Как определить левша или правша ребенок: тесты по м

Методы определения ведущей руки у ребенка

Когда ребенку 3-4 года, можно провести ряд специальных тестов, которые позволят максимально точно определить, левша он или нет

Когда подрастающий мужчина учится писать, держать карандаш в руке, очень важно понимать, какая рука его проводник, и ни в коем случае не пытайтесь переучить его делать все правой рукой, если он левша

Поэтому в детском саду или школе учителя и воспитатели часто настаивают, чтобы ребенок держал ручку или ложку в «правой» правой руке. Если родители точно знают, что ребенок левша, необходимо заранее известить воспитателя и попросить его не переучивать его.

Если ребенка учили писать и рисовать правой рукой до того, как выяснилось, что он левша, ни в коем случае нельзя его переучивать, потому что это может задеть его психику, привести к повышенной нервозности, неуверенности.

Существует ряд тестов и анкет, предназначенных для определения доминирующей руки. К наиболее распространенным из них относятся:

  • определить, какой рукой ребенок пишет наиболее красиво и точно;
  • какая рука используется при использовании ножа;
  • какой рукой он зажигает спички;
  • в правой или левой руке держит расческу;
  • которые режут ножницами вручную.

Тест М. Озьянс

Психологи считают, что для того, чтобы узнать, левша ребенок или правша, необходимо подолгу наблюдать за ним и отмечать, какой рукой он точнее, легче, искуснее выполняет движения.

Когда ребенок учится писать и родители сомневаются, какая рука должна быть основной, рекомендуется провести серию тестов, включающих простые повседневные действия. Затем вы можете использовать серию тестов, разработанную М. Озянсом, которая состоит из 20 заданий.

Во время теста ребенку предлагается:

  1. Заправка бусинок на нитку: правша обычно держит иглу и нитку в правой руке, а бусинки — в левой.
  2. Переливание воды из бутылки в стакан: емкость, из которой правша наливает воду, держит правой рукой и наоборот.
  3. Сотрите рисунок ластиком: если ребенок держит ластик в левой руке, это может указывать на то, что он левша.
  4. Удалите пыль с мебели.
  5. Стряхните пятна с одежды.
  6. Капните из пипетки в горлышко бутылки.
  7. Расставьте карты.
  8. Навинтите крышку на бутылку.
  9. Намотайте нить на шпульку.
  10. Заправьте нить в иглу.
  11. Положите в стакан горошину или бусину и попросите ребенка вынуть ложкой.
  12. Возьмите чашку в руку и сделайте несколько глотков воды.
  13. Пришейте пуговицу.
  14. Положите бусинки в бутылку с узким горлышком.
  15. Возьмите щетку и почистите обувь.
  16. Закройте и расстегните молнию на куртке, сумке.
  17. Звенит звонок.
  18. Зажгите спичку.
  19. Режьте ножницами что угодно.
  20. Проделайте иглой несколько отверстий в бумаге.

В процессе обучения ребенка навыкам письма, рисования, использования ножниц родители всегда кладут в правую руку ножницы, ручку или кисть. Поэтому определенные действия он может выполнять правой рукой, а задания, которые ребенок выполняет впервые, он будет выполнять исключительно левой рукой. Поэтому, наблюдая за ним во время перечисленных выше тестов, необходимо внимательно следить, какая рука используется при выполнении тех действий, которым ребенка не учили особым образом,

Результаты наблюдения необходимо занести в специальную таблицу, состоящую из 4 столбцов. В первом вводятся все тесты, которые планируется провести, во втором — действия, выполняемые левой, а в четвертой — правой рукой. В третьем столбце отмечены задания, которые ребенок выполняет одинаково хорошо обеими руками. Если во втором столбце содержится более 7 записей из 10, то можно сделать вывод, что левая рука ребенка является основной.

Тест Ф. Кречмер

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает оценивать выполнение ребенком следующих действий:

  • играть в песочнице с веслом;
  • чистка зубов;
  • поливать цветы из лейки;
  • освещение спичек;
  • снять шапку с ванной;
  • шаблоны рисования и круги;
  • поднимать с пола любые предметы;
  • вырезать фигурки ножницами.

Кречмер рекомендует наблюдать так, чтобы ребенок не осознавал цель заданий. К обучению желательно привлечь группу из нескольких детей, а задания должны быть представлены как соревнование скорости и ловкости. Если ребенок точно и просто выполняет их левой рукой, то он левша.

Как воспитывать ребенка левшу? На что обращать внимание?

До сих пор никто из ученых не может ответить однозначно, почему правшей больше, чем левшей. Наши ближайшие родственники – шимпанзе одинаково справляются при необходимости и правой и левой руками. Это говорит о том, что наши действия и предпочтения в движениях напрямую зависят от нашего мозга.

Люди левши и правши одновременно, одинаково владеют предметами и очень быстро приспосабливаются, перестраиваясь, если это необходимо. Но если малыш левша, то позаботиться о его комфорте придется вам. Прежде всего, необходимо обзавестись предметами для этой категории людей, посетив специализированный магазин и приобретя все самое необходимое. Самым неудобным в обиходе ребенка вещью станут для него ножницы, но карандаши, ручки или фломастеры тоже могут стать предметом преткновения в пользовании.

Родители левшей обязательно должны обратить внимание на то, как их ребенок ориентируется в пространстве, и, заметив проблемы с этим, немедленно обратиться за консультацией к врачу. Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития

Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития.

Врачи не рекомендуют таким детям больших физических нагрузок, хотя, по статистике, именно левши достигают в игровых видах спорта значительных успехов и результатов, поскольку являются «неудобными» для противника. Так же отмечено, что люди с доминирующим правым полушарием, обладают невероятными данными в области точных наук. Именно из таких детей выросли знаменитые гениальные математики, известные физики – Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Джеймс Максвелл.

Левша или правша ребенок – это не важно, если вы вовремя и правильно смогли подойти к этой проблеме. Самое главное – не давайте малышу понимать, что он не такой, как все, и с ним что-то ненормально

Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.

Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

– запускать пальцами мелкие «волчки»;

– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– собирать все пальцы в щепотку;

– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

– завязывать узелки на шнурке, веревке;

– застегивать (расстегивать) пуговицы;

– играть с конструктором, мозаикой;

– складывать матрешки;

– рисовать в воздухе;

– мять руками поролоновые шарики, губки;

– рисовать, раскрашивать, штриховать;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

– шить, вышивать, вязать;

– выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений

Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.

Праворукость / леворукость

Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.

Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.

С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.

Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.

Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.

Генетические факторы

Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.

Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.

В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.

В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.

В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.

Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.

Научные факты о левшах

  • Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
  • Левши более склонны к аллергиям и мигреням
  • Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
  • Левши лучше справляются с многозадачностью
  • Левши более часто выбирают творческие профессии
  • Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
  • Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.

Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка

«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.

Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».

Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.

Правша или левша: как узнать ведущую руку и когда это нужно сделать

Несмотря на то, что мы рассмотрели техники по определению ведущей руки в очень раннем возрасте, их нельзя считать сильно показательными. А вот к 4-5 годам знать, как проверить правша или левша ваш ребенок, необходимо хотя бы потому, что многим детям родители по привычке вкладывают предметы в правую руку, формируя тем самым «скрытую» леворукость.

Как определить, левша или правша: тесты

Во время проведения всех тестов важно, чтобы ребенок воспринимал это как игру и делал все машинально

Особое внимание при оценке результатов следует обратить на те действия, которые малыш будет выполнять впервые, то есть ранее его им не учили и не показывали «как надо»

Известно, что левшизм проявляется не только в письме, но и в повседневной жизни и называется бытовым. Бывают как полные правши или левши — люди, которые в любых обстоятельствах орудуют определённой рукой, так и смешанные типы и даже амбидекстры, владеющие обеими руками в равной мере. Как узнать человек левша или правша в быту? Попросите его:

  • закрутить крышку на бутылке, 
  • порезать что-то ножницами, 
  • надеть бусины на леску или нить, 
  • стереть рисунок ластиком, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одной емкости в другую, 
  • воспользоваться дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить роликом одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать горошинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию. 
  • взять стакан и отпить несколько глотков,
  • полить цветы, 
  • почистить зубы,
  • перемешать что-то,
  • толкнуть палкой мячик,
  • достать пробку из ванной,
  • расчесаться.

В целом, перечень можно ещё дополнить на свое усмотрение, но уже по этим действиям несложно сделать вывод. Какая рука чаще всего используется, та и является ведущей. 

Наше тело — это не только руки, поэтому оценивать правша или левша тесты могут по другим рефлекторным проявлениям организма. Например, если дать ребёнку часы, то к какому ушку он их поднесёт, чтобы послушать тиканье? А если предложить посмотреть в трубу, то какой из глаз останется открытым? Бросить дротик или шарик в мишень поможет ведущая рука, а отбить подачу футбольного мяча доминирующая нога. 

Если понаблюдать за такими проявлениями, то можно более чётко отследить связь и увидеть природную предрасположенность у конкретного человека. 

Графический тест «слепой рисунок»: как определить, правша или левша ребенок

Очень информативный вариант тестирования, при котором снижается риск подражания увиденным ранее действиям

Как узнать, ты левша или правша в бытовом плане, мы уже изучили, теперь уделим внимание графической составляющей, ведь именно по способности писать той или иной рукой в обществе принято делить людей на два типа

Для теста необходимо дать ребенку в каждую руку по карандашу, попросить закрыть глаза и, не подглядывая, нарисовать сразу обеими руками фигуры: круг, треугольник и квадрат. Уже в процессе выполнения задания следите за тем, какой рукой ребенок более плавно вычерчивает линии, меньше подвержен колебаниям и дрожи. Далее оцениваем полученный результат.

Используя полученные знания, вы сможете узнать, ребенок графический левша или правша. Тест для детей всегда нужно проводить в хорошем настроении, на игровой манер, чтобы малыш не напрягался и вёл себя максимально естественно. 

Если вы обнаружите, что ребенок — амбидекстр, либо останутся сомнения, следует обратиться к специалистам. Чаще вопросами определения ведущей руки занимаются логопеды и психологи. 

Помните, что любая особенность ребёнка — это его индивидуальность, но никак не изъян. Не старайтесь переучить писать «правильно», а учитывайте потребности малыша, организуя для него комфортную среду. 

В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.

Некоторые рекомендации для детей левшей

1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Как определить левша или правша ребенок тесты

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

б) левой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

б) левая

в) любая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

а) нет

б) да

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

б) часто

в) редко

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

б) левой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

б) левая

в) обе

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

б) внизу

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

б) левой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.

Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.

Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Но как определить, какая рука у малыша ведущая? Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче.

    Способы решения задач незаурядны.

  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Физиологические и психологические различия

У человека по-разному развиваются оба полушария мозга. В зависимости от доминирования той или иной части тела, одно из них также является ведущим.

Левое полушарие отвечает за:

  • логику;
  • аналитические способности;
  • склонность к точным наукам, развитие речи.

Оно управляет работой правых конечностей.

А правое полушарие обеспечивает:

  • хорошее пространственное мышление;
  • творческие способности;
  • склонности к схемам и чертежам.

Оно связано напрямую с работой левых конечностей.

Специалисты заметили, что у праворуких людей физически более развита правая часть тела, у леворуких – левая. Расположение внутренних органов у вторых бывает немного отличным от привычного стандарта. Потому обязательно следует говорить доктору на приеме, что взрослый или ребенок левша.

К счастью, последнее имеет недлительный характер.

Любят слушать сказки, активно внимают и сопереживают их героям. Во время общения они много жестикулируют и говорят быстро.

Существует мнение, что ребенок рождается с доминантным полушарием. Однако на практике его полушария развиваются неравномерно, потому он в разные периоды своей жизни пользуется как ведущей то правой, то левой руками.

Есть ли амбидекстрына самом деле

Люди, способные выполнять действия одинаковой сложности с одинаковой же скоростью и эффективностью, называются амбидекстрами. И такие люди крайне редки, потому что их в мире не больше 1 %. Остальные данные по поводу амбидекстров требуют проверки. Но если вам всё равно интересно, то знайте, что они, возможно, чаще сообщают о бисексуальности и легче поддаются эмоциональному влиянию группы.

Учитывая необычность явления, человечеству удивительно мало известно о его причинах. Статистика показывает, что чем старше человек, тем больше он склонен к амбидекстрии — правда, только потому, что с возрастом становится сложнее справляться с привычными делами одной рукой.

Левша или правша: тесты

Рисование

Положите перед ребенком лист бумаги, карандаши или фломастеры. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.  В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Открывание небольшой коробочки

Можно взять, например, спичечный коробок. Но лучше предложить ребёнку несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Говорите малышу: “Найди, например, ластик в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Построй фигуры из палочек

Даёте задание ребёнку построить из палочек какую-нибудь геометрическую фигуру. Можно также выкладывать различные предметы: зонтик, рыбку и т.д.

Игра в мяч

Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Вырезание ножницами рисунка по контуру

Можно нарисовать различные линии или же контур несложного для вырезания предмета и попросить ребёнка вырезать. Более активной в данном случае будет рука, которой ребенок держит ножницы

Но в данном случае нужно обратить внимание на то, чтобы ребёнок двигал именно ножницы, а не поворачивал другой рукой открытку. Размер и форма ножниц при этом должна соответствовать руке ребенка

Разложить карточки

Приготовить картонные карточки (10-15 штук). Это могут быть, например, карточки лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Ведущей рукой ребёнок будет раскладывать карточки.

Выполнение вращательных движений

Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Развязывание узелков

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

Цепочка из скрепок

На середину стола кладется несколько крупных скрепок. Ребёнок должен составить из них цепочку. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить ведущей рукой.

Построить из кубиков дом

Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Скрестить руки на уровне груди. Ведущая рука будет сверху.

Рисование двумя руками

Двумя руками нужно рисовать простую геометрическую фигуру. Ведущая рука будет совершать более точные движения.

Можно также подметить, каким ухом малыш прислушивается, какой ногой топает, какой глаз смотрит в калейдоскоп – всё это поможет сделать вывод, если ли признаки левши или нет.

Задание для родителей

Это данные о семейной леворукости. Есть ли в семье у ребенка леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки?

В последнем задании, при ответе «да» поставьте плюс в графе «Левая рука». И теперь смотрите в какой графе у вас больше плюсов.

Надеюсь, что данная диагностика помогла вам определить левша или правша ваш малыш. Стоит ли переучивать ребёнка? Это решать вам. Но детские психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь. Ведь приоритет одной руки над другой определяет работа мозга. Поэтому, даже переученный на правшу ребенок останется в своей голове и по принципу работы мозга, левшой.

Рекомендую для прочтения:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: