Почему так важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:
- фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
Слайд 7 Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех
фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника старшей группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.
Звукопроизносительная сторона речи.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Речевая
готовность к школеучитель-логопед Мотькина Ольга Сергеевна
Слайд 2Готовность к школе -Когда говорят о «готовности к школе»,
то имеют в виду не отдельные умения и знания, а
их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Слайд 3Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное
произношение всех звуковУмение различать звуки речи на слухВладение навыками звукового
анализа и синтезаСловарный запасСформированность грамматического строя речи Связную речьРечевую коммуникациюМелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Слайд 4 Звукопроизношение и фонематический слух:
в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена
ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 5Владение навыками звукового анализа и синтеза:умение выделять звук на
фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в
слове;определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовате-льность звуков в слове, место звука в словепо отношению к другим;называть слова с заданным звуком;уметь составлять слова из звуков;дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слайд 6Слоговая структура словаРебенку 6 -7 лет доступны слова сложной
слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в
быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 7Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть
достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи
он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Слайд 16Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметьпересказывать
небольшие по объёму рассказы и сказкисоставлять рассказ по картинкесоставлять рассказ
по серии картинотвечать на вопросы по текстуПри пересказе (рассказе) обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения)
Слайд 17Речевая коммуникацияРебёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь
слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко
входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 18Мелкая моторика рукХорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи
(пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и
иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
целом.
Слайд 22Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в
на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду
Слайд 2 В настоящее время актуальна проблема речевой готовности старших
дошкольников к обучению в школе. Она обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 — 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы такие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально — волевой.
Актуальность проблемы речевой готовности
Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, В. И. Яшиной, Е. И. Тихеевой, Н. П. Ивановой, Ж. Кабан, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи,
Обследование других психических процессов
Готовность ребенка к школе зависит и от уровня развития психических процессов
Это внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевую сферу оценивают посредством наблюдения
Для оценки психических процессов специалисты используют пробы, разработанные А.Р. Лурией. Ребенку предлагают самому нарисовать рисунки к словосочетаниям, чтобы ему было легче запомнить. Затем спустя какое-то время ребенку выдают рисунки обратно и ему нужно вспомнить к какому высказыванию каждый относится.
Для оценки пространственного мышления используют методику А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к домику. Ему помогать будут указания мимо каких объектов должен пройти. Это проверка его умения ориентироваться в схемах.
Для оценки словесно-логического мышления используют следующие методики:
- «Объяснение сложных картин» — позволяет проверить умение выделять главное;
- «Последовательность событий» — показывают 3-6 картинок, изображающих поэтапность знакомого ребенку действия. Дошкольник раскладывает их в правильной последовательности и рассказать, что на каждой изображено.
Еще один популярный тест на проверку школьной зрелости — тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий. В первом ребенок рисует мужскую фигуру по памяти; второе — списывание прописных букв; третье — срисовывание группы точек. Все они оцениваются по 5-балльной шкале. Они направлены на оценку пальчиковой моторики и координации движений и зрения. Это важные навыки для овладения письмом.
Диагностика готовности к школе детей с речевыми нарушениями — это проверка не только речевого, но и умственного, психического состояния. Обследование проводит логопед, психолог, воспитатель. Это дает возможность собрать полную информацию о ребенке и вынести заключение о его школьной зрелости.
Проведенная в дошкольном возрасте коррекционная работа позволит избежать трудностей при дальнейшем обучении грамоте. Успешное преодоление речевого нарушения — залог овладения письменной речью в школе.
Критерии подготовленности ребенка к школе
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития
В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать
Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Милашевская Надежда ВалерьевнаМБДОУ № 172 «Радуга»учитель-логопед»Речевая готовность ребенка к школе»
Речевая готовность к школе – это часть готовности к школьному обучению.Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности. В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.
Что же включает в себя речевая готовность детей к школе? При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ошибки в произношении — основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам, также он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Нарушение звукопроизношения может отложить свой отпечаток на письме. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, затрудняется их общение со сверстниками. Коррекция звукопроизношения — сложный, длительный процесс
Поэтому следует обратить внимание на речь в возрасте 4–5 лет, когда до школы есть еще время. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит
К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух — умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой , например, вместо «шуба» ребенок говорит «суба», в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как мотоциклист, парикмахерская, температура и т.д.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (мокрый — сухой, узкий — широкий, далеко — близко, ложиться- вставать и т. д.), синонимы( хороший- безупречный, удовлетворительный, похвальный, славный, прекрасный и т.д.). Ребенок должен использовать в речи все части речи, знать названия предметов, подбирать к ним действия и признаки. Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.
К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например. » Мальчик уронил мячик, который взял у девочки». (Чей был мячик?). » Мальчик бежит за собакой». (Кто бежит первым?). «Вася выше Саши». (Кто ниже ростом?). У ребенка должны быть сформированы такие умения, как словообразование и словоизменения. Например, варенье из сливы – сливовое, стакан из бумаги- бумажный, ухо медведя- медвежье, у лисы лисенок, лисята, много лисят. Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу, к неправильному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово.
У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, уметь пересказать рассказ, самостоятельно составить рассказ по картине, придумать рассказ на основе личного опыта.
Помимо речевых проблем остро стоит вопрос коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Нарушение коммуникации — одна из значимых проблем будущего школьника. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Школьное обучение — это непрерывный процесс общения.
Таким образом, речевая готовность ребенка к школьному обучению предполагает:
• Правильное произношение всех звуков родного языка.
• Сформированный фонематический слух. • Владение навыками звукового анализа и синтеза. • Словарный запас. • Сформированность грамматического строя речи. • Сформированность связной речи. • Речевую коммуникацию.
Как психологически подготовить ребенка к школе
Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.
Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.
Слайд 14С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:‒ пропуск
слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении; ‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах; ‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат); ‒ отсутствие разграничения предложений.
Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.
Речевая готовность к школе: основные задачи
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.
Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.
Что такое готовность к школе?
Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.
В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:
Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
И какое развитие нужно детям?
Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
И многие другие вопросы.
Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.
Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.
Желаю Вам и Вашим детям успехов!
Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:
Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром
Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.
Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.
А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Как подготовить ребенка к школе самостоятельно
Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.
С чего начать подготовку
Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д
Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик
Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.
Программа
Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д
Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:
Название курса |
Кол-во часов в неделю |
Развитие речи, подготовка к обучению |
1 |
Введение в математику |
1 |
Развитие моторики, творческих способностей |
1 |
Ознакомление с окружающим миром |
1 |
Введение в художественную литературу |
1 |
Подготовка руки к письму |
1 |
Материалы
Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.
Игры для подготовки к школе дошкольников
Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:
- Название: «Книжный детектив».
- Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
- Материал: книга с иллюстрациями.
- Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.
Вот еще один неплохой вариант:
- Название: «Художник-иллюстратор».
- Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
- Материал: несколько книг.
- Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.
Развивающие занятия
В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:
- Название: «Цветы на клумбе»
- Цель: развить логическое мышление.
- Материал: разноцветный картон.
- Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа — красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые — не на прямоугольной и не на круглой.
Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:
- Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
- Цель: развить логическое мышление.
- Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.
Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе
Речевая подготовка старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.
Коротко остановимся на них.
Первым этапом предварительным начинается обучение детей задавать вопросы, различать интонацию.
Можно предложить детям сначала прослушать интересный рассказ или историю.
Рассказ для прослушивания может быть такого характера:
Утром я шла на работу мимо фруктового ларька. Там столько разных фруктов.
Дети, а почему вы мне не ответили?
Дети: Анна Ивановна, Вы же нас не спрашивали ни о чем.
Рассказываю дальше. Среди фруктов я увидела большой зеленый и полосатый мячик. Что это, дети?
Дети: это арбуз!
Правильно, дети. А почему вы мне ответили?
Дети: потому что вы нас спросили.
А как вы догадались, что я задала вопрос?
В ходе беседы с детьми мы приходим к выводу, что при вопросе наш голос меняется, и в нем слышится понижение и понижение.
Таким образом идет работа с дошкольниками над интонацией предложения.
Следующим этапом работаем над составлением предложений.
С детьми составляется ну очень длинное предложение, которое начинается из одного слова. Постепенно каждый ребенок добавляет по своему слову, и получается предложение.
Приведем пример.
Воспитатель задает слово Колобок.
Наташа добавляет свое слово: Колобок катится.
Андрей: румяный Колобок катится.
Сергей: румяный Колобок катится медленно.
Лена: румяный Колобок катится медленно по лесу.
И так далее.
Чтобы обогащать словарь детей, тоже можно использовать речевые игры.
Воспитатель называет сказочного героя, например, зайка.
А дети должны придумать для него как можно больше прилагательных. Зайка маленький, хороший, добрый и т.п.
Так можно обыгрывать лексикой различные части речи.
Воспитатель: что мы делаем в детском саду? И дети начинают называть разные глаголы, обозначающие деятельность в саду — играем, поем, танцуем, рисуем и далее.
Во время таких игр обращаем внимание на выразительности детских высказываний. Итог
Итог
Перед поступлением в школу речевая готовность детей должна быть на должном уровне.
Если у детей старшего дошкольного возраста во время развивать устную речь, то потом не будет проблем с развитием письменной речи.
Все стороны речевого развития нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Недоразвитие одной из сторон речи будет показателем неполноценной речи в целом.
Критерии речевой готовности ребенка к школе
Чтобы понять, насколько развита речь ребенка, и готов ли он в своем речевом развитии к обучению в школе, необходимо обратить внимание на следующие критерии речевой готовности ребенка к школе:
Развитость звуковой стороны речи. Проводится диагностика произношения ребенка и анализируется, насколько все звуки произносятся им четко и верно.
Развитость фонематической стороны речи
Если ребенок хорошо воспринимает речь на слух, понимает и различает звуки, может воспроизвести услышанное, то его слуховое восприятие речи находится на высоком уровне развития
Важно, обратить внимание на малейшие отклонения слухового восприятия звуков речи. Над фонематической стороной речи требуется работать, поскольку, очень часто, возникают нарушения в понимании и различении слов, близких по звучанию: луг-лук, плод-плот и т.д.
Развитость моторной функции речи
Она отражает правильность выполнения ребенком определенных движений при произношении звуков, слов и фраз
Здесь, важно отрабатывать артикуляционные движения, поскольку от них зависит четкость и понятность произношения. Для отработки сложных звуков используются разнообразные артикуляционные упражнения.
Готовность к проведению звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава слова.
Навыки использования различных приемов построения слов и фраз. Ребенок должен уметь верно использовать слова в различной степени сравнения, образовывать однокоренные слова и прилагательные от существительных.
Развитость грамматической стороны речи. Устная речь должна быть грамотно построена. Ребенок должен легко строить грамматически верные предложения и выражать свои мысли в развернутой речевой форме.
Богатый лексический запас. К началу школьного обучения, ребенок должен владеть 4000-5000 слов. При этом, он должен активно использовать в своей речи разные части речи в верном падеже, числе, роде, склонении, оперировать разными частями речи, понимая их смысловое значение.
Развитость связной речи. Здесь производится оценка того, может ли ребенок отразить в речи сущностные стороны того ее предметного содержания.
Рисунок 1. Речевая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ