Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно: советы доктора

Когда нужно начинать обучение?

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

Чем в обучении поможет дисциплина

Главное — соблюдать постоянство. Если родители начали обучать малыша есть самостоятельно, то возвращаться к кормлению не стоит — только корректировать направление движения и захват крохи. Со временем у малыша будет получаться всё лучше.

И не стоит забывать об этикете. Когда ребенок сам ест ложкой, хоть и немного в игровой форме, обед не должен полностью превращаться в игру. Малыша стоит приучать к тому, что за столом есть определённые правила, которые необходимо соблюдать.

Список источников

1.

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Способы приучения ребёнка к жеванию

В норме малыш учится жевать сам, и родители должны только немного ему помочь:

  • ешьте вместе, не торопясь, чтобы кроха видел, как вы пережевываете еду;
  • увеличивайте плотность продуктов и размер кусочков постепенно;
  • предлагайте продукты, которые можно откусывать или грызть: растворимое печеньице, яблоки, груши;
  • в первые месяцы можно делать массаж языка, чтобы стимулировать развитие мышц;
  • хвалите ребенка, когда он пробует прожевать еду;
  • стимулируйте формирование навыка жевания: не забирайте прорезыватель, давайте сухари или печеньица, которые можно подолгу разжевывать деснами, используйте ниблеры.

Обучаем малыша пользоваться ложкой самостоятельно

Вот малышу наконец-то захотелось вытащить ложку из рук мамы. Его стоит похвалить за проявленную самостоятельность и инициативу. Копируя ваши действия, он попытается взять ложкой еду из тарелки. Но, не все получается с первого раза, возможно, придется помочь ребенку, поспособствуя тому, чтобы в ложке оказалось хоть немного пищи.


Конечно, сначала вам будет немного неприятно, ведь кухонный стол, стены и пол, покрытые размазанными пятнами и кусочками пищи, будут являть собой грустное зрелище. Это время нужно просто пережить. А чтобы ускорить процесс появления у малыша самостоятельных навыков питания могут пригодиться следующие советы:

Используйте «правильную» ложку. Металлический прибор хорош для взрослых, деткам очень тяжело его держать. К тому же ее использование может быть травмоопасным – ей легко ударить себя по голове, травмировать язык и слизистую. Подойдет пластиковая ложка, хорошо если она будет привлекательной, с картинками. Для детишек, у которых еще только режутся зубы, будет удобна силиконовая ложка, которую можно прикусывать безо всякого вреда.
Позаботьтесь о комфортном месте для кормления. Неустойчивый стул и стол, слишком низкий или высокий, создадут ненужные трудности, и, возможно, сформируют привычку сидеть в неудобной позе.
Положите пищу на «особую» тарелку. В продаже имеются тарелки на присосках, снять ее со стола можно только приложив усилие. Это не даст малышу возможности смахнуть тарелку со стола.
Не пренебрегайте личным примером

Пусть ребенок питается в то же время, когда едят другие домочадцы, нелишне обратить его внимание на то, как они держат столовые приборы.
Не торопитесь помогать ребенку кушать. Сразу же хватая вторую ложку, можно успешно отбить у малыша желание учиться питаться самому. Когда он голоден, он будет употреблять силы на то, чтобы есть, и делать это относительно аккуратно

А вот с остатками пищи ему лучше помочь, предупредив его желание развлечь себя, разбрасывая еду по кухне.
Будьте аккуратны в выборе консистенции пищи. Для самостоятельного кормления подходят каши и пюре, с супами ребенку лучше справляться с вашей помощью.
Не забывайте о предпочтениях крохи в еде. Приучить ребенка держать ложку будет проще, используя продукты и блюда, которые он любит. Если к овощному пюре малыш относится прохладно, усердствовать в «упражнениях» с ложкой он не захочет и попытается свести процесс к игре.

Когда он голоден, он будет употреблять силы на то, чтобы есть, и делать это относительно аккуратно. А вот с остатками пищи ему лучше помочь, предупредив его желание развлечь себя, разбрасывая еду по кухне.
Будьте аккуратны в выборе консистенции пищи. Для самостоятельного кормления подходят каши и пюре, с супами ребенку лучше справляться с вашей помощью.
Не забывайте о предпочтениях крохи в еде. Приучить ребенка держать ложку будет проще, используя продукты и блюда, которые он любит. Если к овощному пюре малыш относится прохладно, усердствовать в «упражнениях» с ложкой он не захочет и попытается свести процесс к игре.

Если ребенок уже достиг полутора лет, а желания самостоятельно поесть не появилось, попробуйте объяснить ему, что учиться питаться самостоятельно необходимо. Когда малыш проголодается, предложить ему блюдо с любимой едой и ложечку. Затем притвориться, что вы очень заняты, и отойти в сторону. Когда он поймет, что никто не сможет помочь, ему придется попытаться поесть своими силами.

Подготовка к обучению

Когда малыш видит ложку в руках у мамы, его естественное желание – изучить новый для него предмет. Но даже взяв ложку, дитя не станет сразу же кушать самостоятельно. В шесть месяцев кроха только лишь начинает изучать окружающие его предметы. Попробовать ложечку на вкус, бросить на пол и послушать, как она звенит, постучать по столу, тарелке – вот и весь предел «изысканий» карапуза.

Прежде чем начать приучать малыша к самостоятельности за столом, родителям следует уяснить несколько правил, которые касаются именно их – родителей

Серьёзный настрой взрослых даст понять малышу, насколько важно для мамы и папы его умение пользоваться ложкой:

  • не стоит разрешать ребёнку есть кашу руками. Необходимо раз и навсегда приучить его к мысли, что еда это не игра. Тогда карапуз быстрее усвоит правило: еду из тарелки надо кушать ложкой;
  • медлить с обучением не следует. В детский садик ребёнок должен идти, уже научившись кушать самостоятельно. Но и слишком рано начинать обучение также нет необходимости. Ребёнок будет просто не готов к процессу обучения, и родители только потратят время, силы и нервы;
  • больше доверяйте вашему крохе. Если мама и папа будут поощрять малыша к самостоятельности и не станут слишком заботиться о размазанной по столу каше, то приучение к ложке будет приятным и лёгким и для них, и для него.

Все эти советы помогут родителям настроиться на терпеливое и правильное обучение своих чад самостоятельно принимать пищу.

Как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно

Чтобы ребёнку было интересно обучаться, необходимо настроить его на определённый ритуал.

  • Первое, что необходимо сделать – приучить ребёнка кушать в спокойной обстановке. Ничто не должно отвлекать малыша. Никаких игрушек за столом, включенного телевизора, лишних предметов и «вкусной» еды.
  • Желательно, чтобы малыш привык кушать всегда в одно и то же время.
  • Подготовьте кроху к трапезе. Наденьте ему слюнявчик или специальный передничек с кармашком.
  • Покажите карапузу, как надо набирать кашу в ложку и отправлять её в рот, затем отдайте ложечку малышу и, придерживая его ручку своей рукой, помогите ему повторить процедуру.
  • Чтобы маме не беспокоиться по поводу разбросанной по всей кухне каши, необходимо заранее морально подготовиться, что это – неизбежно. Если мама не хочет всякий раз после еды мыть пол, лучше застелить его клеёнкой.
  • Будьте добры, терпеливы и внимательны. Позвольте ребёнку не торопясь изучить ложку. Не нервничайте, если кроха нечаянно замарался или уронил ложку на пол. Мамина реакция должна показать: это не страшно, ведь он ещё только учится.
  • Чтобы во время затянувшейся трапезы вам не пришлось греть еду по нескольку раз, необходимо либо использовать специальную тарелочку с подогревом, либо приучать малыша кушать такие блюда, которые не требуют подогрева. Например, накормив его кашей, можно предложить попробовать самому поесть его любимое пюре из ягод.
  • Прежде всего, стоит показать собственный пример. Приучите кроху сидеть рядом за столом во время семейных трапез. Устройте его удобней в стульчике для кормления или возьмите на руки. Пусть он видит, как кушают взрослые. Со временем он захочет подражать родителям.
  • Мамы и папы должны помнить, что научиться держать ложку и доносить её до рта для малыша – большой труд. Родительская задача – помочь ему на первых порах и придерживать ложечку в его руке своей рукой, чтобы мышцы крохи привыкли к таким действиям.
  • Необходимо поощрять детей, которые учатся кушать сами, и всякий раз их хвалить. В случае неуспеха, когда ложка падает или не попадает в ротик, следует подбадривать чадо и помогать ему;
  • Лучше всего приучать детей к ложке, когда они проголодаются. В этом случае они обычно не воспринимают столовый прибор как игрушку.
  • Маленькому ребёнку будет проще научиться владеть ложкой, если приучать его есть не слишком жидкую пищу. Овощное пюре и каша подойдут в этом случае лучше, чем суп.

Дополнительно к теме посмотрите видео, на котором опытная мама рассказывает о нюансах приучения крохи к самостоятельному пользованию столовыми приборами.

Привыкание ко всему новому – процесс для малюток не из лёгких. И потому им требуется время, чтобы научиться самостоятельности. Многое зависит от психологической готовности малыша, от терпения и любви родителей. Естественное и неторопливое обучение поможет крохе безболезненно привыкнуть кушать ложкой и получать от этого процесса удовольствие.

3 этапа приучения малыша к ложке

Условно весь путь приучения ребенка к ложке можно разделить на отдельные этапы:

6-8 месяцев

В питании ребенка появляется прикорм, значит он каждый день видит и тарелку, и ложку во время кормления. Но в большинстве случаев пока рано настаивать на том, чтобы малыш осваивал технику самостоятельного обращения со столовыми приборами. Координация движений совсем не развита.

Но малыш должен понять процесс — вот еда была на тарелке, а теперь у него во рту. Ему так будет легче освоить навык обращения с ложкой в дальнейшем. Это не означает, что с этого момента можно позволить ребенку «ковыряться» руками в каше. Но небольшие кусочки еды ему можно разрешить взять прямо с тарелки.

И пора познакомить ребенка с его собственной первой ложкой. Он, конечно, уже видел столовые приборы в руках родителей. Но пусть подержит в руках свою красивую ложку — ощупает, попробует на вкус. Можно позволить ребенку держать ее, пока мама кормит.

8-10 месяцев

Самое время ввести практику семейных ужинов. Пусть ребенок видит, как едят взрослые, — совсем скоро он и сам захочет взять ложку в руку. Метод копирования во всей красе. И даже без семейных ужинов можно устраивать малышу «мастер-классы» — маме стоит чаще показывать, как обращаться с ложкой. Ребенок, конечно, еще мало что понимает, но тренировки не пройдут даром.

Если малыш уже вовсю тянется к ложке, не стоит отказывать ему. Хорошей координации движений еще не будет, но это неплохое начало — всегда можно помочь ребенку донести ложку до рта.

После 10 месяцев

Метод копирования работает и сейчас. Поэтому как можно чаще напоминаем ребенку, как правильно есть самостоятельно, показывая это на собственном примере. Даже если раньше он не проявлял особого интереса к ложке, уже совсем скоро он обязательно потребует свой личный столовый прибор, чтобы учиться есть самому.

Твердой пищи и густых каш в рационе все больше. Самое время кормить ребенка из специальной посуды, это еще сильнее подтолкнет его к «экспериментам» с самостоятельной трапезой. Теперь можно постоянно кормить малыша так — одна ложка у мамы, другая у него. Ребенок непременно потянется ею к тарелке — пусть пробует, запрещать нежелательно.

Если понимаете, что малыш уже готов более подробно изучать процесс «тарелка — ложка — рот», можно частично переходить к самостоятельным приемам пищи. Координируем движения ребенка, держа его за руку. Скорее всего, всю тарелку малыш не осилит — поначалу ему придется тяжело. И сам процесс еще долго будет грязным. Нужно быть готовым к тому, что даже с 50-го раза у ребенка не получится есть чисто.

Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно?

Вначале стоит познакомить и приучить ребенка к ложке. Это вовсе необязательно делать только во время принятия пищи. Можно сделать это в игровой форме: показать малютке прибор наравне с другими его игрушками. Так он привыкнет к ложке, «попробует на вкус», самостоятельно подержит ее в ручке. А еще для тренировки координации способствует обыкновенная детская песочница, где крепыш зачерпывает лопаткой песок. Эти движения почти аналогичны тем, которые совершаются при питании.

Когда ребенок уже начинает крепко держать ложку, нужно приступать к следующим шагам. Необходимо быть готовым к тому, что хлопот по наведению чистоты будет довольно много, ведь испачкается не только кроха, но и все вокруг, включая стены, кухонную мебель и даже потолок.

Перед тем как приучать малютку есть, нужно посадить его на детский стульчик для кормления, надеть на него слюнявчик, а на себя – фартук, постелить на столик клеенку и зафиксировать тарелку (для этого подойдет тарелочка на присоске). Рекомендуется также застелить пол и ценную технику.

Чтобы показать малышу, каким образом надо самостоятельно зачерпнуть ложкой еду, сначала необходимо сделать это самим, находясь напротив него. Не нужно торопиться, совершать движения размеренно и четко, чтобы ребенок смог зрительно запомнить и понять, как это происходит.

Далее нужно передать прибор малышу. Для первых попыток есть нужно встать сзади, зажать его кулачок в своей руке и научить плавно делать зачерпывающие движения вместе с ним, направляя в рот.

Потом предоставить малышу возможность держать ложку и научиться кушать самому. Когда ребенок устанет есть пюре самостоятельно, необходимо докормить его самим и дождаться следующего приема пищи для продолжения тренировок.

Постоянно нужно находиться рядом с ребенком, чтобы он видел, что взрослый человек в любой момент придет и поможет ему есть, если это понадобится.

Основные этапы процесса обучения

Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.

Период «Игра» — ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.

Период «Копирование» — для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.

Период «Обучение» — кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.

Период «Привыкание» — этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.

Что необходимо знать, получая новый опыт

Воспитание – тяжелый труд. Чтобы этот труд облегчить следует знать некоторые нюансы:

  1. Обязательно следует приучить малыша к переднику. Мой ребенок не привык к нему и после, в саду у нас были проблемы (в яслях детки кушают в фартуках). Он просто не хотел надевать его.
  2. Купите 2 передника, которые легко мыть. После каждого приема пищи вам придется его стирать.
  3. Порадуйте кроху – приобретите красивую и удобный столовый прибор, чтобы он с радостно работал ложкой.
  4. Опять про фартук: чем длиннее, тем лучше. Очень удобно заправлять его край под дно тарелочки. Тогда все, что летит мимо рта малыша – не пачкает его и одежду.
  5. Покупайте стульчик, который отделан влагоустойчивыми материалами. Вам придется отмывать его (еще пол, ребенка, иногда стены), после каждого приема пищи.
  6. Запаситесь терпением и любовью.

Полезные рекомендации

Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день

Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи

Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует вводить овощное пюре в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.
Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Основные правила обучения

Приготовьте блюдо, которое входит в число любимых у ребенка. Учтите, что для освоения ложечки подойдет еда с однородной структурой, которую легко зачерпнуть – каша, пюре из овощей, детский творожок. Если малыш хочет попробовать «поработать» вилкой, предложите ему кусочки вареных овощей. Некоторые дети быстрее осваивают манипуляции с вилкой, благодаря тому, что второй рукой можно придержать кусочек и благополучно отправить в рот.

Накладывайте еду в детскую тарелку небольшими порциями, иначе она остынет и станет невкусной. Да и меньше пищи попадет на стол, на пол и на самого ребенка. По мере необходимости доложите еды в тарелку.

Первым делом покажите, как правильно держать ложку. Дети норовят зажать столовый прибор в кулаке, поэтому следует аккуратно их поправлять, чтобы научить

Вложите столовый прибор в ручку ребенка и вместе с ним осторожно наберите немножко кашки и поднесите ее ко рту карапуза

Научить проще всего на наглядном примере. Поставьте себе тарелку с той же кашкой, сядьте рядом. Отодвиньте тарелку дальше от края, чтобы ребенку было лучше видно, как вы действуете ложечкой. Обязательно комментируйте свои действия и поощряйте попытки малыша самостоятельно есть.

Ребенок должен ощущать вашу поддержку. Дайте ему понять, что всегда готовы помочь, если он не справляется или устал кушать самостоятельно. Не оставляйте малыша один на один с тарелкой, в таких случаях дети быстро начинают скучать и капризничать или баловаться. Наберитесь терпения и сидите рядышком, поправляя карапуза, если он неправильно держит столовый прибор.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.  
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр. Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Этапы обучения

На то, чтобы ребенок смог есть сам, может уйти от одного месяца до полугода жизни. Каждый случай индивидуален и в случае длительности обучения. На срок повлияет и возраст малыша, в котором родители начинают приучать его к ложке с вилкой. Логично, что у ребенка возрастом полтора года быстрее получится совладать со столовыми приборами, чем у полугодовалого малыша.

  1. Начинать учить ребенка пользоваться столовыми приборами рекомендуется именно с ложки, так как ею почти невозможно травмироваться и проще подхватывать пищу.
  2. Подготовьте «рабочее место» заранее. Неокрепшие пальцы ребенка не дадут ему кушать аккуратно сразу же, поэтому следует постелить клеенку на стол и пол, чтобы легче было отмыть кухню. На само чадо наденьте слюнявчик. Возьмите 2 ложки: для себя и для ребенка.
  3. Начинать рекомендуем с «простой» для потребления пищи, то есть каши, овощного или фруктового пюре, творожка. Подобный выбор обусловлен тягучестью пищи. Ее просто будет захватить ложкой и затруднительно пролить на пути ко рту малыша.
  4. Личным прибором покажите малышу, что еда в его тарелке ну очень вкусная, съев одну или несколько ложек. Сопровождайте употребление детской пищи соответствующими выражениями удовольствия от процесса.
  5. После предложите личную ложку карапузу. На первых порах помогайте ребенку держать столовый прибор, зажав ладошку своей. Содействовать придется и в зачерпывании каши, и в поднесении ложки ко рту.
  6. На начальных попытках ребенок осилит самостоятельно одну, может две или три ложки, далее потребуется докормить малыша.
  7. Со временем чадо самостоятельно научится выполнять процедуру, ведь на то, чтобы руки окрепли, потребуется время.

6 месяцев

Полгода – достаточно ранний срок для обучения самостоятельному принятию пищи. Но если Ваш ребенок заинтересован в процессе, то можете смело приступать к поэтапным действиям. Правда, следует запастись терпением, ведь в 6 месяцев малыш менее усидчивый, чем более старшие дети. Если в таком возрасте самостоятельно есть кашу не получилось, не отчаивайтесь и повторите попытку чуть позже, когда кроха подрастет. Если же его интерес к еде и столовым приборам не угасает, давайте новые возможности для ребенка попробовать есть самостоятельно.

7 месяцев

С тем, как научить ребенка кушать, более или менее понятно. Но как научить ребенка держать ложку? В таком возрасте, как 7 месяцев, не следует ждать от чада, что ложка будет правильно удерживаться пальцами. До полутора-двух лет ребенок имеет полное право держать столовые приборы в кулачке.

Держать столовые приборы позволяет мышечная память, однако для ее выработки родителям придется приложить усилия. Первое время нужно будет фиксировать кулачок ребенка в собственной ладони, зажимая ложку. Не рассчитывайте на быстрый результат, ведь действия малыша еще недостаточно скоординированы и осознанны. Возможно, Вы потратите несколько месяцев, и только спустя такой срок чадо будет держать ложку без Вашей помощи.

9 месяцев

  • Демонстрируйте на собственном примере, как здорово уметь пользоваться ложкой и вилкой.
  • Сообщите всем домочадцам о том, что Вы начали процесс обучения, а значит, постоянно кормить малыша с ложечки не стоит.
  • Чтобы ребенок осуществлял любимую привычку повторять все за взрослыми, принимайте пищу всей семьей.
  • Отличными мотиваторами станут старшие дети (братья/сестры или дети Ваших знакомых).

Как научить ребенка есть самостоятельно

В возрасте после года дети настойчиво и громко требуют возможности делать самостоятельно то, что до этого мы делали за них. Прием пищи не исключение. До этого момента малыш безропотно позволял вам кормить его с ложечки, теперь он внезапно решил взять все в свои руки.

Пока он не умеет управляться с приборами, переворачивает тарелку, возит ей повсюду, окунает руки в тарелку с супом и размазывает содержимое по лицу… Настоящая катастрофа на кухне! Результат неудачных попыток зачастую столь плачевен, что у мамы появляется непреодолимое желание все вернуть в старое русло. Это было бы грубейшей ошибкой: как чему-то научиться без тренировки?

Единственный гарантированный способ избежать конфликтов на почве питания — позволить ребенку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает. Отличная новость: чем больше ребенок тренируется, тем быстрее научится есть сам. Потерянное время сейчас будет многократно возмещено позже.

Чтобы ребенок научился есть самостоятельно Малыш хочет сам держать ложку? Так тому и быть. Однако не помешает приготовить две ложки: одну для ребенка, а вторую для себя. Пусть он начнет трапезу сам, а когда устанет, переймите эстафету. Застелите газетой стол и пол под ним, прежде чем дать малышу возможность самостоятельно себя покормить. Используйте слюнявчик или салфетку. Вы можете смастерить из старой рубашки фартук с рукавами, застегивающийся за спиной. Возможно, это не самый красивый наряд, однако он очень практичен для первых попыток малыша кушать без вашей помощи.

Итак, приняв меры предосторожности, дайте волю своему малышу, стараясь держать ситуацию под контролем. Весь следующий год у ребенка будет постоянно появляться желание поиграть с едой — точно так же, как с песком, грязью или пластилином. И ничего с этим не поделать

Так что сохраняйте спокойствие — к концу второго года он будет есть вполне прилично

И ничего с этим не поделать. Так что сохраняйте спокойствие — к концу второго года он будет есть вполне прилично.

Однако вы не обязаны молча терпеть, если ребенок намеренно переворачивает тарелку или размазывает пищу по стене. У вас есть полное право сказать «хватит» и забрать тарелку.

Если немного еды оказалось на полу, а ребенок к концу обеда похож на поросенка, не страшно: хорошими манерами вы займетесь несколько позже… Ребенку должно быть в радость садиться за стол, и он должен учиться управляться со своей едой и столовыми приборами.

Чтобы ограничить отходы Приготовьте блюдо, состоящее из небольших кусочков, которые легко жуются и глотаются — тогда малыш сможет их брать и подносить ко рту. Тут руки могут заменить ложку. Маленькими кусочками можно подавать сырые и вареные овощи и фрукты, злаковые продукты, печень, ветчину, рыбу… Отдавайте предпочтение пище, прилипающей к ложке: пюре, киселям, овсянке, творогу… Жидкий йогурт предложите пить через трубочку или из бутылочки.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых. По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей. Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Ложка первая – за маму.

Процесс обучения маленького ребенка, как управляться с ложкой, затянется не на одну неделю. И даже не на один месяц! Полугодовалый возраст, когда малыш
пробует держать в руке предметы и уверенно управлять ими, – самое время для начала знакомства ребенка с ложкой.

Уважаемые мамы! Вам, как говорится, все карты в руки. Не надейтесь, что малыш сам схватит прибор и начнет с ним управляться. Не думайте, что ребенок
сызмальства знает правила этикета, а также почему еду с тарелки принято брать ложкой или вилкой, а не руками. Это один из показателей взрослости. Это не
врожденный рефлекс, и ему нужно обучать. Только тогда вы получите результат, о котором мечтаете, и с гордостью будете рассказывать всей родне: «А мы уже
едим ложкой!»

Основные правила и нюансы процесса

Мало дать грудничку ложку и поставить перед ним тарелку с присоской (из нее проще зачерпывать пищу), когда ему исполнится 10-12 месяцев, придется немало постараться, чтобы чадо поняло, что от него требуется.

Вот основные правила организации процесса обучения:

Сначала нужно внимательно следить за карапузом. Проявление малейшего интереса к столовому прибору должно поощряться. Ложку малышу нужно давать по первому требованию. Даже если возраст еще не приблизился к оптимальному, а эксплуатация приспособления заканчивается лишь разведением грязи.

Выработка пищевых привычек начинается в детстве Ребенок должен понимать всю важность приема пищи. Категорически запрещено приучать детей к поглощению еды под просмотр телевизора Нужно довести до них, что трапеза осуществляется в одном и том же месте, в тишине и покое

Идеально, если за завтраками, обедами и ужинами собирается вся семья и у самого маленького ее члена есть возможность учиться у старших.

Малышей нельзя торопить. Если ребенок с первых месяцев жизни будет слышать, что ему нужно есть быстрее, атмосфера не будет способствовать обучению. Груднички могут находиться за столом столько, сколько им хочется.

Дети нуждаются в помощи. Даже если карапуз старается проявить самостоятельность, не стоит все пускать на самотек. Маме стоит отслеживать каждое движение грудничка, при необходимости приходить на помощь и подбадривать в случае неудач.

Поощрение игр в песочнице. Практика показывает, что ребята, отлично орудующие лопаткой, не испытывают проблем в процессе приучения к ложке. Подобные упражнения развивают нужную мускулатуру, формируют правильный захват предмета.

Предоставляем право выбора. Некоторые малыши быстрее приучаются к вилке, чем к ложке. Не стоит перечить ребенку, если он предпочитает именно этот инструмент. Конечно, и данное приспособление должно быть детским и безопасным.

Создаем эстетически приятную ситуацию. Детям проще учиться, если «уроки» подразумевают употребление красивых и вкусных блюд

Они не должны быть слишком жидкими и выливаться при любом неосторожном движении. Лучше всего начинать с каш и приготовленных из них десертов

Перед тем, как научить ребенка есть ложкой, необходимо разобраться в особенностях подготовки рабочего места, организации процесса. Это позволит не переживать по поводу грязи и всецело сосредоточиться на специфике урока.

  • Пол вокруг детского стульчика и стол застилаем клеенкой.
  • К столешнице крепим тарелку на липучке, выкладываем в нее еду.
  • На ребенка надеваем слюнявчик и чепчик, убираем волосы.
  • Сначала нужно подать ребенку пример, зачерпнув немного каши из тарелки, поднеся ложку ко рту и проглотив еду. Можно даже похвалить себя, чтобы карапузу все стало еще понятнее.
  • Передаем ложку ребенку, при необходимости помогаем крепко ее захватить ручкой. Первые разы можно даже помогать маленькому экспериментатору зачерпывать пищу и доносить ее до рта.
  • Повторяем все по такому же плану, пока не появится нужный результат.

Ругать ребенка за испачканный стол, пол и одежду не нужно, но и смеяться над его первыми экспериментами не стоит. Он может принять все за игру и тогда начнет сознательно разливать еду, чтобы посмешить родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: