светлана Николаевна
  • Чуковский Корней Иванович
  • Шамонин-Версенев Виктор
  • Шарль Перро
  • Шевченко Людмила
  • Шевчук Светлана
  • Шеляховская Ольга
  • Шумин Андрей
  • Эдуар Рене Лефевр де Лабулэ
  • Эйнар Нерман
  • Эко-клуб «Бумеранг»
  • Элеанор Фарджон
  • Эльза Бесков
  • Эно Рауд
  • Ярышевская Елена
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: