Возможные проблемы
Развитие ребенка в 4 месяца может отличаться от общих норм. Считается абсолютно нормальным, если какие-то умения появятся чуть позже или раньше, чем у остальных карапузов того же возраста. Но есть навыки, которые грудничок должен к 4-х месячному возрасту обязательно освоить. Если они в 4 месяца отсутствуют, то родители должны насторожиться и обратиться к врачу.
- Не может захватить предмет и удержать его 20-30 секунд.
- Не может приподняться с опорой на ручки, если положить его на животик.
- Не переворачивается самостоятельно.
- Если родитель держит под ручки вертикально, малыш не может опираться ножками о пол или другую поверхность.
- Если подтянуть его за обе руки, голову не держит, отклоняет назад.
- Не реагирует на общение со взрослыми.
Если есть один или несколько из этих признаков, то необходимо обратиться к педиатру и неврологу.
Второй месяц (с 5 по 8-ю неделю)
Во второй месяц происходит огромное количество изменений, каждый день зародыша наполнен массой событий, развиваются все органы, системы человека, прячется хвост и жабры, и к концу 2-го месяца зародыш похож на будущего человечка, у него есть лицо, глаза, веки, нос, ручки и ножки, зачатки пальчиков. На исходе второго месяца развития длина зародыша составляет 2,5—3 см, вес — 4—5 г.
А вот эмбрионы человека и дельфина уже на 2-м месяце развития
Давайте внимательно посмотрим на все изменения этого месяца:
-
Внутренние органы:
- образуются зачатки легких, закладывается почка, активно растет кишечник
- начинает работать печень, которая берет на себя функцию кроветворения
- начинает активно работать сердце
- активно развивается нервная система
- формируются желудочки сердца
-
Скелет и мышцы:
- формируется лицо и конечности
- сближаются глаза, появляется нос
- возникают зачатки ушей, появляются зерна зубов
- вырисовываются губы
- начинают развиваться конечности: сначала руки (на 5-й неделе), а потом и ноги. За второй месяц руки и ноги так активно растут, что успевают сформироваться и разные отделы ножек и ручек: плечо, предплечье, кисть и даже зачатки пальцев на ногах и руках.
- начинают сокращаться мышцы
-
Нервная система:
- активно развивается нервная система и головной мозг, во втором месяце формируются все слои коры больших полушарий мозга
- на 7-й неделе впервые можно зафиксировать мозговые импульсы
Поиграйте с малышом
Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам
Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки
- Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
- Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
- Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
- Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).
Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.
- Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
- Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
- Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т. д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение. - Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение. А возможность потрогать поверхность также синхронизирует восприятие зрительного и тактильного.
- Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).
Рефлексы, эмоции и «речь»
В возрасте 4 месяца некоторые рефлексы новорожденного угасают. На их место приходят более осмысленные движения. Ослабевают и исчезают такие рефлексы:
-
- Хватательный рефлекс новорожденного, который проявляется схватыванием и удерживанием младенцем предмета при касании к его ладони;
- Рефлекс Моро. Его определяют различными приемами.
Один из них, ударить по столу, на котором лежит ребенок на расстоянии 15-20 см от него. Малыш при этом вскидывает ручки в стороны с разогнутыми пальцами, а затем вновь возвращается в исходное положение. Не стоит самостоятельно проводить этот эксперимент, чтобы не пугать ребенка;
Рефлекс повторяется на обеих ладонях. Если не проходит к 4 месяцам, то могут быть неврологические проблемы;
Рефлекс ползанья по Бауэру.
Ребенок лежит на животе и поднимает головку. При этом пытается ползти, так называемое спонтанное ползание. Если к стопам приставить ладонь, то ребенок отталкивается от нее. Это можно использовать как подготовку к выработке навыка ползания. В 4 месяца рефлекс угасает.
Больше всего родители радуются всплеску эмоционального развития малыша в этом возрасте. Ребенок к 4 месяцам очень любит общаться, часто улыбается близким людям, любимым вещам, смеется.
В психоэмоциональном развитии ребенка этого возраста можно выделить такие моменты:
-
- Малыш хорошо научился узнавать близких ему людей, которые за ним ухаживают.
Он радуется, когда видит их, смеется, просит внимания к себе. Особенно при этом он выделяет маму. Ребенок в этом возрасте очень тесно связан со своей матерью и тонко улавливает ее настроение.
-
- Незнакомые люди вызывают у четырехмесячного младенца настороженность.
Иногда он может заинтересоваться ими, но может и испугаться. Если знакомый человек сильно изменит внешность, то ребенок его не узнает.
-
- У ребенка активно развивается речь.
Пока он только произносит звуки, особенно гласные. Из согласных часто может произносить «м», «б», «п». Иногда получаются слоги из этих букв. Малыш любит гулить, «петь» и производит множество звуков.
- Если ребенку показать бутылочку или мамину грудь, то он уже знает, что последует кормление.
- Младенец в 4 месяца любит рассматривать игрушки и прочие предметы, может брать их в ручку, перекладывать из одной руки в другую.
- Ребенок уже способен испытывать такие эмоции как радость, любопытство, страх, обиду.
В этом возрасте ребенок по-новому учится смотреть на различные предметы, у него изменяется зрение и слух.
Возможно ваш малыш развивается немного по-другому, и вам актуальнее будет ознакомиться с тем, что должен уметь ребенок в 3 месяца
Психическое развитие
О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:
- способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
- разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
- появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
- различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
- проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
- умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.
К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.
Смотрим в зеркало
После трех месяцев малыш в состоянии оценить такую замечательную игрушку, как зеркало. Средних размеров (желательно небьющееся) можно установить в углу кроватки или на игровом коврике. Попробуйте еще подвесить небольшое зеркальце над грудкой лежащего младенца. Кстати, это тоже может успокоить горький плач. Малыш с удовольствием будет рассматривать свое отражение, наблюдать за мимикой и движениями своих рук, ловить взгляд собственного «двойника» и улыбаться ему. Для вас же это может означать, что ваш сын или дочка развивается благополучно, и его самоощущение положительно.
Некоторые психологи советуют даже выкладывать малыша на животик на большое зеркало. Таким образом развивается вестибулярный аппарат и зрительная ориентация. Особенно это полезно для тех детишек, кто редко общаются со сверстниками, у кого мало социального опыта.
Игры и игрушки в 4 месяца
В 4 месяца ребенок начинает интересоваться игрушками. Однако не нужно спешить заваливать малыша ими. Достаточно несколько интересных ярких игрушек, которые ему будут интересны:
Резиновая уточка или другой формы игрушка с пищалкой часто привлекает внимание малышей. Они постепенно учатся самостоятельно извлекать из нее звук. Пусть она будет достаточно мягкая
Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры: Прятки. Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает; Ладушки. Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку; Можно показывать малышу «кукольный театр». Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них; Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями
Пусть она будет достаточно мягкая. Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры: Прятки. Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает; Ладушки. Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку; Можно показывать малышу «кукольный театр». Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них; Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями.
Например, мама показывает на ручки, потом на ножки, потом на животик и произносит такой стишок:
Ручки – вот,
Ножки – вот,
А где с кашкою живот?
Такой стишок развлечет ребенка и поможет изучить свое тело.
Развитие зрения
Прятки
Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.
Режим дня четырехмесячного ребенка
Новый день подросшего грудничка, как и в первые месяцы жизни, начинается с необходимых гигиенических процедур:
- необходимо умыть младенцу лицо, вытереть ватным тампоном шейные складки, промыть глазки, очистить при необходимости ушки и носик;
- крохотные ноготки растут быстро, поэтому в этом возрасте их приходится стричь довольно часто, ведь маленький так и норовит засунуть ручки/пальчики в рот;
- ежедневное вечернее (или дневное) купание также является обязательным – у крохи вырабатывается привычка содержать свое тело в чистоте, а каждодневная гигиена способствует его здоровому физическому развитию.
Прогулки с 4-месячным чадом родителям следует организовывать как минимум дважды в день, с оглядкой на погодные условия. Длительность прогулок в теплое время года может быть увеличена с 2 до 4 часов, режим дня при кормлении грудью позволяет при желании гулять и больше – до 6 часов. В холодную погоду педиатры советуют бывать на воздухе по возможности 1 или 2 часа в день. Полностью воздержаться от гуляния необходимо при сильном ветре, ливне, а зимой – в сильные морозы.
Пять секретов хорошего сна для грудничка
Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.
1. Ежедневные прогулки
Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.
2. Активные игры
Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.
3. Купание перед сном
На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.
4. «Одновременное дыхание»
Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.
5. Эмоциональное состояние
Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже
И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.
На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада
Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.
Что способствует развитию
Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:
- Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
- Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
- Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
- Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
- Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
- Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
- Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
- В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
- Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.
Наличие специальных игрушек способствует развитию
Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение. Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:. Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:
Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:
- Регулярные прогулки на свежем воздухе.
- Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
- Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
- Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
- Постоянный разговор с крохой.
- Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.
Физические упражнения для крупной моторики
Развивающие игры для детей 4 месяцев должны способствовать развитию крупной моторики, укреплению мышц конечностей. Свои действия взрослому лучше комментировать спокойным уверенным голосом, чётко считать количество подходов – так у крохи развивается чувство ритма и в целом слуховой анализатор.
Зарекомендовали себя такие упражнения:
Велосипед (для укрепления мышц в ногах и правильного формирования тазобедренного сустава). В положении на спине ноги малыша поочерёдно сгибают в колене, придерживая за голени. Ступнями малыша описывают воображаемые круги как при езде на велосипеде.
Фитбол. Малыша аккуратно, придерживая с обеих сторон, кладут животом на надувной мяч. Плавно перекатывая мяч вперёд, дают ребёнку коснуться ладошками пола, затем возвращают в начальное положение
Важно, чтобы кроха уже хорошо держал голову.
Самолёт (укрепляет мышцы спины и шеи). Малыша животом вниз поддерживают под мышки, его ступни упираются в корпус взрослого
Движения в таком положении вперёд и назад укрепляют вестибулярный аппарат новорождённого.
Особенности ухода за четырехмесячным ребенком
Основу кормления четырехмерного ребенка по-прежнему составляют смеси и грудное молоко. Ребенок ест 5-6 раз на протяжении дня, иногда один или два раза просыпается ночью или ранним утром, чему не стоит удивляться. Дети много энергии тратят на развитие и рост, так что выдержать длительный ночной перерыв в еде еще на способны. Насчет времени введения прикорма, существуют разные мнения. Старая таблицы рекомендует уже в этом возрасте давать младенцам фруктовые соки, каши или овощные пюре. Новые правила утверждают, что детям на грудном вскармливании прикорм нужно вводить не раньше шести месяцев, а малышам на смеси – в 5-5,5 месяца. Какой режим питания и прикорма выбрать, лучше подскажет ваш педиатр. Он проведет осмотр ребенка и на его основе примет решение. Также у врача можно попросить качественные материалы, касающиеся питания ребенка первого года жизни.
Прикармливать ребенка необходимо тогда, когда у мамы мало молока. В таком случае ребенок часто встает и кричит ночью, просит есть каждые 1,5-2 часа днем. Если приложить его к груди, пьет молоко очень жадно. В качестве первого прикорма может выводится каша безмолочная, гречневая или рисовая. Манная и овсяная противопоказаны для питания младенцев, так как содержат глютен, а кукурузная слишком грубая для малыша. Овощное пюре можно делать из кабачка, тыквы, капусты цветной. Из фруктов детям дают яблочко, резаный и протертый банан. Соки и компот подойдут любые, кроме цитрусовых, нежелательны также красные ягодки. Они содержат многие витамины, которых вскоре будет не хватать малышу. Прикорм вводят очень маленькими порциями на протяжении двух недель. Первая порция должна составлять не больше половинки чайной ложечки, с постепенным доведением до 100 миллилитров. Меню для дополнительного кормления надо подбирать индивидуально, следить чтобы на продукты не возникла аллергия.
-
Ребёнок в 3-4 месяца
Кол. голосов: 41
Ребёнок в 3-4 месяца
-
Развитие нервной системы ребенка 3 (третьего) месяца жизни
Кол. голосов: 16
Развитие нервной системы ребенка 3 (третьего) месяца жизни
-
Развитие ребенка. 3 месяца малышу
Кол. голосов: 36
Развитие ребенка. 3 месяца малышу
Share
Voting
Потребность во сне на четвертый месяц около 15 часов. Приблизительно 10 часов ночью и три раза по 1,5-2 часа днем. Укладывать кроху спать надо в период от семи до девяти вечера. Некоторые детки ночью еще просыпаются, чтобы поесть, это нормально. Но есть и те, которые спокойно спят до утра. В комнате, где спит ребёнок должно быть тихо, ни в коем случает не держите, и не включайте там телевизор или компьютер. Иначе малыш будет беспокойный, станет ворочаться во сне, а утром проснется уставшим и капризным, а истерики вам ни к чему. Желательно установить распорядок сна днем, укладывать малыша в кроватку в одно и то же время. Если грудничок отказывается заснуть, можно включить ему тихую спокойную музыку или спойте колыбельную. Для хорошего сна и нормального аппетита важны прогулки. Вывозить на улицу малыша надо не меньше двух раз, желательно утром и вечером.
Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, без лишних швов
Важно, чтобы она не сковывала движений, и не мешала, размер должен соответствовать возрасту. Длинные завязки, рюши и пуговички малышу ни к чему, одежда должна быть в первую очередь функциональной. Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте
Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными
Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте. Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными.