Дидактические игры на общение.
Дидактические игры, направленные на общение.
- Подвижная игра «Близнецы»
Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.
Игровое правило: действовать только по сигналу учителя.
Ход игры: Педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят ( из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу учителя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга» — ищут пару — того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Варианты: дети могут объединяться с противоположными вкусами, с близкими по значению. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим, поговорить, посмеяться, что любим, читать, какой у меня характер.
2. Игра — соревнование «Самый лучший»
Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Ход игры: Детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», «короля (королевы) вежливости», «защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:
• рассмеши царевну Несмеяну;
• попроси игрушку у ребят;
• уговори маму пойти в цирк;
• помирись с товарищем;
• попроси ребят принять тебя в игру;
• насмеши ребят;
• расскажи о щенке, живущем на улице, так, чтобы хотелось его забрать домой.
3. Дидактическая игра «Позвони мне, позвони»
Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».
Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре круга — водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне, позвони И что хочешь мне скажи. Можешь быль, а можешь сказку
Можешь слово, можешь два —
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
4. Дидактическая игра «Колдун»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Ход игры: «Колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
5. Игра «Путаница»
Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу.
Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки, и запутываются, ведущий должен их распутать, не разрывая рук.
6.Игра «Черные шнурки»
Цель: разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее.
Ход игры: Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки( любой общий предмет ).
Задача: Всем найти себе место, в том числе и ведущему.
7.Игра «Паровозик»
Цель: общение.
Ход игры: Дети стоят в разных местах. Учитель предлагает 1 человеку собрать паровозик «Вася ты паровозик, собирай состав, вагончики отцеплены, подходи к вагончикам по очереди». Педагог наблюдает к кому в первую очередь подойдет «паровоз», во второй раз и т.д. Действия выполняются под музыку.
8. «Маленький художник»
Дети садятся в круг. Педагог предлагает поиграть в художников, но рисовать с помощью слов. В этой игре необходима наблюдательность и внимательность. Посмотрите друг на друга и запомните у кого какие: глаза, волосы, одежда, обувь, украшения, цвета. Дается 3-4 минуты.
Вызывается: 1 человека-художника
1 человека-модель.
Они встают спинами друг к другу и художник «описывает» модель.
Особенности игр на общение
Играми на общение называют такие игры, которые нацелены на развитие коммуникативных навыков у детей. Педагоги отбирают их с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, настроем на то, чтобы ребенок мог раскрыться и проявить себя. Коммуникативные игры для детей подразумевают совместные действия участников, их взаимопонимание, сотрудничество, положительное отношение ко всем игрокам, формирование навыков общения, повышение популярности в среде сверстников. Такие совместные игры хороши также тем, что дети в результате получают положительные эмоции, непосредственную радость, являющихся основой развития жизнерадостности, оптимизма, активность в решении жизненных задач, стремлении приходить на помощь другим.
С какой трудностью могут столкнуться родители при проведении коммуникативных игр? Необходимо учитывать, что такого рода игры трудно проводить индивидуально, в основном они массовые, предназначены для нескольких участников. Поэтому, как правило, игры на общение становятся семейными и легко могут вписаться в общий досуг. В них обязательно должны принимать участие взрослые, чтобы дать возможность ребенку, особенно застенчивому, научиться контактировать не только с близкими, но и с посторонними людьми. Для индивидуального обучения полезно использовать игровые упражнения, которые отличаются краткостью и лаконичностью действий. Коммуникативные игры можно организовать дома, на даче, во время прогулки, на праздниках и семейных торжествах.
Проблемы развития коммуникативности у современных детей
Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.
Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.
Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны
Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:
- желать взаимодействовать с окружающими людьми;
- знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
- уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
- разрешать любые конфликты в общении.
Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.
Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию
Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.
Методы и приемы педагогического общения в ДОУ
В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.
Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.
В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче — проявление досады и огорчения.
Что такое коммуникативная компетентность?
Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех ресурсов речевой деятельности, чтобы установить успешный контакт с другой личностью. Здесь человек должен обладать не только знаниями языка и умениями произносить слова, но и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации, которые дополняют все сказанное человеком.
Порой под коммуникативной компетентностью понимается еще и умение создавать определенные отношения с собеседником:
- Умение высказать свою мысль.
- Умение выслушать человека и понять его.
- Способность находить аргументы своей позиции.
- Способность вести диалог, каким бы он ни был.
Следует понимать, что процесс коммуникации не является статичным процессом. По мере общения человек постоянно должен включать сознательный подход, чтобы контролировать свои эмоции, понимать поступающую информацию, выбирать, как на нее реагировать, а также подбирать слова, которые наиболее ярко и точно позволят выразить свое мнение. Общение в течение определенного времени постоянно меняется, что также зависит от настроения самих оппонентов.
Коммуникативная компетентность на высшем уровне требуется от родителей и прочих учителей, которые занимаются развитием навыков общения у детей. В первую очередь они показывают, как нужно общаться с окружающими, что зависит от того, как они сами общаются с другими людьми.
Невозможно одним словом передать, что является коммуникативной компетентностью. Однако в ней выделяют три большие составляющие:
- Мотивационный компонент. Здесь понимается потребность любого человека контактировать с другими людьми, что осуществляется на всех доступных уровнях. Также человека мотивирует то, что он через контакты с другими людьми выражает самого себя.
- Поведение. Это выбор определенной модели поведения во время коммуникации. В зависимости от темы общения, отношения к собеседнику и прочих мотивационных компонентов, человек начинает совершать те или иные действия.
- Когнитивный компонент. Здесь понимаются знания не только из области языка (слова и их значения), но и о том, как выразить свое отношение, как люди общаются в той или иной ситуации, какие нормы и этикет следует соблюдать в определенном случае и т. д.
Чтобы развить коммуникативную компетентность, человек должен развить в себе конкретные:
- Знания – это то, как устроена речь, какими средствами можно воспользоваться для передачи информации.
- Умения – выражать свои мысли, понимать речь окружающих, правильно подбирать слова, невербальные способы выражения своего отношения.
- Способности – склонность ребенка понимать все способы передачи информации, которые исходят от другого человека, и умение самим ими воспользоваться.
Процесс общения рассматривается не только как выражение слов и обмен информацией, но и как деятельность между субъектами, которые начинают что-то узнавать, воздействовать друг на друга, менять свое мнение, планировать и выстраивать какие-то мысли. Другими словами, люди не действуют, однако в своей голове они уже организовывают деятельность, которую теперь остается реализовать на практике.
Следует понимать, что процесс коммуникации в целом влияет на то, в каком настроении человек из него выйдет и какие поступки начнет совершать
Вот почему так важно не только обучать детей навыкам общения, но и показывать влияние слов на происходящие в дальнейшем события
Как развить речь у ребенка
Речевое развитие осуществляется в основном через игру. Также общение активно совершенствуется посредством использования картинок.
Обратите внимание! Развить речь можно посредством домашних занятий
Формирование речи детей в игровой деятельности
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников бывают разных видов. Главное требование – перед началом занятий заинтересовать детей, вызвать желание поучаствовать, затем четко обозначить правила игры и ее предполагаемый итог.
Игры могут быть различных видов:
- подвижные;
- ролевые;
- драматизации.
Театрализованные постановки с использованием игрушек и кукол наиболее активно позволяют развить речь. С их помощью дети учатся разговаривать разными голосами, исполнять роли, вживаться в образы.
Сфера картинок, познавательно речевое развитие
«Сфера картинок» – это коллекция книг, помогающих родителям и воспитателям ответить на вопрос, как ребенку развивать речь. В эту серию входят иллюстрированные сборники на разные темы.
Иллюстрация из сборника “Сфера картинок”
В коллекцию включены книги про времена года, предметы одежды, принадлежности для школы и т.д. Эти сборники помогают в обучении детей устной речи воспитателям и родителям.
Как научить правильно говорить малыша дома?
Научить ребенка правильно разговаривать можно и в домашних условиях. Это возможно с помощью игр, массажа, артикуляционной гимнастики. Перед занятиями нужно становиться на уровень глаз ребенка, чтобы малыш мог видеть взрослого, повторяя за ним.
Важно! Лицевой массаж нужно выполнять аккуратно, подушечками, слегка поглаживая кожу ребенка. Сопровождать все действия нужно стишками, рассказами
Артикуляционная гимнастика выполняется путем повторения за взрослым различных действий губами, зубками, надувая щечки. К таким упражнениям относятся следующие:
- Воздушный шар.
- Паровозик.
- Улыбка.
- Лошадка.
- Ротик.
- Язычок.
Тематические игры для ДОУ
В детском саду для улучшения навыков общения используются тематические игры на развитие звуковой культуры речи. В этот список включены следующие типы игр:
- лови и бросай – на знание цветов;
- назови предмет – на знание признаков предметов;
- подбери слова – на умение сочетать существительные с прилагательными;
- назови слово – на знание, чем кто питается;
- подбери действие – на умение сочетать существительные с глаголами;
- что бывает… – на умение определять предметы по их признаку;
- подбери часть – на сочетание частей тела животных.
Каковы трудности общения в дошкольном возрасте?
Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.
Социофобия
Боязнь общаться с себе подобными встречается не только у детей, но и у взрослых. Чем раньше родители заметят проблему, тем легче можно будет от нее избавиться. Отсутствие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что из замкнутого ребенка вырастает замкнутый взрослый. У такого человека будет немало проблем с поиском работы, развитием карьеры и счастьем в личной жизни.
Отличить социофоба можно по ряду признаков:
- ведет себя замкнуто, особенно в присутствии посторонних людей;
- социофоб общению со сверстниками в дошкольном возрасте предпочитает общение с животными;
- друзей у таких детей обычно нет;
- социофобы избегают мест массового скопления людей, не любят праздничные мероприятия, боятся выступать на публике.
Наличие всех этих признаков свидетельствует о нарушениях социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Родителям необходимо побеседовать со своим ребенком. Диагностическая беседа не должна превращаться в допрос. Маме или папе в ненавязчивой форме нужно задать малышу вопрос о том, почему он не хочет играть с другими детьми. Возможно, кто-то из ровесников или взрослых обидел его, оскорбил, посмеялся над ним, и после этого ребенок потерял доверие ко всем людям.
В некоторых случаях взрослым необходимо брать организацию общения детей дошкольного возраста в свои руки. Можно приглашать в гости знакомых с детьми. Социофобы лучше идут на контакт в привычной обстановке (дома), чем в незнакомой. Чтобы раскрепостить ребенка, родители могут принять участие в игре. Подходить к организации контакта нужно с учетом особенностей общения дошкольников со сверстниками. Как только ребята познакомятся друг с другом лучше и втянутся в игровую деятельность, взрослым необходимо незаметно выйти из игры.
Индивидуализация не является синонимом социофобии. Иногда дети предпочитают одиночество обществу ровесников потому, что им с ними неинтересно. При этом отказ общаться с другими детьми не ухудшает социальную компетентность дошкольников. Родителям следует выявить увлечения сына или дочери и организовать ребенку досуг на основе его интересов, например, записать в спортивную секцию.
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Программа преследует пять целей:
- сформировать позитивное отношение к другим детям;
- научить детей взаимному принятию;
- сформировать у малышей правильную самооценку;
- научить выступать на публике;
- помочь усвоить интонационное разнообразие речи.
Различение звуков
Чтобы реализовать эти цели, необходимо построить план занятий, разработать модели взаимодействия воспитателя с педагогами других сфер, выбрать приемы и методы работы, выбрать подходящую методику.
Календарно-тематическое планирование занятий
Планирование практических занятий осуществляется в соответствии с необходимость последовательного развития малыша. Изначально ребенку дают понять, что такое речь, слово, предложение, каковы функции этих понятий.
Следующий этап, как развить речь у ребенка, это установить понятия предметов, действий, признаков, разграничить предметы и действия. Следующий этап – объяснить способы звукообразования.
Обратите внимание! Самый важный этап – разучивание гласных звуков, разъяснение различий в позиции губ для звукоизвлечения
На заключительном этапе важно научить детей выявлять, в какой части слова стоит та или иная буква, и соотнести ее со звуком
Модель взаимодействия воспитателя с другими педагогами
Взаимодействие воспитателя с другими педагогами для познавательно-речевого совершенствования навыков у детей дошкольного возраста по нормам ФГОС осуществляется в следующих направлениях:
- учителя начальной школы – формирование знаний, увеличение словарного запаса, речевое развитие, формирование навыков качественного общения, закрепление этих умений;
- логопеды – корректировка лексико-грамматического, фонетико-фонематического аспекта речи, чтения, письма; улучшение навыков активного использования речи; повышение детского внимания по отношению к речи;
- учитель физической культуры – коррекция взаимодействия с детьми, развитие моторики и правильного дыхания;
- психолог – профилактика, исправление нарушений нервно-психической сферы работы мозга, улучшение навыков общения, нормального отношения к наличию дефектов речи у детей;
- музыкальный работник – совершенствование умения реагировать на звуковые сигналы, воспроизводить их в правильном порядке, придерживаться заданного темпа.
Методы и приемы на развитие коммуникации в детском саду
Развитие речи дошкольников через различные виды и типы деятельности осуществляется с использованием различных методов, приемов. Основные методы делятся на три категории: наглядные (наиболее популярные), словесные, практические.
Ролевая игра
Важно! Наглядные методы включают осмотры, экскурсии, изучение игрушек, картинок. Словесные включают чтение, пересказ, заучивание, обобщающий разговор
Практические включают игры, инсценировки, хороводные игры-упражнения и т.д.
Все эти методы объединяет порядок действий: сначала речевой образец, затем совместное проговаривание, повторение, самостоятельное озвучивание.
Наглядный методический прием наиболее эффективен для детей дошкольного возраста, так как связан с предметами, с которыми ребенок постоянно контактирует.
Особенности речевого развития дошкольников
Главная особенность развития речи дошкольника – быстрый темп запоминания слов и улучшения разговорных навыков. Рост числа слов достигает двухсот процентов. Речь становится более выразительная, эмоциональная.
Ребенок без проблем составляет простые предложения. В некоторых случаях грамматический строй составленных предложений может быть не совсем верным, так как строится на ассоциативном мышлении.
Методики коммуникативного развития
Основными методиками развития коммуникации дошкольников являются следующие:
- Правая и левая стороны.
- Сестры и братья.
- Рукавички.
- Узор под диктовку.
- Диагностика отношений со сверстниками.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста
Каждый взрослый человек должен понимать, что коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста неразвита так, какой она является уже у зрелых людей. Здесь следует использовать те способы передачи знаний и обучения, которые воспринимаются ребенком.
В процессе обучения должны поощряться спонтанность и творчество. Ребенок через игровую деятельность воспринимает то, что ему преподносят педагоги. Также ребенок должен иметь возможность свободно выражать свои эмоции, которые возникают в процессе обучения.
После любого обучения должна наступать практика. Вот почему ребенок должен активно контактировать с другими детьми, с которыми он будет отрабатывать свои первые навыки коммуникации. Уже по мере взросления ребенок будет общаться с другими взрослыми, которые тоже будут показывать, как нужно себя вести во время общения.
У каждого ребенка развивается своя модель коммуникативной компетентности, что зависит от:
- Индивидуальных особенностей самого ребенка.
- Имеющихся воззрений и наклонностей.
- Учителей, которые обучают речи.
- Ситуаций, в которых ребенок отрабатывает свою речь.
- Окружения, в котором он воспитывается.
- Культурных традиций и норм, которые возлагаются при каждом общении.
Чтобы процесс обучения речи проходил максимально эффективно, необходимо ребенка:
- Поощрять в случае успеха.
- Создавать определенные ситуации различной направленности.
- Предлагать общение с различными людьми.
- Учитывать возрастные особенности малыша.
- Помогать устранять коммуникативные трудности.
- Репетировать и моделировать различные сложные ситуации, в которых будут участвовать несколько детей.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Лексико-грамматический строй развивается посредством обучения детей знанию частей тела, уменьшительных имен и названий, понятий «один – много», знаний признаков предметов.
Для этой цели хорошо подходят загадки с признаками предметов. Также речевому развитию помогает составление рассказов на заданную тему.
Дидактические игры по звуковой культуре речи
Дидактические игры по звуковой культуре речи помогают совершенствовать внимание, наблюдательность, память, мышление, помогают расширить словарный запас. Такие занятия включают упражнения на различение звуков, умение их слышать в словах, выявлять их количество
В дальнейшем дети учатся строить слова из звуков с использованием цветных фишек (квадратиков), показывая, где стоит тот или иной звук.
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
Развитие навыков выявлять звуки, определять их место в слове, выкладывать их с помощью фишек – это предпосылка к будущему обучению чтению, письму.
Важно! Обогащение речи через игры дидактического типа – наиболее эффективный метод обучения