Одежда средневековья: что носили мужчины и женщины? мода средневековья

Женская одежда различных европейских народов

А что с женским костюмом? Он также был традиционен и мешковат, отличался ярко выраженным униформизмом. К примеру, франкские женщины носили ту же рубашку шенс, тот же котт, тот же плащ, что и мужчины, а по торжественным случаям — далматику. На плечи или голову накидывали легкое покрывало, а на ноги надевали мягкие туфли.

В X-XI веках ситуация стала понемногу меняться. Конечно, костюм не изменился в одночасье — трансформация началась с силуэта. Он стал уже не таким прямым, как раньше, и лучше подчеркивал фигуру. Во многом благодаря плотно обвязывающему талию поясу. Затем появились и новые виды одежд, например, во французском и в английском костюмах — блио (одежда с боковыми разрезами), который и мужчины, и женщины носили поверх шенса.

Женщина в блио

С XII века по Европе ходят в модной остроносой обуви и носят чулки-шоссы, крепящиеся к поясу поверх брэ. После крестовых походов одежды знатных людей еще больше удлиняются на манер византийских. Увеличивается многослойность костюма, например, поверх шенса и блио надевают третью одежду — тонкий жипп, гофрированный наподобие кольчуги. Вообще, влияние военного костюма на светский, в том числе и на женский, — отдельная тема для разговора.

В это время ярче начинают проступать различия между костюмом разных европейских народов. К примеру, опишем вкратце костюм знатных француженок, англичанок и немок. Француженки, утонченные и изысканные уже в Средние века, любили легкие и струящиеся ткани, волны, плиссировки. Англичанки же предпочитали плотные тяжелые одежды, объемное нижнее платье котт, горизонтальные пластины, вшитые в лиф платья, головные уборы, похожие на шлем. А немки больше склонялись к византийской традиции в костюме, поэтому носили длинный шенс, тяжелые парчовые ткани, далматику, головные уборы а-ля тюрбан.

Вообще, если говорить о головных уборах, то среди полотняных чепчиков и полукруглых шапок самым любимым убором Средневековья был капюшон куаф. Правда, германские простолюдинки просто обожали платки. Ткань капюшона была достаточно плотной и тяжелой, поэтому о сложных высоких женских прическах говорить не приходится.

Да, в Раннее Средневековье западноевропейский костюм был достаточно однообразен по силуэту, однако зачастую отличался оригинальностью и неплохим мастерством исполнения, а с XII века и его вид начал претерпевать изменения

Особенную важность в этот период приобрели многочисленные украшения (фибулы, пояса, гривны, венцы и т. д.), изобилующие золотом и драгоценными камнями

Пышные формы и светлая кожа эпохи Возрождения

XVI век

Красота Ренессанса. Сандро Боттичелли / Галерея Уффици

В Ренессанс (эпоху Возрождения) европейцы называли красивыми пышные и округлые формы. Художники хотели отойти от строгих религиозных стандартов христианства: стандарт красоты Ренессанса создали Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль — женщины на их картинах выглядят хрупкими и беззащитными. 

А вот русская красавица XVI века по-прежнему должна была быть в первую очередь выносливой, чтобы справляться с хозяйством и успешно вынашивать детей. Как пожилые, так и молодые женщины белились и румянились. При этом косметикой пользовались как для лица и шеи, так и для глаз и зубов.

Румяные щёки, длинная коса и полнота — идеал русской девушки того времени. «Чарка мёда», Константин Маковский

Женский наряд раннего Средневековья

Одежда Средневековья женская характеризуется прямыми линиями и простым покроем. У женщин были полностью закрыты руки, ноги, шея и грудь. Влияние церкви просматривалось и в фасонах одежды, которые совершенно скрывали все очертания фигуры. В это время женщины носили далматику и покрывала.

Женский костюм состоял из нескольких слоев: на тело надевалась длинная туника с узкими рукавами, которая называлась котт, а поверх нее — еще одна туника такой же длины, но уже с широкими и более короткими рукавами, носившая название сюрко. Она напоминала по крою пончо. Нижняя туника также надевалась не на голое тело, а на специальную полотняную рубаху – камизу.

Эти туники выглядели как трапеции, которые расширялась к низу, а верхняя часть прихватывалась поясом. Линия талии верхней туники была завышена.

Верхней одеждой представительниц прекрасной половины человечества в эту эпоху был удлиненный плащ, скроенный в форме полукруга.

Средневековое ночное белье

Возможно, вы слышали, что в средние века «все спали обнаженными». Как и большинство обобщений, это не может быть абсолютно точным – а в холодную погоду это настолько маловероятно, что это станет до боли нелепым.

Иллюминация, ксилография и прочее. работы того периода иллюстрируют средневековых людей в постели в разных нарядах. Некоторые из них без одежды, но многие из них носят простые платья или рубашки, некоторые с рукавами. Хотя у нас практически нет документации относительно того, что люди носили, чтобы спать, из этих изображений мы можем сделать вывод, что те, кто носили ночную рубашку, могли быть одеты в нижнюю тунику (возможно, ту же, что они носили днем) или даже в легкие халаты, сделанные специально для сна, в зависимости от их финансового положения.

Как и сегодня, то, что люди носили перед сном, зависело от их ресурсов, климата, семейные обычаи и их личные предпочтения.

Основные характеристики

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Женский наряд

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Что носили во Франции в средневековье

Французские придворные дамы XV века надевали одновременно три платья: котт, сюркотт и роб. Оба верхних платья обыкновенно имели длинный шлейф. Некоторые дамы ограничивались двумя платьями, но меньше двух не носил никто.

Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма.

В соборе шведского города Уппсала хранится золотое «платье королевы Маргрете Датской», которая правила всей Скандинавией в конце XIV – начала XV веков.

Платье это по-королевски роскошно. Простой покрой восполняется поистине драгоценной тканью. Тёмно — красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров: фруктов, похожих на ананас, цветов, листьев и ягод. Все пространство между ними заткано переплетением жёлтых шёлковых и покрытых позолотой серебряных нитей. Поэтому ткань кажется золотой.

В настоящее время дизайнеры с мировым именем при создании коллекций одежды, за вдохновением нередко обращаются к эпохе Средневековья.

Гениальная интерпретация образов далеких веков предстает в великолепных костюмах, которым рукоплещет мир моды.

Источники

Диксон, Бренди. «Хлопок – это период? Брэнди Диксон, 2004–2008 гг.

Хьюстон, Мэри Дж. «Средневековый костюм в Англии и Франции: 13-е, 14 и 15 века “. Dover Fashion and Costumes, Kindle Edition, Dover Publications, 28 августа 2012 г.

Дженкинс, Дэвид (редактор). “Кембриджская история западного текстиля, 2 тома в твердом переплете”. Твердый переплет, издательство Кембриджского университета; Издание Slp, 29 сентября 2003 г.

Келер, Карл. «История костюма». Dover Fashion and Costumes, Kindle Edition, Dover Publications, 11 мая 2012 г.

Маэ, Иветт, доктор философии . «История меха в моде 10-19 веков». Fashion Time, 19 февраля 2012 г.

«Средневековые вуали, умывальники и ожерелья». Розали Гилберт.

Нетертон, Робин. «Средневековая одежда и текстиль». Гейл Р. Оуэн-Крокер, твердый переплет, The Boydell Press, 18 июля 2013 г.

Норрис, Герберт. «Средневековый костюм и мода». Мягкая обложка, Dover Publications Inc., 1745.

Пипонье, Франсуаза. «Платье в средневековье». Перрин Мане, Кэролайн Бимиш (переводчик), мягкая обложка, Yale University Press, 11 августа 2000 г.

Priest, Carolyn . «Техника обработки кожи того времени». Тора Острый Зуб, Рон Шарлотта, Джон Нэш, И. Марк Карлсон, 1996, 1999, 2001.

Добродетель, Синтия . «Как быть HOOD-lum: Средневековые вытяжки». Синтия Вирту, 1999, 2005.

Вирту, Синтия. «Как сделать чепчик: выкройки из 1 и 3 частей». Синтия Вирчу, 1999-2011 гг.

Вирту, Синтия. “Мужские шляпы с набивным рисунком”. Синтия Вирту, 2000.

Вирту, Синтия. “Женские шляпы”. Синтия Вирту, 1999.

Заячкова, Ядвига. «Конопля и крапива». Слово, Дженнифер Эйз, 2002–2003 гг.

Беззаботная юность рококо

XVIII век

На смену помпезному и вычурному барокко пришёл стиль рококо. Всё величественное и торжественное перестало быть модным, появился тренд на игривое и беззаботное настроение. Синонимы рококо — любовь и праздник, легкомыслие и беспечность. 

В эту эпоху европейцы стали иначе относиться к возрасту — старость перестала ассоциироваться с мудростью и почётом, стареть стало нежелательно и даже постыдно. Красивой стала считаться юность, внешность с детскими чертами лица. Идеальное лицо должно было быть овальной формы, с ямочками на щеках и подбородке. Идеальный силуэт тоже изменился — стандартом красоты стали считать хрупкую девушку с небольшой грудью, грациозную и лёгкую.

Маркиза де Помпадур — один из идеалов эпохи рококо. Национальная галерея Шотландии / Creative Commons

В отличие от барокко с его тяжеловесными причёсками, в эпоху рококо в моду вошли маленькие парики с лёгкими локонами, которые украшали лентами. С 1740-х годов всё популярнее становились уже не парики, а причёска из своих волос, но обязательно напудренных.  

Лица и волосы обильно пудрили мукой, чтобы сделать их светлее. Также в моде были специальные чёрные шёлковые пластыри — «мушки»

Они служили своеобразной любовной символикой, акцентируя внимание поклонников на определённой части тела красавицы. «Мушки» клеили как на открытые, так и на закрытые части тела

Есть версия, что появление «мушек» было вызвано оспой и они были не просто украшением, а скрывали следы болезни. 

В петровской России XVII–XVIII веков частично копировали европейскую моду — дамы красились на французский манер, рисовали себе «мушки», выщипывали брови и делали сложные причёски. Среди аристократок и горожанок появилась мода носить пышные юбки и удерживать их засчёт нарядов с корсетом.

Мужская одежда

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Одежда средневековья в современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Меланхолия декаданса

XIX век

В обществе этого периода преобладали упаднические настроения, разочарование и неверие в будущее, очарованность смертью. Причинами этого историки называют сильные потрясения, происходившие в то время в Европе и России. Например, в 1814 году завершилась Великая французская революция, которая длилась целых 25 лет. Это и другие подобные события сильно изменили менталитет человека того времени и привели к появлению нового литературного течения — романтизма, а вместе с ним декаданса. 

Декаденты воспринимали себя как элитарную, болезненно чувствительную и утончённую культурную группу. Так появился новый стандарт женской красоты: образ красивой девушки стал неотделим от меланхолии, смерти и упадка. Привлекательной считалась хрупкая женщина с бледной кожей, грустными глазами и поникшими плечами. Она была мечтательной и печальной, могла плакать, читая стихи. Это было слабое существо, не приспособленное к реалиям окружающего мира. 

Рамон Касас. «Юная декадентка» / Wikimedia Commons

Девятнадцатый век стал эпохой чахотки (туберкулёза). Врачи называли причинами чахотки страсти любого рода: от неумеренности в еде и мастурбации до сидячего образа жизни. По симптомам чахотка была похожа на горячку или лихорадку, и врачи часто неправильно интерпретировали симптомы. Из-за того что болезнь видели следствием сильных чувств, она превратилась в романтический диагноз. Утомлённых и меланхоличных барышень с нездоровым румянцем считали прекрасными — даже несмотря на то, что они умирали. 

С начала Средневековья и до XIX века стандарты красоты плотно были связаны с настроениями в обществе и историческими событиями. Женщины меняли закрытые балахоны на открытые платья с корсетами, клеили и убирали мушки, подчёркивали то румянец, то бледность.

️ Другие материалы про моду и её переменчивость

Мужская

В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.

У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.

Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.

Женский готический костюм

Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.

В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.

Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней — ниспадали почти до земли.

В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.

Помпезность и шик барокко

XVII век

На смену эпохе Возрождения пришёл стиль барокко. Он зародился в Риме, Венеции и Флоренции, позже мода на него распространилась по всей Европе. Ключевыми чертами барокко стали театральность, торжественность и богатство, проявления которых сперва требовали в архитектуре и живописи, а затем и во внешнем виде. 

Картина «Три Грации» Питера Пауля Рубенса / Wikimedia Commons

Женщины носили максимально роскошные и дорогие наряды, вызывающие и пышные многослойные платья с объёмными рукавами

Отдельное внимание уделяли причёскам, которые были массивными и сложными. Чтобы сделать волосы пышнее, под них подкладывали подушечки из шерсти, пакли или стриженых волос

Также волосы завивали с помощью щипцов, укладывали помадой и украшали заколками. Как мужчины, так и женщины носили пышные парики.

Во времена барокко в моде были огромные парики. На картине изображена графиня де Бавьер-Гросберг — Александр Рослин / Wikimedia Commons

В России и Европе XVII века ценились заметные формы. Идеал женщины того времени отражают полотна художника Питера Пауля Рубенса — большой бюст, округлые бёдра, подбородок с ямочками, розовые щёки. 

Доказательства

Чрезвычайно мало одежды сохранилось от Средний возраст. Исключение составляют предметы одежды, найденные вместе с телами болот, большинство из которых умерло до средневековья, и несколько редких и дорогостоящих предметов, сохранившихся благодаря необычайной удаче. Текстиль просто не может противостоять стихиям, и, если он не закопан металлом, он бесследно испортится в могиле.

Как же тогда мы действительно знаете, что носили люди?

Традиционно покупатели и историки материальной культуры обращались к старинным произведениям искусства. Статуи, картины, иллюминированные рукописи, изображения гробниц, даже необычный гобелен из Байе – все это изображает современников в средневековых одеждах

Но при оценке этих представлений необходимо проявлять большую осторожность. Часто «современником» художника было на одно или два поколения опоздание для предмета

Иногда вообще не было попытки изобразить историческую фигуру в одежда, соответствующая временному периоду фигуры. И, к сожалению, большинство иллюстрированных книг и серий журналов, выпущенных в 19 веке, из которых составлен большой процент современных историй, основаны на произведениях искусства того периода, которые вводят в заблуждение. Многие из них вводят в заблуждение неподходящими цветами и случайным добавлением анахроничной одежды.

Ситуация еще больше усложняется тем фактом, что терминология не согласуется от одного источника к другому. следующий. Не существует документальных источников того периода, в которых полностью описывались бы предметы одежды и приводились их названия. Историк должен собрать эти разрозненные данные из широкого диапазона источников – включая завещания, бухгалтерские книги и письма – и точно интерпретировать то, что подразумевается под каждым упомянутым элементом. В истории средневековой одежды нет ничего однозначного.

На самом деле изучение средневековой одежды находится в зачаточном состоянии.. Если повезет, будущие историки откроют сокровищницу фактов о средневековой одежде и поделятся ее богатством с остальными. А пока мы, любители и неспециалисты, должны делать свои предположения, основываясь на том немногом, что мы узнали.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Женская

Средневековая женская одежда раннего периода состояла из двух туник. Если нижняя должна доставать пола и обладать длинными рукавами, то верхняя была короче и имела широкие рукава. Туники декорировались отделкой по низу подола, горловине и рукавам.

Блио или платье длиной в пол с зауженными рукавами имеет шнуровку по бокам. В качестве верхней одежды женщина носила длинный плащ на тканевой или меховой подкладке. В поздние периоды Средневековья увеличивается многослойность одежды. До талии силуэт остается облегающим, но к низу постепенно расширяется. В женском гардеробе, кроме туник, появляется камиза, котт, плащ, сюрко.

Если туники и камиза служат нижней одеждой, то котт надевается сверху. Линия талии в сюрко акцентируется под грудью, а юбка сзади дополняется шлейфом, достигающим в длину нескольких метров. Под нарядом на животе прикрепляли подушечку, чтобы имитировать беременность. Область декольте закрывают вставкой из кружевной или прозрачной материи.

Головными уборами служили бархатные или парчовые «сахарные головы», эннены, генины, рогатые чепцы. Чем выше по происхождению дама, тем более высокий головной убор она носила. В Средневековье девушки полюбили носить огромное количество украшений. Образ прекрасной дамы немыслим без колец, ожерелий, цепочек, вышитых носовых платков. На поясе крепили четки, амулеты, зеркальце, позолоченные зубочистки.

О контексте, в котором формировался средневековый костюм

Начало Средних веков принято соотносить с падением Рима, которое произошло в 476 году. Начиная с этого времени, варварские племена (лангобарды, франки, готы, саксы, англы и пр.) заняли ряд некогда римских земель, а античная культура приходила в упадок. К слову сказать, эти варвары — будущие европейцы — не отвергали римского наследия, хоть и воспринимали его по-своему. Именно из синтеза античных, византийских и варварских традиций и выросло Раннее, а затем и Позднее Средневековье. Это явление в полной мере касается и костюма.

Характерная черта одежды варварских народов — его крой по фигуре. Заметим, что выкроек на тот момент еще не существовало, мы говорим лишь о внешнем виде одежды, отличном от античной драпировки, по мнению исследователей, пришедшем к ним от древнеперсидского костюма.

Есть и другие общие черты, к примеру, мужчины разных народностей, населявших Европу, носили нательные штаны — брэ, часто доходившие до середины икр. На поясе брэ подвязывали веревкой, к которой подвязывали и концы штанин. Иногда к брэ добавляли и верхние штаны, особенно, если это были крестьяне.

Повсеместно носили и рубашки-туники — длинные, с узкими рукавами и каймой по вырезу, манжетам и подолу. Они появились у европейцев под влиянием римского и византийского костюмов, так же, как и одеваемая на тунику далматика — торжественное длинное облачение из плотной ткани для привилегированных слоев общества. Поверх рубашки носили верхнее платье — узкое и опять-таки туникообразное. Верхней одеждой, как и в античное время, стал плащ. В зависимости от богатства владельца, он мог быть изготовлен из шерсти или меха. А обувью были кожаные башмаки.

[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/Set_of_Ecclesiastical_Vestments_Dalmatic_LACMA_M.85.96.8_1_of_2.jpg» subs=»Далматика»]

Использовались шерстяные, льняные или смесовые местные ткани, представляющие собой соединение первых и вторых. Крестьяне и рыбаки предпочитали, чтобы материя была неокрашенная и, соответственно, дешевая. Более состоятельные слои населения могли себе позволить яркие одежды и привозные дорогостоящие шелк и парчу, а также меха. Вообще, костюм знатного человека отличался от незнатного главным образом только этой яркостью одежд, качеством ткани и украшениями, само собой. Сам Карл Великий, император франков, для повседневной жизни выбирал простой костюм из брэ, туники и скромного манто, скрепляющегося спереди плаща. А в расшитые золотом одежды облачался лишь в исключительных случаях.

К слову, о франках. Интересно, что они старались не поддаваться влиянию чужой моды вплоть до X века, сохраняя традиционную верхнюю рубашку шенс, брэ и то самое манто.

Обувь франков имела свою особенность — это были мягкие башмаки или кожаные сапоги, больше похожие на чулки на ремнях и с открытыми пальцами. Большинство европейских народов одевались в IX веке схожим с франками образом.

Дизайнеры диктуют моду

На протяжении нескольких сезонов на модных подиумах появляются коллекции, взявшие основной темой – средневековье, готику, варварскую и грубую, но притягательную. Именитые дизайнеры и модельеры расстарались на славу.

John Galliano в своем репертуаре. Предлагая в мужской коллекции одежду в средневековом стиле, представил комплекты из туник, толстовок, курток, брюк, вымазанных краской и вываренных. Модели с низким швом сидения подчеркивают расхлябанность современной трактовки готического стиля, как и шапки-шлемы, яркие акценты и детали.

Средневековый стиль Джона Гальяно в коллекции осень-зима 2008-2009:

Модели из коллекции John Galliano осень-зима 2007-2008:

Dolce & Gabbana углубились в историю, как никто другой. Представленная ими мужская коллекция осень-зима 2014-2015 изобиловала средневековой готикой. Модели украшены принтами в виде кафедральных соборов, базилик, средневековых ключей, норманнских королей, которые вторглись в Сицилию в XI веке. Свитера вызывают четкую ассоциацию с кольчугой, а головы моделей венчают королевские короны, вязаные шлемы. Впрочем, есть в коллекции и классические формы – пальто, двубортные костюмы, брюки в полоску, с принтами, бархатные смокинги. В любом случае впечатление от нее остается величественное.

Nicholas K тоже выказали свою приверженность готическому стилю, не так явно, как остальные, но общее впечатление от осенне-зимней коллекции 2013-2014 года связывает ее со средневековым историческим периодом. Дизайнерский бренд из Нью-Йорка (брат и сестра Nicholas и Christopher Kunz) представил модели трикотажных вещей, капюшоны-шапероны, капюшоны-трубы, модели с длинными рукавами с отверстиями для больших пальцев, длинные куртки-парки с подвернутыми рукавами, ботинки со шнуровкой. Предпочтение отдавалось многослойности.

Средневековый стиль не собирается сдавать позиции. А это значит, что возможность подчеркнуть свою мужественность и силу останется у мужчин надолго.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: