Пестовать — значит любить
Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим «нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать». А раньше все это называлось одним емким словом «пестовать». От него-то и пошло название «пестушка». Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.
Интересно, что наши предки вкладывали в пестушки несколько иной смысл, чем мы сейчас. Они считали, что подобные ритмичные напевы — магическая и лечебная процедура для малыша. Происходит как бы синхронизация маминых и деткиных биоритмов с биоритмами природы. Этакие заговоры на здоровье, силу, счастье. И даже если вы относитесь к подобной теории скептически, попробуйте начинать утро малыша с простой пестушки. Это доставит массу приятных минут и вам, и крохе (бабушка тоже может участвовать). Вот увидите, как будет радоваться малыш веселым и ритмичным строкам, как будет узнавать знакомые стишки. А для вас это еще один дополнительный способ выразить малышу свою ласку и любовь.
Итак, просыпаемся. Малыш потягивается после сна, а мы гладим его бочка и животик, чуть потягивая и приговаривая:
Мы проснулись, потянулись,Вместе солнцу улыбнулись!Здравствуй, солнышко,Колоколнышко!
Сразу захотелось и самому улыбнуться солнышку, порадоваться приходу нового дня! А можно приговаривать и так:
Потягушки, потягушечки!От носочков до макушечки!Мы потянемся, потянемся,Маленькими не останемся!Вот уже растем, растем, растем…
Как правильно заниматься с малышом
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду
В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка
Комплекс для малышей от года до 3 лет
Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.
Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:
Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.
Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.
Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.
Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.
Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.
Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.
Комплекс для малышей 4-5 лет
Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.
Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым
В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:
- карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;
- схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;
- иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;
- презентации для воссоздания зрительного образа.
Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.
Комплекс для малышей 5-6 лет
Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.
Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.
Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.
Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее
Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча
Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони
«Утешалочки» для малышей
Потешки могут не только веселить и развлекать, но и утешать:
Уходите, боли, в поле,Уходите, боли, в лес.К лисе хитрющей,К волку в пущу,К вороне в гнездо,К рыбке на дно,К медведю в берлогу,Ко всем понемногу.Улетели боли,Не вернутся боле.
Наверняка и вас в детстве успокаивала мама или бабушка, если случалось упасть или удариться: «У кошки боли, у собачки боли, а у моей Катюши не боли, не боли, не боли…» И это действительно «работает» — успокаивает и снимает боль. Почему же так происходит? Это «магия» слов и интонаций, помноженная на добрую энергию родительской любви. Вот и весь секрет. И научиться пользоваться этой магией совсем не сложно. Просто старайтесь получать от игр и общения с малышом взаимную радость и удовольствие.
Больше полезных и интересных материалов для мам — в нашем канале на .
Потешки — что это такое
Способность управлять большими группами мышц (например, всей рукой) появляется у ребенка раньше, чем возможность осуществлять точные движения кистью и пальцами, играющими важную роль в развитии тонкой моторики. Так, сначала ребенок двигает всей рукой (грубая моторика), позже кистью, еще позднее — пальцами
Увидев, например, какую-нибудь игрушку, привлекшую его внимание, малыш начинает тянуться к ней. На первых порах это приводит к неточным прикосновениям и случайным захватам; лишь спустя месяцы ребенок научится совершать более точные и координированные движения рукой по направлению к понравившемуся ему предмету
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона» как раз и предназначались для развития навыков движения руки, в частности кистей и пальцев. Они использовались, как правило, в конце первого — начале второго года жизни ребенка.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный, эмоциональный фон.
Так, двигая ручки ребенка к себе и от себя, мать припевала:
Ай тата, тата, тата,
Пожалуйте решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка —
Покормить сынка!
Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный и понятийный запас малыша. Обыгрывая в процессе произнесения потешки различные части тела, мать рано приучала ребенка к их названиям и местоположению, формируя у ребенка соответствующую «схему тела»
Дотрагиваясь до тех или иных частей тела, мать называла их, весело приговаривая:
Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки — булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки — булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки — коринки… и т.д.
Так пестушки и потешки комплексно, разнонаправленно воздействовали на ребенка, приводили к целостному физическому развитию.
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеоархив
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Весь видеоархив — 1259
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Игры и упражнения в песенках, потешках для детей от рождения до 2 лет
(Малыш сидит у вас на коленях. Вы изображаете пальцами «козу».)
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(Покажите, как бодается коза, — малыш засмеётся вместе с вами.)
* * *
(Малыш сидит у вас на коленях. Вы постукиваете ногами об пол так, что малыш легонько подпрыгивает.)
Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
(Поставьте малыша на ваши колени. Он попрыгает — «попляшет»)
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!
* * *
(Поочерёдно сжимаем пальчики малыша в кулачок.)
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке-Тимошке — песенки петь.
(Разжимаем кулачок малыша, поднимаем ручки вверх.)
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
* * *
(Малыш «скачет» у вас на коленях, как на лошадке.)
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька
Невеличенька —
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шувы! Полетели,
На головушку и сели.
(Поднимаем ручки вверх, кладём на голову.)
* * *
(Собираем пальчики малыша в кулачок.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
(На каждую строчку отгибаем один пальчик.)
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел,
Ну а этот лишь глядел!
* * *
Идут четыре братца навстречу старшему.
— Здравствуй, большак!
— Здорово, Васька-указка,
(Соединить с большим указательный пальчик.)
Мишка-серёдка,
(Соединить с большим средний пальчик.)
Гришка-сиротка
(Соединить с большим безымянный пальчик.)
Да крошка-Тимошка!
(Соединить с большим мизинчик.)
* * *
(Вы сидите ногу на ногу. На ступню ноги, что сверху, посадите малыша и качайте его, как на качелях.)
Стучит, брячит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
Туда ж по дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.
* * *
(Малыш «скачет» у вас на коленях, как на лошадке.)
Чики, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке.
Люба на тележке
Щёлкает орешки.
Орешки калёные,
Милому дарёные
По целковому рублю:
А я милого люблю!
Сорока-ворона
(Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями.)
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(Далее загибаем пальчики, словно считая.)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Капустка
Мы капустку рубим-рубим,
(Двигаем ладошками малыша вверх-вниз.)
Мы капустку солим-солим,
(Собираем пальчики малыша, изображая движение «солить».)
Мы капустку трём-трём,
(Потираем один кулачок малыша о другой.)
Мы капустку жмём-жмём.
(Сжимаем и разжимаем кулачки ребёнка.)
* * *
(Собираем пальчики малыша в кулачок, начиная с мизинчика.)
— Этот пальчик маленький.
— Этот пальчик слабенький.
— Этот пальчик длинненький.
— Этот пальчик сильненький.
— Ну а это толстячок.
— А все вместе — кулачок.
Зачем нужны пестушки
Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, который должен сопровождаться мягкими прикосновениями матери к телу ребенка, определенными движениями. Ритм пестушки и ее содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения.
Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступней ног; затем от середины груди до кистей рук и т.д. — ласково приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Если малыш в ответ издает звуки (вокализирует), вы можете включить в эту песенку и разговор с ним: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Произнося «А в головку разумок», — нежно погладьте малыша по головке.
Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, управляя движениями ног и сохраняя равновесие, нужно прежде всего укрепить мышцы его нижних конечностей. Четырехмесячному малышу подложите под ноги свою руку и слегка подтолкните ножки — малыш с удовольствием станет их выпрямлять, брыкаться. Можно закрепить в кроватке какую-либо опору для ног (гимнастический мяч или хотя бы твердую подушку), и тогда брыкание станет одним из любимых занятий малыша.
Когда ребенок становился на ножки, его держали под бока, подкидывали и озорно подпевали:
Дыбки, дыбки, дыбки,
Стой дыбки, стой дыбки!
Или:
Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!
Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, вызывая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые попытки движения.
Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега — наступал черед другим пестушкам. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Так, например, мать сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки:
Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую!
Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведения рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становится более растянутым, плавным: «Лунь плывет, лунь плывет».
Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, т.е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Так у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.
Так, освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:
Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели…
Или:
Уты, уты полетели,
На головку сели,
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты…