Дидактическое пособие дерево «Времена года» методическая разработка (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 поселка Степной
муниципального образования Кавказский район
Дидактическое пособие — «Времена года»
Подготовила: воспитатель Щеблыкина Кристина Александровна
Дидактическое пособие дерево «Времена года»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.Задачи:Обучающие: расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года; обогащать словарный запас; активизировать речь.Развивающие: развитие мелкой моторики, развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями; формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности.Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Описание дидактического пособия Основа пособия — фанера, на которой размещены (в определённой последовательности) квадраты, из цветного картона, разных цветов (голубой, розовый, зелёный, оранжевый). В центре размещается ствол дерева с ветвями (вырезанный из цветного картона коричневого цвета). Ветки дерева раскиданы на каждый цвет пособия. Цвета символизируют последовательность времён года (зима, весна, лето, осень). В комплекте имеются предметные картинки, отражающие характерные признаки времён года.
Методические рекомендации по работе с пособиемВариант № 1.Необходимо разместить шаблоны на ветках дерева в зависимости от изменений, происходящих с деревьями в разное время года:
— зимой на дереве можно увидеть снежинки;
— весной на дереве нежно-зелёные листочки и цветочки
— летом дерево покрыто насыщенной зеленой листвой;
— осенью на дереве появляются разноцветные листья (желтые, оранжевые).
Вариант № 2. В зависимости от характерных признаков определённого времени года необходимо разместить предметные изображения на определённый цветовой фон: — фон голубого цвета, символизирующий зимнее время года (снеговик, снегирь, коньки, кормушка, тёплая одежда, санки); — фон нежно-розового цвета, характеризующийся пробуждением природы после зимнего сна «Весна» (сосульки, скворечник, почки на деревьях, гнездо с птенцами); — фон зелёного цвета «Лето» (цветы, бабочки, божья коровка, ягоды); — фон оранжевого цвета «Осень» (тучка, дождик, грибочки, овощи, рябина, зонтик, резиновые сапожки). Данное пособие также находит применение в различных направлениях развития детей и организации различных видов детской деятельности. Например, Познавательное развитие:
Первый вариант: для этого заранее снимаются все съёмные детали и перемешиваются. Ребёнок выбирает нужную деталь и прикрепляет к определённому времени года.
Второй вариант: воспитатель сознательно меняет съёмные детали и просит детей исправить ошибки и объяснить свой вариант.
Третий вариант: воспитатель достаёт картинки с загадками и загадывает их детям. Они отгадывают и складывают картинки к тому времени года, к которому они подходят.
Четвёртый вариант: На столе лежат все картинки, и дети самостоятельно их раскладывают к тому времени года, к которому они подходят.
Речевое развитие.
Варианты дидактических игр:
«Один – много». Воспитатель прикрепляет съёмные детали к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Снежинка – снежинки, бабочка- бабочки, гриб-грибы и т. д.)
«О чем можно так сказать?» Педагог говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например, о чем можно сказать растет, шелестит, распускается, летает.
«Составь рассказ на тему: зима, весна, лето, осень». Используя наглядно дидактическое пособие.
Дидактическое пособие вызывает огромный интерес у детей среднего дошкольного возраста, поскольку они в совместной с воспитателем деятельности, разрабатывают варианты игры с пособием. При работе с пособием у дошкольников, на протяжении всего процесса, поддерживается ярко выраженный интерес, желание творить и создавать что-то новое. Детей переполняет гордость от того, что они сами, своими руками сделали настоящую развивающую игру. Она пользуется популярностью не только у детей нашей группы, но и у других воспитанников ДОУ.
Задания
Представителей этого природного царства так много, что каждый вид позволяет предложить ребенку особые задания. Для этого, конечно, нужно подобрать подходящие картинки с грибами для детей, максимально приближенные к природным.
- Посчитай: один опенок – два опенка – три…
- Подумай и расскажи, почему опят часто называют «дружными»?
Лисички
- Сравни лисичку и лису. Чем гриб лисичка похож на рыжего зверя?
- Какую лисичку можно увидеть на кухне? (жареную, вареную, маринованную, сушеную, соленую, свежую)
Подосиновик
- Где подосиновик любит расти больше всего? Какое дерево «подарило» ему свое имя?
- Как можно назвать рощу, в которой растут одни подосиновики? (осиновая, осинник)
Подберезовик
- Что будет, если вырывать грибы с корнем, а не обрезать ножиком? Почему так делать нельзя?
- В каком лесу чаще всего можно найти подберезовик (в березовой роще, в березняке).
Боровик (белый гриб)
- Опиши внешний вид боровика.
- Объясни, почему его называют еще и «белым»?
- Может ли кто-то спрятаться под грибом, если тот вырос очень большим?
Бледная поганка
- Расскажи о том, что такое ядовитые грибы и почему бледные поганки считают такими опасными для людей?
- Почему никто не набирает вредных грибов?
Разные картинки грибов для детей позволяют проводить множество всевозможных логопедических игр. Вот несколько примеров:
Каждый играющий выбирает себе одну картинку с грибом и старается описать его внешние особенности. Если другой игрок угадал, то карточка переходит к нему. Побеждает тот, кто набрал больше всего картинок.
Взрослый выбирает две карточки (подосиновик-подберезовик, белый-масленок, сыроежка-мухомор) и предлагает детям увидеть как можно больше отличий между ними. Побеждает тот, кто даст ответ последним.
Предложите детям «приготовить» обед их разных съедобных грибов, известных им. Каждый должен выбрать одну картинку и назвать блюдо, которое можно приготовить с теми или другими грибочками (например: суп из белых грибов, маринованные маслята, подберезовики в сметане, соленые грузди и т.п.
Изображение любого гриба передается от одного играющего к другому. Каждый называет один из его признаков, отличительных особенностей внешнего строения. Побеждает тот участник, который сможет увидеть и назвать какую-то деталь последним.
Попросите каждого игрока выбрать себе по одной картинке с грибом для детей, специально отобранные. Затем каждый должен придумать короткую историю про своего персонажа. Рассказать про его характер, привычки, занятия. Например, Боровик — царь всех грибов в лесу, он строгий и важный, с утра до вечера занят государственными делами, любит играть в футбол и играть на балалайке. Старшим дошкольникам можно предложить придумать (по кругу) целую историю про грибное царство, к сказке можно и иллюстрации нарисовать всем вместе.
Сделайте из карточек разрезные картинки и предложите ребенку их собрать. Можно использовать для этой игры рисунки ядовитых и съедобных грибов.
Предложите ребенку отобрать несколько карточек (ему для этого понадобится небольшая корзинка), хорошо запомнить их и повторить все названия наизусть, не заглядывая в лукошко снова. Каждый играющий может попробовать стать грибником, собирая свой набор карточек.
Карточки Домана на тему «Грибы»
Нейрофизиолог Гленн Доман разработал прекрасную систему раннего развития детей. Цель карточек — расширить словарный запас ребенка, улучшить его память, дать знания о предметах и явлениях окружающего мира. Карточки Домана на тему «Грибы» помогают узнать о разнообразии этой формы жизни, учат различать виды.
Играть с карточками можно по методике или же просто использовать их в играх по сортировке на съедобные и несъедобные грибы, брать с собой в лес и находить грибы по картинкам, даже просто рассказывать всё, что вы знаете о каждом из грибов.
По методике Домана картинку следует показывать малышу около 1-3 секунд, добавляя при этом короткую информацию об изображении, начиная с его названия. В следующий раз после короткой демонстрации карточки повторяйте уже озвученные сведения и добавляйте что-то новое. Занятия по методике Шичиды похожи, но демонстрировать картинку нужно всего лишь секунду и называть только название того, что изображено. Общее правило – не использовать одну и ту же карточку подряд, показывать каждую картинку не более трех раз в день, проводить занятия только в хорошем настроении.
Ядовитые грибы
Несъедобные грибы или продукты питания, содержащие их яды, могут вызвать сильное отравление и даже гибель. К самым опасным для жизни несъедобным, ядовитым грибам относятся: мухоморы, бледная поганка, ложные опята.
Очень заметный в лесу гриб. Его красная шляпка с белыми крапинками видна леснику издалека. Однако, в зависимости от вида, шляпки могут быть еще и других цветов: зеленого, коричневого, белого, оранжевого. Шляпка по форме напоминает зонтик. Этот гриб довольно крупных размеров. Ножка обычно расширяется книзу. На ней расположена «юбочка». Она представляет собой остатки оболочки, в которой находились молодые грибы. Этот ядовитый гриб можно спутать с сыроежкой золотисто-красной. У сыроежки шляпка, немного вдавленная в центре и нет «юбочки» (вольвы).
Бледная поганка (мухомор зеленый)
даже в небольшом количестве может нанести большой вред здоровью человека. Шляпка ее может быть белого, зеленого, серого или желтоватого цвета. А вот форма зависит от возраста гриба. Шляпка молодой бледной поганки напоминает небольшое яйцо, а со временем она становится почти плоской. Ножка гриба белого цвета, сужается книзу. Мякоть не изменяется в месте надреза и не имеет запаха. Бледная поганка растет во всех лесах с глиноземной почвой. Этот гриб очень похож на шампиньоны и сыроежки. Однако, пластинки шампиньонов обычно окрашены темнее, а у бледной поганки они белого цвета. У сыроежек нет этой юбочки на ножке, и они более ломкие.
Ложные опята
можно легко спутать со съедобными опятами. Они обычно растут на пнях. Шляпка этих грибов имеет яркую окраску, а края покрыты белыми хлопьевидными частичками. В отличие от съедобных опят, запах и вкус у этих грибов неприятные.
Желчный гриб
— двойник белого. Отличается от боровика тем, что верхняя часть его ножки покрыта темной сеткой, а мякоть розовеет на срезе.
Сатанинский гриб
также похож на белый, но его губка под шляпкой красноватая, на ножке красная сеточка, а срез становится лиловым.
Перечный гриб
похож на моховик или масленок, но губка под шляпкой лилового цвета.
Ложная лисичка
— несъедобный двойник лисички. По цвету ложная лисичка более темная, красновато-оранжевая, на изломе шляпки выделяется белый сок.
И у моховика, и у лисичек тоже есть несъедобные двойники.
Как вы поняли, грибы — это не только те, у которых есть шляпка и ножка и которые растут в лесу.
- Дрожжевые грибы применяют для создания некоторых напитков, используя их в процессе брожения (к примеру, квас). Плесневые грибы являются источником антибиотиков и ежедневно спасают миллионы жизней. Особые виды грибов применяют для придания продуктам, например, сырам, особенного вкуса. Также их используют для создания химических веществ.
- Споры грибов, с помощью которых происходит их размножение, могут прорости через 10 лет и более.
- Встречаются и хищные виды грибов, которые питаются червяками. Их грибница образует плотные кольца, при попадании в которые уже невозможно вырваться.
- Самому древнему грибу, найденному в янтаре, насчитывают 100 млн лет.
- Интересным фактом является и то, что муравьи-листорезы способны самостоятельно выращивать грибы, необходимые им для питания. Такую способность они обрели 20 млн лет назад.
- В природе насчитывается около 68 видов светящихся грибов. Чаще всего они встречаются в Японии. Такие грибы отличаются тем, что светятся в темноте зеленым цветом, особенно эффектно это смотрится, если гриб растет в середине подгнивших стволов деревьев.
- Некоторые грибы приводят к серьезным заболеваниям и поражают сельскохозяйственные растения.
Грибы — это загадочные и очень интересные организмы, полные нераскрытых тайн и необычных открытий. Съедобные виды являются очень вкусным и полезным продуктом, а несъедобные могут принести большой вред здоровью
Поэтому важно уметь их отличать и не стоит класть в корзину гриб, в котором нет полной уверенности. Но этот риск не мешает восхищаться их разнообразием и красотой на фоне цветущей природы
Блошиный рынок на тишинке
Велосипеды аист и их фото Кто должен уступить дорогу
Рисунки съедобных грибов для детей с названиями: фото
Грибы могут вдохновить художников для написания картин и садоводов для создания живых скульптур из деревьев. Вот как выглядят деревья-грибы.
Грибы любят рисовать юные художники. Они могут быть реалистичными и сказочными, большими и совсем маленькими. На картинке ниже, много маленьких белых грибов, которые собирают дети.
А вот на следующем рисунке белые грибы изображены крупным планом. Чтобы создать такую же красивую и реалистичную картину, понадобятся цветные мелки.
Так можно нарисовать гриб подберезовик. Этот гриб может иметь шляпку сероватого или коричневатого цвета.
Ниже ещё один рисунок, на котором грибы — центральная часть композиции. Грибы на нем растут в волшебном, сказочном лесу. Видимо это грибная семья: мама и дочка.
Профессиональный художник нарисовал красками белый гриб крупным планом. Этот гриб съедобный. Такого великана можно срезать и забрать с собой.
А так красиво выглядят ядовитые грибы-мухоморы. Не стоит класть эти грибы в корзинки и лучше не трогать их руками. Можно просто полюбоваться такой красотой и искать в лесу съедобные грибы. Эти грибы вы должны знать «в лицо» и не собирать в корзинки грибы, если вы сомневаетесь, съедобный это гриб или нет.
ВИДЕО: Как нарисовать грибы?
Прогулки по лесным тропинкам приносят деткам огромное удовольствие, особенно, в осеннюю пору. Осенью краски леса очень яркие, и прогулке не мешают комары и ядовитые насекомые. Малыш с азартом собирает ягодки и грибочки. Найти под елочкой или березкой красивый гриб — просто удовольствие. Однако малышу необходимо знать, что красивые грибы могут быть ядовитыми и опасными. Для обучающего материала можно использовать картинки грибов для детей.
Съедобные грибочки не навредят здоровью и всегда имеют привлекательное «вкусное» название:
- сыроежка;
- боровик;
- подосиновик;
- лисички;
- рыжики;
- опята;
- подберезовик;
- маслята.
Чаще всего можно встретить грибочки под деревом, поэтому им и дали такие названия: подосиновик, подберезовик, поддубовик, подорешник. Искать эти грибы нужно под соответствующими названию деревьями. На пеньках любят гнездиться опята, они буквально облепляют пенек со всех сторон. Также любят расти на пеньках и деревьях вешенки.
Царский гриб — боровик, или белый. Этот красавец имеет толстую ножку и коричневую массивную шляпку. Шампиньоны для детей известны почти с пеленок. Этот гриб — частый гость на обеденном столе. Расскажите, что шампиньоны выращивают на специальных фермах, и они растут всегда группами.
Прочитайте специальные книги для детей о съедобных грибах, а также расскажите, какой гриб больше всего предпочитает белочка. Покажите рисунки и картинки, где ежик переносит лесной гриб на своих иголочках. Познавательные книжки для детей расширяют кругозор и интеллект.
Что такое грибы?
Грибы, в отличие от растений, не содержат пигмент хлорофилл, который придает зеленую окраску листве и добывает питательные вещества из углекислого газа. Грибы не способны самостоятельно производить питательные вещества, а добывают их из того объекта, на котором они растут: дерево, почва, растения. Питание готовыми веществами очень сближает грибы с животными. Кроме того, этой группе живых организмов жизненно необходима влага, поэтому они не способны существовать там, где нет жидкости.
Грибы могут быть шляпочными, плесневыми и дрожжевыми. Именно шляпочные мы собираем в лесу. Плесневые грибы — это всем известная плесень, дрожжевые — дрожжи и им подобные очень мелкие микроорганизмы. Грибы могут развиваться на живых организмах или питаться продуктами их жизнедеятельности. Грибы могут создавать взаимовыгодные отношения с высшими растениями и насекомыми, эти отношения называются симбиоз. Грибы являются обязательным компонентом пищеварительной системы травоядных животных. Они играют очень большую роль в жизни не только животных, растений, но и человека.
Далее речь пойдет преимущественно о шляпочных грибах.
Опасность в лесу
Очарование природой должно быть разумным. Беря ребенка в лес, необходимо разъяснить, что опасные и ядовитые растения всегда имеют яркий и привлекательный вид.
Покажите на картинках красный нарядный мухомор и объясните, что название гриба не случайно: его яд губит насекомых.
Красивые ядовитые грибы – все несъедобные. Но не все несъедобные растения – ядовитые. Однако необходимо разъяснить, что трогать руками и срывать можно лишь тот грибочек, о котором все известно: и на картинках видели, и еду из них готовили. Ядовитые растения отличаются и своими характерными названиями: поганка, мухомор, паутинник.
Покажите ребенку картинки опасных растений:
Допустим, бледная поганка старается походить на шампиньон. Однако, в отличие от шампиньона, у нее тонкая ножка. Также шампиньон отличается мясистой шляпкой. Продемонстрируйте на картинках отличительные особенности этих растений.
Важно! Запомните, что информацию для детей лучше доносить в образной форме, то есть, через изображения на картинках. Какие еще ядовитые растения могут копировать съедобные грибки? Иногда ребенок может спутать красную сыроежку с мухомором
В чем их различие? Сыроежка всегда растет на толстой ножке и имеет объемную мясистую шляпку. Название свое сыроежка получила за отсутствие вредных веществ в своей мякоти. Можно ли сыроежку кушать сырой? Конечно, нельзя. Зато из нее можно быстро приготовить питательную еду: не нужно долго вываривать и жарить
Какие еще ядовитые растения могут копировать съедобные грибки? Иногда ребенок может спутать красную сыроежку с мухомором. В чем их различие? Сыроежка всегда растет на толстой ножке и имеет объемную мясистую шляпку. Название свое сыроежка получила за отсутствие вредных веществ в своей мякоти. Можно ли сыроежку кушать сырой? Конечно, нельзя. Зато из нее можно быстро приготовить питательную еду: не нужно долго вываривать и жарить.
Настольные развивающие игры для компании
Самое настоящее веселье начинается тогда, когда в игре задействовано много людей. Еще лучше, если вся семья сначала придумывает и рисует игру, а потом опробует ее на практике.
ТОП лучших развлечений для детей
Домино
Эта игра тренирует внимание, а играть в нее можно бессчетное количество раз. Для создания базового комплекта нужно вырезать 28 картонных карточек, длина которых вдвое больше ширины
Каждую карточку разделите чертой пополам и разметьте точками, как в классическом домино.
Если вы делаете комплект для маленьких детей, вместо точек можно использовать картинки с животными, техникой, геометрическими фигурами, цветными блоками и т. д. Для набора из 28 карточек понадобится 7 разновидностей картинок, по 8 штук каждого вида. Чтобы ускорить работу, используйте наклейки или штампы.
- Возраст детей: 3+
- Количество игроков: 2-4
- Среднее время игры: 10-15 минут
Монополия
Сколько ватманов было изрисовано и сколько нарезано «денег», когда «Монополию» нельзя было купить в магазине! Сейчас эту настолку выпускают во множестве вариантов, но почему бы не сделать свой, уникальный?
Из материалов понадобится большой лист бумаги размером хотя бы 50 × 50 см (подойдет также обратная сторона гладких обоев) – на нем вы разметите игровое поле. Также нужно вырезать и заполнить карточки покупки, карты «Шанс» и «Казна», нарисовать деньги, придумать обозначение объектов недвижимости (это могут быть картонные кружочки или пуговицы). Игральные кубики и фишки игроков можно позаимствовать из другого набора, нарисовать и склеить, купить в магазинах игр.
Такая подготовка занимает много времени, и трудиться над созданием игры может вся семья. Если вы не готовы потратить несколько дней на создание собственной «Монополии», распечатайте шаблон игрового поля, карточки и деньги – бесплатные образцы есть в интернете.
- Возраст детей: 5+
- Количество игроков: 2-6
- Среднее время игры: 60-120 минут
Игра-ходилка
Вариаций настольных игр-ходилок очень много, а правила их понятны интуитивно – бросай кубик и делай столько шагов, сколько выпало. На игровом поле могут быть клетки-сюрпризы, с которых можно быстро продвинуться вперед, а можно и вернуться назад, можно получить подарок или лишиться чего-то ценного.
Самый простой вариант – игровое поле с дорожкой, состоящей из пронумерованных клеток. Он подойдет малышам, которые только осваивают цифры. Чем старше дети, тем больше сложностей можно предусмотреть: например, составить поле из отдельных квадратов, которые могут поворачиваться во время игры, или подтолкнуть игроков к переговорам, торговле и блефу.
- Возраст детей: 4+
- Количество игроков: 2-6
- Среднее время игры: 10-30 минут
Загадки про несъедобные грибы
Загадки про несъедобные грибы с ответами для детей.
Загадки про гриб мухомор
Загадки про гриб мухомор с ответами для детей.Загадка №61
Он в лесу стоял,Никто его не брал,В красной шапке модной,Никуда не годный.
(Ответ: Мухомор)
***
Загадка №62
Возле леса на опушке,Украшая тёмный бор,Вырос пёстрый, как Петрушка,Ядовитый …
(Ответ: Мухомор)
***
Загадка №63
А вот кто-то важныйНа беленькой ножке.Он с красной шляпкой,На шляпке горошки.
(Ответ: Мухомор)
***
Загадка №64
Знают даже малышиКрасно-белые грибыТе, что с мухами не дружат.Не бери ты их на ужин —Несъедобен этот гриб,Хоть красавец он на вид.Называют с давних порГриб тот — красный…
(Ответ: Мухомор)
***
Загадка №65
На лесной опушке дальнейЯркий гриб стоит печально:Хоть и славный он на вид.Но уж очень ядовит.
(Ответ: Мухомор)
***
Загадки про грибы поганки
Загадки про грибы поганки с ответами для детей.Загадка №66
Я, поганка не простая, —Очень ядовитая.Да, представьте, я такая,Тайной вся покрытая!
(Ответ: Бледная поганка)
***
Загадка №67
Тот грибочек очень бледенИ никем ещё не еден,Потому что ядовитИ очень этим знаменит.
(Ответ: Поганка)
***
Загадка №68
На грибы она сердитаИ от злости ядовита.Вот лесная хулиганка!Это — бледная…
(Ответ: Поганка)
***
Загадка №69
Дерзко выстроились в рядНа лесной полянке,Накопили вредный ядБледные…
(Ответ: Поганки)
***
Загадка №70
Бледная она стоит,У нее съедобный вид.Принесешь домой — беда,Будет ядом та еда.Знай, что этот гриб — обманка,Враг наш — бледная…
(Ответ: Поганка)
***
Загадка №71
Скромный, тоненький и бледный…Этот гриб, представьте, вредный.Попадёт грибочек в суп –Вас в больницу увезут.Потому что ядовитый,И на всех вокруг сердитый.Мы оставим на полянкеЭту вредную…
(Ответ: Поганку)
***
Загадка №72
Смотрит свысока –ручки в бока.Красива и важна –да никому не нужна.
(Ответ: Поганка)
***
А вам понравились загадки про грибы для детей?
Рекомендации по проведению занятий
Если вы хотите картинки грибов использовать для занятий с детьми, то стоит учесть несколько правил их использования:
Дайте ребенку возможность хорошо рассмотреть, изучить новые изображения на каждом рисунке, а только потом используйте их для развивающих упражнений или игр.
Обращайте внимание на качество картинок. Лучше всего использовать специальные логопедические наборы иллюстраций, выпускаемые для детского сада, но можно также брать реалистичные изображения из интернета или использовать фотографии.
Обязательно подбирайте разнообразный раздаточный материал – как предметные картинки, так и сюжетные
Первые представляют собой небольшие карточки с одиночными изображениями грибов, а вторые — иллюстрации реальной (ежик с грибами) или сказочной (серия картинок Под грибом) ситуации по теме. Для развития речи дошкольников необходимы обе разновидности наглядного материала.
Любая иллюстрация для занятий должна быть выполнена в реалистичной манере, точно повторять все элементы внешнего строения того или иного объекта.
Удобнее всего использовать карточки с названиями, которые старшие дошкольники могут прочитать сами.
Изображения грибов на прозрачном фоне значительно расширяют возможности использования их при составлении рассказов.
Карточки Глена Домана на тему “Грибы”: