Серия сюжетных картинок для детей

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
    Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Особенности речевого развития в 6-7 лет:

  • в словаре преобладают существительные;
  • используются синонимы и антонимы;
  • слова сочетаются по смыслу;
  • обозначаются свойства и качество объектов;
  • в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
  • используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
  • речь эмоционально окрашена и выразительна;
  • высказывания содержательные и точные.

К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.

Слайд 7Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине

оценка и анализ рассказов детей.Важное значение приобретают в процессе обучения

рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Возрастные этапы обучения рассказыванию

Младший возраст

(обогащается словарь, формируется внимание к отдельным деталям картины, совершенствуется умение отвечать на вопросы по их содержанию).
Средний возраст. Обучение с опорой на вопросы логопеда, а затем по образцу.
Старший возраст

Самостоятельное составление рассказа, помощь взрослого в придумывании начала и концовки повествования.
Подготовительная группа. Самостоятельное описание каждой картины из серии, после чего высказывания ребенка объединяются в единый сюжет.

Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.

Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.

Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:

  1. Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
  2. Разучивайте стихи.
  3. Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
  4. Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
  5. Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
  6. Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
  7. Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.

Как развивать мышление

Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.

Игры для развития мышления:

  1. Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
  2. Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
  3. Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
  4. Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.

Как развить память

Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.

Упражнения для развития речи.

Упражнения на развитие памяти:

  1. Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
  2. Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
  3. Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
  4. Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
  5. Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Этапы развития речи у детей

Родители с нетерпением ожидают момента, когда их малыш начнёт разговаривать, ведь это событие является существенным скачком в развитии ребёнка. Однако активная тренировка речи начинается задолго до того, как вы услышите первое произнесённое ребёнком слово. Для каждого этапа формирования речи существуют специальные развивающие методики, по которым взрослые могут заниматься с детьми.

Грудной возраст

Новорождённые дети могут кричать и издавать простые гласные звуки, например, «ооо» или «ааа». Слушая, как вы разговариваете, они пытаются отвечать собственными звуками. Читайте им вслух, чтобы они могли слышать ритм речи. В возрасте 6-7 месяцев дети могут уже лепетать простые слоги, например «ба-ба» или «да-да». Повторяйте за ребёнком его звуки, чтобы своим примером побудить его продолжать «разговор».

В возрасте 8 месяцев рецептивный язык, то есть набор понимаемых ребёнком слов, развивается, поэтому важно произносить ему названия окружающих предметов. Специалисты по изучению речи, языка и слуха рекомендует играть в простые имитационные и пальчиковые игры, например, «Ладушки» или «Ку-ку»

1 год

В возрасте 1 года ребёнок уже может произносить 1-2 слова помимо «мама» и «папа». По данным Национального института изучения глухоты и других речевых расстройств, ребёнок формирует собственный «жаргон», то есть тип абсурдной речи, которая грамматически изменяется подобно языку взрослых. Разговаривайте с ребёнком о том, чем он занят в течение дня, потому что его словарный запас напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривают с ним.

Маленькие дети начинают использовать для общения различные жесты, например, указание. Стимулируйте ребёнка произносить слова и звуки вместе с жестами, поощряя попытки разговаривать. Даже если вы не понимаете детские слова, попытайтесь догадаться логически или задайте вопрос. Это стимулирует попытки ребёнка разговаривать.

От 1,5 до 2 лет

К 1,5 годам дети уже могут произносить много отдельных слов и даже пытаться складывать их в короткие фразы. Когда ребёнок указывает на предмет и произносит слово, вы можете развить сказанное им в предложение. Например, если ребёнок произносит «собачка», вы можете ответить: «Да, собачка коричневая», или на слово «молоко» спросите: «Ты хочешь молока?».

Продолжайте читать ребёнку книги, описывая картинки и задавая по ним вопросы. Дети способны находить и показывать предметы в книге, даже если не могут произнести ни слова.

2 года

С возраста 2 лет дети могут произносить короткие предложения. По мере усложнения предложений, дети пытаются экспериментировать с правилами грамматики, слыша речь вокруг себя. Например, ребёнок может сказать «бегил» вместо «бегал» или «человеки» вместо «люди». Не поправляйте его. Просто повторите предложение с правильными словами, так советуют специалисты по вопросам развития речи у детей.

Дошкольный возраст

К окончанию дошкольного возраста ребенок должен знать около 2000 слов, иметь четкое и точное звукопроизношение, уметь грамотно излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

В дошкольном возрасте разучивайте с ребёнком детские стишки и пойте песенки, так как постоянное повторение ритмичных текстов помогает ребёнку развивать память. Кроме того, часто ребёнок сам находит понравившиеся истории и с радостью слушает их снова. Затем пусть он сам перескажет вам прочитанное. Эффективные и интересные задания по развитию речи для дошкольников широко представлены далее в статье.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Мир растений и грибов. Мир животных

Предлагаемое вашему вниманию пособие состоит из 22 демонстрационных сюжетных картинок по темам, охватывающим содержание познания окружающего мира: мир растений и грибов (фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, лес); мир животных (домашние и дикие животные и птицы Средней полосы; животные и птицы холодных и жарких стран; насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы); мир человека (человек и его тело, человек и его семья, планета Земля, страна, Родина, столица, город, улица, дом, транспорт, квартира, мебель, посуда, продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии); времена года). Ребёнок не только описывает предметы по демонстрационной картинке без опоры на конкретные вопросы, но и рассказывает, какое это время года, какие явления природы можно наблюдать, что делают люди, какую одежду они носят, как ведут себя животные, птицы, чем они питаются, что происходит с растениями, как они растут и развиваются и т.д

Важно, чтобы дошкольник, выполняя задание по заданной схеме, усвоил таким образом взаимосвязь природы и человека и отразил неразрывность этой взаимосвязи в своём рассказе. В качестве раздаточного материала для составления описательного рассказа предложите ему такую же картинку, но меньшего формата*

Если ребёнок затрудняется самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке без опоры на вопросы, следует провести с ним дополнительные занятия, сориентировав его на связный рассказ по картинке с помощью примерных вопросов, которые приведены в двух вариантах во вкладке на с. 3. Примерные вопросы применимы ко всем 22 картинкам пособия. Вы можете также предложить свои варианты вопросов, конкретизировав их. Такие вопросы старайтесь выстроить в логике от общего — к частному или, наоборот, идя от частного (отдельного предмета) — к общему (обобщению). Обширный картинный материал может использоваться для проверки овладения детьми этой возрастной категории (6-7 лет) доступным лексическим словарём природоведческой, обществоведческой, бытовой тематики, при организации познавательной деятельности по его освоению детьми более раннего возраста или в начальной школе. Тематика и наглядность картинок, содержание примерных вопросов по ним соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования и действующих программ воспитания и обучения детей. Пособие адресовано воспитателям детского сада, учителям начальной школы и иностранного языка, родителям, гувернёрам. Составитель: Шестернина Н. Л.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.

Серия картинок для рассказывания. Тема «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева

(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)

В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ

Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке

Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.

В сети достаточно много пособий, в которых предлагаются оригинальные материалы для развития связной речи на логопедических занятиях и при самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста. Одним из таких пособий является Составляем рассказ по серии сюжетных картин Воробьевой Т. А.

В пособии приводится методика обучения составлению рассказов по серии сюжетных картинок. На каждый рассказ предлагаются четыре связанные одним сюжетом картинки плюс рекомендуемая опорная лексика: существительные, прилагательные и глаголы. При выполнении приведенных заданий решаются следующие коррекционные задачи:

  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие самостоятельной связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Издание хорошо иллюстрировано. Картинки узнаваемые. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям. Рекомендовано для занятий с детьми 4-6 лет.

Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.

Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой – хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа – деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Такой вид рассказывания подойдет для старших дошкольников, 6-7 лет. Он развивает связную речь и творческое мышление. У дошкольников богатая фантазия. Если направить её в нужное русло, можно развивать творческие способности детей.

Смысл творческого пересказа или описания – ребёнок сам придумывает сюжетные линии или концовку.

Начинать нужно с реалистичных рассказов. События вполне могли бы происходить в реальности. Нужно придумать продолжение истории. Самые сложные рассказы связаны с описанием природы. Детям ещё трудно выражать своё отношение к ней.

*Вспомогательные вопросы помогают детям выражать мысли.#

Методика работы с незаконченным сюжетом

1. Ребёнок раскладывает картинки в нужном порядке.

2. Нужно составить по сюжету рассказ.

3. Взрослый даёт инструкцию: «А теперь давай подумаем, что произошло дальше…».

Можно брать те же картинки, что использовались к составлению полных рассказов. Просто последние нужно убрать. Желательно, чтобы ребёнок ещё не сталкивался с ними. В этом случае он просто вспомнит сюжет, а не придумает его.

Взрослому, когда он читает вслух детские рассказы, рекомендуется иногда спрашивать у ребёнка, как он поступил бы в данной ситуации? Или попросить придумать, что произошло бы, если бы герой поступил по-другому

*Домысливания учат ребёнка осмысливать прочитанное и формируют самостоятельное творческое мышление.# Важно на начальных этапах не путать жанры рассказа и сказки. Если рассказ реалистичный, не нужно допускать появления в нём сказочных персонажей и волшебства

*Обучение творческому рассказу дошкольников способствует развитию грамотной речи и развивает мышление.#

После того как дошкольник научился придумывать концовки или даже сюжетные линии, можно приступить к сочинению сказок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: