Как развивается речь у младенцев
У младенца речь появляется не сразу и является отражением наивысшего раскрытия функционирования различных областей (или центров) коры головного мозга.
Сначала коммуникация младенца происходит через тактильные ощущения, но рот и язык, которые в скором времени станут механизмами реализации экспрессивной, т.е. разговорной речи, участвуют в коммуникации практически с первых минут. Ребёнок сосёт, всё берёт в рот, изучает языком, гулит, обращаясь к предметам. Гуление проходит разные стадии – сначала отдельные короткие звуки, чаще простые в произношении гласные. Потом добавляются согласные – короткие «агу», которые постепенно становятся напевнее, появляется множество гласно-согласных звуков, которые ребёнок произносит бессознательно, но всё же прислушиваясь к ним.
Далее появляются слоги «ма-ма-ма-ма», «па-па-па-па», которые ребёнок распевает, интонирует на разные лады. И только потом становится возможным обозначение предметов, одинаково повторяя некие звукосочетания. Параллельно с этим развивается понимаемая речь – малыш понимает обращённую к нему речь, выполняя просьбы-тесты, задания, которые постепенно усложняются – от простых «дай игрушку» (1- 1.5 года), к сложным и многоступенчатым «принеси из коридора твою зимнюю шапочку» (1.5-2 года). Вслед за развитием понимаемой речи приходит и экспрессивная, разговорная речь, также усложняясь от простого к сложному.
Коррекция речевых нарушений
Любое речевое расстройство — не повод отчаиваться, ставить на ребёнке клеймо и стыдить его. Современная логопедия может помочь даже в сложных случаях.
Чтобы скорректировать расстройства речи, необходимо научить ребёнка правильно управлять речевым аппаратом. Это кропотливая работа, задействующая центральную и периферическую нервную систему, мозг, органы дыхания и артикуляции.
Работа над произношением звуков проходит в четыре этапа:
- Подготовка. Ребёнок учится правильно распознавать звук.
- Постановка звука. Артикуляционные упражнения на произнесение отдельного звука.
- Автоматизация. Постепенное встраивание освоенного звука в речь, оттачивание произношения.
- Дифференциация. Закрепление умения различать и воспроизводить звук в спонтанной речи.
В каждом детском саду работает логопед, который регулярно проводит с детьми занятия по развитию речи. Для детей, которым требуется более серьёзная поддержка, открыты логопедические садики. Правда, попасть туда можно только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.
Если вашему ребёнку нужна помощь в развитии речи, приглашаем посмотреть наш бесплатный логопедический видеокурс. Забавные персонажи научат вашего малыша правильно выговаривать , , шипящие и свистящие звуки. За пять коротких занятий-мультфильмов ребёнок освоит эффективные упражнения для развития дыхания, артикуляции, слуха, внимания и просто от души повеселится. Комментарии профессионального логопеда позволят вам отследить прогресс.
Профилактика проблем с речью дошкольников
Общайтесь.
Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.
Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:
- грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
- простыми законченными предложениями;
- периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
- с разными интонациями и темпом;
- выразительно, содержательно и логично.
Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.
Развивайте мелкую моторику.
Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.
Играйте в коррекционные игры.
Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.
Читайте художественную литературу.
Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.
Что значит красивая устная речь
Слушая разговор собеседника человек сразу может определить: красивая это речь или нет. Этот вывод основывается на собственных ощущениях и общепринятых негласных правилах.
Давайте разберемся, что значит «говорить красиво»:
- человек, у которого хорошо развита устная речь говорит уверенно. Нет пауз, долгого молчания, скомканных ответов. Он выражает мысли четко и грамотно;
- красивая устная речь — это чистая речь. В ней нет отвлекающих моментов: слов-паразитов, перескакивания с темы на тему;
- грамотная устная речь зависит от тона. Он должен быть дружелюбный или нейтральный. Даже хорошо построенные предложения потеряются, если они будут сказаны сбивчиво и невнятно.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Откуда у детей задержка речевого развития
Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:
- в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя».
- к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов.
Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные.
Органические факторы
К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:
- Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг.
- Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.
- Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов.
- Недоношенность и переношенность.
Спровоцировать отставание речевого развития также могут:
- заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения;
- нарушение слуха;
- наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).
Социальные факторы
Отсутствие общения.
Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости.
Переизбыток мультиков и гаджетов.
Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно.
Гиперопека со стороны родителей.
Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.
Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!
Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.
А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.
Доступна рассрочка.
Принципы развития речи
Принципы методики развития речи
Методики развития речи подчиняются системе принципов:
- Принцип коммуникации – в современном обществе обучение речи преимущественно направлено на развития навыков общения в различных условиях, развития умения быстро и четко реагировать на слова собеседника и не избегать участия в коммуникативных актах.
- Принцип единства развития речи и мышления основан на том, что язык выступает как средство общения и познания мира. Поэтому развитие речи равносильно обучению мыслительным операциям
- Принцип непрерывности работы по развитию речи основан на том, что развитие речи происходит регулярно на уроках русского языка. На занятиях формируются и совершенствуются речемыслительные умения.
- Принцип контекста направлен на анализ языковых единиц в их связях. В контексте реализуется семантика языковых единиц всех уровней.
- Принцип опоры на синтаксическую модель – при помощи этого принципа создается текст, как микросистема. Он функционирует как законченная коммуникативная единица.
- Принцип единства обучения речи и изучения языка – язык и речь объединены понятие «речевая деятельность». Рекомендуется постоянные речевые упражнения, упражнения на совершенствование не только говорения, но и письма.
Причины нарушений речи
Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.
Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей.
Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:
Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.
Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.
Подгузники
Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет
Нет и повода для коммуникации.
Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.
Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.
Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год
Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.
Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.
Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.
Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:
1. Пение, чтение книг
Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова
Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.
2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).
3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.
4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.
5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).
6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».
7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:
- Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
- Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
- Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.
Как помочь формировать речь по возрастам
До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой
Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно
1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.
От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Речевое развитие детей по возрастам
Речь ребенка формируется с самого его рождения: его общение с окружающими начинается со звуков, эмоций, но постепенно малыш пополняет свой пассивный словарь, учится понимать значение слов, произносить их и менять интонацию. Поначалу его речь — это простое повторение за взрослыми, а подросшие малыши уже наделяют свои слова смысловой нагрузкой
И очень важно знать усредненные показатели, относительные нормы речевого развития, которые применимы к детям в разном их возрасте. При этом «отклонение» от таких норм на пару месяцев (как опережение, так и отставание) также считается нормой, поэтому, если в полтора года малыш говорит на несколько слов меньше своего ровесника, не стоит отчаиваться
Итак, ребенок первого года жизни:
- в 2-3 месяца произносит отдельные звуки, гулит, появляются первые «поющие» звуки (спонтанно), которые направлены на общение с мамой;
- в 4 месяца звуки, издаваемые ребенком, могут перетекать один в другой;
- в 5 месяцев может проявиться первый лепет, гласные звуки могут сменяться согласными, а иногда они могут сочетаться (появляются первые слоги);
- в полгода идет совершенствование лепета, ребенок может повторят одинаковые слоги (ба-ба, да-да);
- в 7-8 месяцев ребенок уже понимает смысл слов взрослого, может при помощи лепета «завести диалог», учится выстраивать общение и имитировать звуки, произносимые взрослыми, в «режиме эхо»;
- 9 месяцев – время более сложного лепета, возможно произношение первых слов, состоящих из одинаковых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба);
- в 10-11 месяцев малыш подражает речи взрослого, произносит новые слоги, может повторять облегченные слова («на», «да», «ав»);
- в годовалом возрасте в речевом арсенале ребенка может быть до 10-12 различных простых слов, смысл которых он понимает; малыш быстро накапливает словарный запас, пытается подражать взрослым, услышав новые слова.
На втором году жизни ребенок пытается произносить более сложные слова, но часто облегчает их, произнося только первый слог (дерево – «де», машина – «ма»), при этом одним и тем же словом (слогом) он может обозначать сразу несколько слов или даже целое предложение.
В 1,5 года малыш ассоциирует слова с изображениями, и, глядя на картинку, может произнести, что на ней изображено (так же, проговаривая лишь первый слог). К концу второго года жизни могут присутствовать слова с двумя или тремя разными слогами (каша, мишка, собака). Как правило, речь ребенка на данном этапе состоих из существительных, но к двум годам в его речи появляются глаголы (пить, кушать, гулять), а также простые прилагательные (хороший, красивый). Всего в арсенале ребенка может быть до 150-200 слов.
В начале третьего года жизни малыш уже может употреблять существительные во множественном числе, а глаголы – в прошедшем времени. Начинается развитие активной речи, она становится связной, словарь ребенка стремительно расширяется. Появляются первые фразы и предложения, которые к 2,5 годам становятся более сложными. Ребенок может допускать ошибки в словах и фразах, повторять или прерывать слова, запинаться, но эти явления исчезают к 4-м годам. На третьем году жизни малыши охотно запоминают и повторяют первые простые стихотворения, а иногда выдумывают свои собственные слова, которые поднимают настроение родителям. К 3-м годам в речевой арсенал малыш может насчитывать до 1000 разных слов, которыми малыш пользуется в ежедневном общении.
Когда развивается речь ребенка?
Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм
Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок
Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.
Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:
- Крик в возрасте от одного до трех месяцев.
- Протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода.
- Лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев.
- Подражание звукам – 7-8 месяцев.
- Первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта. Для ускорения развития родителям нужно избегать применения «детского» языка. Так, вместо «бибики» нужно говорить машина.
- Составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги.
- Увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку.
- Появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов.
- Пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.
О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:
- сложности с пережевыванием пищи;
- отсутствие визуального контакта;
- невнятная речь;
- обильное выделение слюны;
- отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.
При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее. Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.