Система дидактических игр Ф. Фребеля
Именно Ф
Фребель был одним из первых педагогов, который оценил всю важность и значимость игры для развития ребенка. Фребелем были разработаны авторские игрушки, основу которых составляли простые и довольно примитивные
Это было необходимо для того, чтобы в процессе игры ребенок мог развивать свое воображение, фантазию, творческие способности и т.п. Каждая игра должна обязательно сопровождаться песенкой или стишком. Взрослый обязательно должен принимать активное участие в играх с детьми.
Ф. Фребель первым разработал систему развивающих игр, каждая из которых направлена на развитие определенного навыка у ребенка, тем самым способствуя его всестороннему и гармоничному развитию.
Несмотря на все положительные стороны разработанной Ф. Фребелем методики, она имеет один существенный минус. В процессе работы с детьми многие воспитатели формально подходят к организации игр с детьми. Воспитатели объясняют детям правила игры и после этого не принимают дальнейшего участия в игре. Этот фактор значительно искажает теорию Ф. Фребеля, так как дети не являются активными участниками процесса, а выступают лишь в качестве наблюдателей. Воспитатель не побуждает и не стимулирует их на игру.
Замечание 1
На сегодняшний день количество детских садов, организованных в чистом виде по методике Ф. Фребеля, очень мало. Однако на основании его методики, частично адаптированной к современным условиям, работают практически все детские сады.
Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».
Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого возникает еще одно противоречие с тем, что я знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»)
А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!
Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.
Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.
Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.
Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.
Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.
Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.
Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.
Дары Ф. Фребеля
На основании теории Песталоцци Ф. Фребелем был разработан уникальный дидактический материал, который получил название «Дары Фребеля».
Замечание 2
Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».
Первым даром является мяч.
В игре с ребенком необходимо использовать разнообразные мячи по форме, цвету, материалу изготовления и т.д. Во время игр с мячом так же необходимо читать стихи, потешки, песенки и т.п.
В обоснование необходимости использования мяча с ребенком, Ф. Фребель указывает на то, что мяч удобен ребенку, так как ему легко держать мяч в неразвитой руке, он мягкий и приятный на ощупь.
Второй дар, небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (с равным диаметром).
С помощью данных предметов ребенок имеет возможность ознакомиться с формами предметами, познать их устойчивость, свойства и т.д.
Третий дар— куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части)
По мнению Ф. Фребеля, с помощью данного куба ребенок знакомиться с понятием целого и части, учится складывать из частей целый предмет, то есть ребенку предоставляется возможность развития своих творческих способностей и потенциала.
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток.
Данный кубик значительно расширяет возможности развития ребенка, углубляет их, за счет увеличении количества деталей.
Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.
Последние два дара были разработаны для организации различных игр связанных со строительством и конструированием.
Таким образом, разработанные Ф. Фребелем дары направлены на всестороннее развитие ребенка через строительные игры. В процессе игр с дарами, дети знакомятся с формой, величиной, приобретают знания о пространстве. Во время игр детям предоставляются не только дары, но и иной строительный материал.
Разработанную Ф. Фребелем методику можно назвать прорывом в области воспитания детей. Данная методика остается актуальной и востребованной и в наши дни.
Основные аспекты методики Ф. Фребеля
Фридрихом Фребелем была разработана уникальная авторская методика воспитания, которая основана на следующих аспектах:
Игра (базис методики). В своих трудах Ф. Фребель сделал вывод, что ребенок максимально раскрывается в процессе игры, так как она является его основной деятельностью. По его мнению, игра ребенка является отражением его внутреннего мира. Взрослому необходимо не просто наблюдать за игрой, а направлять ее в нужное русло, не навязывая своего мнения или правил.
Развитие речи. Согласно методике Ф. Фребеля развитие речи ребенка необходимо осуществлять через развитие мелкой моторики. В процессе наблюдения за детьми он установил, что дети, которые чаще играют с мелкими предметами и игрушками начинают говорить раньше. Основными занятиями для развития речи Ф. Фребель называл работу с бумагой, палочками, красками и т.д., при этом в процессе работы необходимо проговаривать свои действия.
Окружение любовью. Дети, по мнению Ф
Фребеля, должны быть окружены любовью и внимание со стороны взрослых. Им необходимо создавать комфортные условия, наполненные радостью и положительными эмоциями.
Коллективное воспитание
Ф. Фребель считал, что основой человечества является дух коллективизма. Именно поэтому он выступал за обязательное посещение ребенком детского сада. В детском саду дети воспитываются в коллективе, им прививаются необходимые жизненные качества. Основа воспитания в детском саду Ф. Фребеля был уход за животными и растениями.
Отсутствие наказаний. Основой воспитания Ф. Фребеля был гуманизм. В связи с чем, он полностью отвергал и не допускал какого-либо вида наказания по отношению к ребенку. В основе воспитания должны лежать любовь и уважение к ребенку.
Использование «Даров Фребеля»
Игровой набор состоит из 14 модулей. «Дары Фребеля» способствуют развитию зрительного, осязательного восприятия, плодотворно влияют на концентрацию внимания, развитие воображения и творческих способностей дошкольников. В данной статье я даю описание игровых приемов и упражнений с некоторыми из модулей «Даров Фребеля».
«Текстильные мячики» способствуют развитию цветового восприятия и концентрации внимания. Детям предлагаются игровые упражнения: «Найди мяч нужного цвета», «Найди мячику пару», «Какого мяча нет?». Перед ребенком выкладываются несколько мячиков для запоминания, он закрывает глаза, взрослый убирает один мяч; открыв глаза, ребенок называет или показывает картинку того мяча, которого нет.
Мячики применяются для формирования у ребенка пространственных представлений. В игре «Путешествие цветных мячиков», раскачивая шарик в разные стороны и, соответственно, приговаривая: «вперед — назад», «вверх — вниз», «вправо — влево», дети понимают и применяют понятия пространственных отношений, тем самым обогащается словарный запас. Через игру «Есть мячик — нет мячика» малыш знакомится с утверждением и отрицанием.
Художественное слово благотворно влияет на запоминание понятий пространственных отношений. Например, «Часики» (движения маятниковые):
«Тик-так, тик-так,
Ходят часики — вот так.
Влево, вправо, влево, вправо,
Ходят часики — вот так!»
Движение направления обозначаются относительно ребенка.
С помощью текстильных мячиков и инструкции взрослого закрепляются модели геометрических фигур, развивается творческое воображение у детей.
Дары «Цветные фигуры», «Фишки», «Палочки», «Кольца и полукольца» — способствуют формированию у детей сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Дети учатся соотносить фигуры, цвет, величину с названием, сортировать и упорядочивать по цвету, форме, величине.
Предлагаю следующие игровые упражнения: разложить предметы по одному признаку, например, по цвету; разложить предметы по двум признакам, например, по форме и величине; разложить фигуры по контуру (зрительное соотнесение фигуры с контуром, ребенок сам определяет какого цвета фигуру он возьмет); разложить предметы в заданном порядке (круг, квадрат, треугольник); разложить фигуры по цветному контуру (зрительное соотнесение фигуры, цвета с контуром); собери рисунок по образцу (путем наложения или зрительного соотнесения с образцом на столе) и другие.
Для эффективности закрепления сенсорных эталонов применяются дидактические игры. Например, «Почини одежду зайчатам», «Наряди матрешку», «Наведи порядок» и другие. Детям описывается проблемная ситуация, что мотивирует их на деятельность. Игра считается законченной, если весь рисунок или контур будет закрыт обозначенными элементами.
Например, дидактическая игра «Укрась бабочку»: «Бабочки прилетели к нам в гости. У них пропали узоры на крылышках, они просят им помочь. Они принесли с собой кружки разных цветов и размеров. Поможем украсить крылышки?» С детьми, необходимо определить, какой цвет и размер кружков они будут использовать для планирования работы.
Игры подбираем на усложнение с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с включением дополнительного эталона.
Используя «Фишки», детям предлагается выкладывание различных предметов из точек разного цвета. Задание выполняется по контуру рисунка с учетом соотнесения цвета с реальным предметом или творческим решением ребенка
При этом развивается зрительное восприятие, внимание, усидчивость, мелкая моторика
Для сенсорного развития используются многообразные игры с палочками. На зрительно-моторную координацию предлагаются задания с выкладыванием палочек по образцу, способом наложения на шаблон, а затем зрительного соотнесения с образцом.
Игры с кольцами и полукольцами позволяют учить детей составлять целое из двух частей полукруга; развивать понятие о том, что часть меньше целого, а целое больше части.
Детям предлагается самостоятельно выложить рисунок или узор на шаблонах, используя различные геометрические фигуры, дуги, палочки, фишки.
Для развития творческого воображения предлагаются игры «Волшебный цветок», «Летняя картинка», «Укрась платье», «Наряд Матрешки», «Рыбка», «Кружка» и другие.
Таким образом, все представленные игровые приемы и упражнения способствуют развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия, обогащению речи дошкольника. Предлагаю педагогам применять в своей работе «Монтессори-материалы» и «Дары Фребеля» для сенсорного развития у детей дошкольного возраста. Желаю вам творческих успехов в работе!
Игры Фребеля.
Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.
Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)
В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.
Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.