Слайд 17Конструирование из строительного материалаВ начале года закрепляются имеющиеся конструктивные
навыки: ставить кирпичики на узкую плоскость, замыкать пространство по кругу,
четырехугольнику, видоизменять постройки, возводить постройки с перекрытиями. Тематика знакомая: домики, мосты, горки, машины. Каждая из тем занятий по конструированию может быть представлена несколькими, постепенно усложняющимися конструкциями. Образец используется только на первом занятии по новой теме. В дальнейшем задаются только условия, отражающие зависимость конструкции от ее практического назначения. Также детей учат строить по несложной схеме, рисунку, фотографии. Дети должны понимать что, конструкция зависит от назначения объекта (мост пешеходный, мост для автомобилей, мост железнодорожный) и соответственно подбирать детали, планируя постройку
Важное значение имеет предварительная работа: наблюдения на прогулках и экскурсиях, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, альбомов и т.п.. Целесообразно организовывать совместную конструктивную деятельность детей, когда в ходе одного занятия возводится целый комплекс построек
Примерная тематика: автостоянка, автозаправка, вокзал, аэропорт, автопарк и т.п. Дети учатся совместно планировать постройки, распределять работу между собой, помогать друг другу, общаться между собой в процессе постройки. Постройки детей можно сохранять после занятия для последующих игр в течение дня.
Практические аспекты
Занятия по бумагопластике организуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и СанПиН 2.4.1.3049-13. Воспитатели составляют план работы и технологические карты на каждое занятие.
Технологические карты и схемы
В технологической карте должны быть отражены следующие пункты:
- тема занятия;
- цель деятельности и ее задачи;
- предварительная работа;
- дидактические материалы и оборудование;
- описание этапов занятия (организационного момента, основной и заключительной частей) с указанием их продолжительности, слов педагога, предполагаемых ответов и действий детей.
Длительность занятия
В подготовительной группе проводят занятия по конструированию длительностью 15-25 минут.
В них включаются следующие этапы:
- организационный момент — 1-3 минуты;
- показ и объяснение приемов работы — 3-5 минут;
- самостоятельная деятельность воспитанников — 5-10 минут;
- обсуждение поделок — 2 минуты;
- заключительная часть — 1 минута.
Вводные материалы
Для ознакомления детей с темой занятия и создания мотивации используют игровые приемы.
Их выбор зависит от фантазии педагога:
- загадки (для представления героя);
- игра «Прятки» (дети находят игрушку с помощью предложений, например «Кукла за шкафом»);
- упражнение «Угадай-ка» (воспитатель показывает 4 картинки и предлагает узнать гостя, называя его признаки);
- игровой прием «Письмо» (волшебник присылает письмо, в котором просит детей помочь ему сделать что-то);
- «Четвертый лишний» (из 4 игрушек воспитанники должны выбрать ту, которая отличается от остальных — она и будет героиней занятия).
Польза конструирования для детей
Конструировать обожают почти все дети и практически все взрослые. Просто не все в этом признаются! Современные психологи полагают, что любовь к конструированию заложена в нас, как инстинкт.
Конструкторы дают нам, в первую очередь, как раз развитие воображения и творческой направленности мышления.
Особенность конструкторов в том, что к ним прилагаются обычно схемы сборки, а также инструкции. И это, как ни странно, не всегда хорошо. Но даже инструкции сборки не мешает детям развиваться!
Совсем скоро им надоедает следовать схемам, и воображение, фантазия вырываются наружу! Дети креативят, придумывают свои, порой весьма странные и необычные, объекты.
Влияние конструкторов:
- способность к пониманию свойств геометрических фигур;
- помогают познать такие понятия, как форма, размер;
- развивают фантазию, креативность, творческую жилку;
- помогают пользоваться указанием направлений;
- и, наконец, развивают самостоятельность, усидчивость, трудолюбие – без этого даже самое яркое воображение не выльется в достойный результат.
Раздел 4. Как играют с конструктором дети от 1 года до 1 года 6 месяцев
Особенности игр с конструктором в этом возрасте
Почему дети от 1 года до 1 года 6 месяцев часто ломают игрушки? Почему они то строят, то разрушают постройки, разделяют и снова соединяют части конструктора, вкладывают и вновь вынимают из коробки и готовы повторять это бесконечно?
В этом возрасте любой малыш – исследователь мира. Он познает физические свойства предметов, которые его окружают. Именно поэтому дети в этом возрасте очень любят собирать и разбирать игрушки. Именно в таких, на первый взгляд, бессмысленных играх есть очень глубокий смысл для развития ребенка. В них развивается сенсомоторный интеллект малыша, наглядно – действенное мышление, умение устанавливать внутренние связи между предметами. Это не шалости, не недостаток внимательности, а это очень нужный маленькому человечку опыт — серьезное знакомство с миром вокруг него. Дайте ему возможность это сделать! Дайте возможность построить башню и ее разрушить, снова построить и снова разрушить — это для малыша процесс познания мира. Ломать башню — это первый этап игр с конструктором, который проходят все дети и которого не избежать :).
Знакомство с деталями конструктора, цветом, формой, величиной
Уже возрасте до полутора лет мы начинаем правильно называть ребенку детали конструктора. В результате малыш может отличить кубик от шарика или кубик от кирпичика. Он может подать такой же предмет взрослому («Дай такой же!»), найдя деталь среди 3-4 вариантов.
Например:
- Малыш может дать маме желтый кирпичик (мама держит в руках кирпичик и просит найти такой же), отобрав его из кирпичиков трех разных цветов.
- Ребенок может подать маме большой кубик (такой же, какой держит в руках его мама), отобрав его из трех других разных деталей конструктора. Он отличает большие кубики от маленьких.
Играем с конструктором
Малыш еще не может строить из конструктора сам, но использует кубики из строителя в играх с мамой – например, перевозит их в кузове игрушечной машины. Или укладывает спать куколку на кроватку, которую построила для нее мама из деталей строителя.
Также малыш может использовать в играх детали строительного набора в качестве предметов- заместителей. Например, вместо мыла он может помыть куклу кирпичиком из строительного набора, если мама научит его пользоваться предметами – заместителями в игре. А узкий длинный столбик – «палочка» — может служить в игре чем угодно в зависимости от его длины – от градусника, который поставим мишке до ложки или расчески для причесывания куклы.
Мама может показать ребенку, как строить самые простые постройки — башенку из одинаковых кубиков или поезд из кубиков (каждый кубик — это один вагончик поезда, чух-чух — чух, поехал поезд!), дорожки из кирпичиков, или столик (на кубик сверху кладем кирпичик).
Влияние конструкторской деятельности на развитие ребенка
Все из описанных ранее методов конструирования оказывают позитивное воздействие на развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, которые формируют их творческое развитие.
Дети учатся использовать разные исходные материалы для конструирования. От того, каков вид исходного материала зависит, какой тип конструирования больше для него подходит.
Обычно под строительным материалом подразумевают различные геометрические фигуры, которые могут иметь разные размеры.
Руководя конструктивной деятельностью дошкольников, нужно применять разные материалы. При этом нужно добавлять к ним различные небольшие модельки, изображающие людей или животных, растения или транспорт. Это позволит детям создавать конструкции для конкретных задач. Например, домик они смастерят для человека, а дорогу для машинки.
Игрушки расширяют возможности конструирования: они придают ему некоторую осмысленность и целенаправленность. Это дает возможность ребенку воспринимать конструкторские упражнения как игру.
Дети занимаются конструированием не только на специально организованных занятиях. Они с удовольствием это делают самостоятельное в свое свободное время.
Для этого они используют имеющиеся у них конструкторы, выполненные из разнообразных материалов. Дети учатся также создавать разные подвижные модели, практикуются с использованием разных способов крепления.
Дети также учатся работать с разными методами соединения деталей. Они создают подвижные модели, основываясь на чертежи или изображения
Важно учить детей правильно соединять детали с помощью таких инструментов, как гайки и гаечные ключи. Это развивает мелкую моторику рук, которая обычно плохо развита в этом возрасте
Для создания простых поделок или игрушек в детских садах часто используют бумагу и природные материалы. Это не просто приносит пользу детям, но и помогает им интересно провести время.
И.В
Новикова пишет о том, что очень важно давать детям образы моделей, созданных из природных материалов. Это поможет детям лучше воспринимать разные структуры материалов, учиться видеть характер предметов и выражать к ним свои чувства
Поэтому природный материал привносит в детское конструирование элементы художественного искусства. Так параллельно решаются задачи по художественному и эстетическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, для старших дошкольников нужно таким образом организовывать занятия, чтобы учить их правильно располагать элементы конструкции в пространстве, объединять их на основании общей логики.
Дети должны учиться предварительно продумывать свойства создаваемой ими конструкции и методы ее разработки.
К окончанию дошкольного периода дети должны быть способны самостоятельно конструировать что-либо согласно собственному замыслу.
Для успешного формирования навыков конструирования у старших дошкольников необходимо применение важных педагогических условий, которые мы обсудим в следующих статьях.
Конструирование в раннем возрасте
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 общеразвивающего вида»
Доклад
Конструирование в раннем возрасте
Воспитатель: Дарбишева Д.М.
Конструирование в раннем возрасте
Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.
Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию познавательного интереса.
Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.
Сооружение постройки требует от ребёнка сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения рук детей, они становятся точными, ловкими, целенаправленными. Это значит, что игры детей со строительным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности. Например: «Построим дорожку для машины»
или«Построим мебель для куклы»(стул, стол, диван) .
Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр), понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.
Конструирование – это создание разных построек и конструкций из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
В магазинах предоставлен большой ассортимент строительного материала для детей: большие модули; пластмассовый, деревянный напольный и настольный конструктор; конструктор «Лего»
, резиновые кубики; мягкий строительный материал, настольный театр по сказкам.
Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором:
Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите по одной детали конструктора. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.
Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание»
— любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, цилиндр — столбик и т.д.).
«Прогулка по парку»
Цель: научить строительству качелей из призмы и пластины, закрепить предыдущие навыки, пополнить словарный запас новыми словами: длинный – короткий, низкий – высокий.
Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушечные деревья.
Занятие.
По сюжету Маша находится на прогулке в парке.
Постройте ворота разной высоты: высокие – из пластин и низкие – из кирпичиков. Поместите игрушечные деревья – имитация парковой зоны.
В высокие ворота въезжают большие машины, которые привезли в парк новые качели и карусели для детей. Низкие ворота – для прохода людей.
Маша входит на территорию парка. А где же дорожка? Постройте узкую дорожку из кирпичиков, но так, чтобы путь получился коротким.
Выдержите паузу и озвучьте ребёнку этот момент.
А Маше нравится гулять по длинной дорожке. Добавьте несколько кирпичиков, чтобы получилась длинная дорожка. Отлично!
Комментируйте действия, обращая особое внимание ребёнка на новые слова: длинный – короткий, низкий – высокий. В парке дети катаются на качелях, и Маша захотела покачаться
В парке дети катаются на качелях, и Маша захотела покачаться.
Постройте для неё качели. Возьмите призму, спросите ребёнка: «Что это?» И на её острый конец положите пластину. Получились качели. Покатайте Машу.
А теперь матрёшка хочет отдохнуть. Постройте для неё скамейку: поставьте два кубика, а на них положите пластину.
Отличное место для отдыха получилось для Маши и её подруг. Рассадите подружек на скамеечку.
Расскажите ребёнку, что интересного и познавательного можно увидеть в лесопарковой зоне.
Если вам приходится часто прогуливаться по живописному месту отдыха, то поинтересуйтесь у ребёнка, что он запомнил во время прогулки.
Работа с чертежами
Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским.
Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.
Для этого нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только после этого нужно приступать к обучению конструировании по чертежу.
Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширят свои способности узнавать что-то новое.
«Строим мостик»
Цель: научить строить по образцу, называя детали конструктора и цвет, создавать из нескольких деталей целое, объясняя функциональность создаваемой конструкции.
Материал: набор строительного материала, маленькая машинка.
Занятие.
Для закрепления пройденного материала, спросите ребёнка название деталей конструктора и цвет деталей.
Предложите построить мостик для машин.
Возьмите пластину, четыре кубика и две призмы. Поставьте один кубик на другой около одного конца пластины, а другие кубики около другого края пластины.
Сверху на них положите пластину, а по бокам — призмы, чтобы машинка легко заезжала и съезжала с мостика.
Продемонстрируйте движение транспорта по мостику.
Предложите ребёнку построить мост самостоятельно, комментируя последовательность действий, обращая внимание на образец.
Конструируя, расширяйте воображение малыша, создавая познавательные сюжеты.
Развивайте сенсорные способности и наглядно- действенное мышление ребёнка.
Развивающие занятия с детьми 2-3 летнего возраста способствуют развитию связной речи, умению выражать мысли и чувства, строить простые предложения.
Дуэт с взрослым создаёт психологический комфорт, помогая ребёнку говорить свободно, с пониманием, закладывая основу произношения красивой речи.
Наряду с конструированием из строительного материала, развивается конструирование из бумаги, которое способствует созданию различных образов, обогащая сюжетной игрой.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет позволяют понять различные свойства бумаги и деталей конструктора, расширяя мышление и кругозор.
Детское конструирование по образцу
А. Н. Миренова предлагает собственную модель упражнений по конструированию. Ее суть в том, что дошкольники получают модель, которая играет роль образца.
Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель.
Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения.
Согласно исследованиям, которые провела А.Р. Лурия, подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов.
Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. При этом становится очевидным, что данный тип конструирования является более сложным вариантом работы с образцом.
Н.Н. Поддьякова пишет о том, что мозг ребенка как бы переломляет все новые знания и впечатления.
Разновидности проектов из бумаги
Изображение от
Бумага – универсальный материал, из которого можно создавать самые разные поделки. Причем с этим материалом справится даже трехлетний карапуз, главное – правильно подобрать технику, наиболее подходящую для пока еще непослушных ручек малыша.
Поделка из бумаги может быть плоскостной (когда основой становится плотная бумага или картон), объемной (например, бумажная скульптура, изготовленная из папье-маше, или поделки, собранные из полосок бумаги) или выполненной в технике оригами. Разновидностей проектов из бумаги, как и техник их создания, очень много – оригами и киригами, поделки из конусов и цилиндров, из полосок бумаги, складывание и скручивание, скатывание и форматное конструирование и т. д. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них более подробно.
Обрывная аппликация
Этот интересный вид бумажного конструирования развивает мелкую моторику детских ручек, творческое мышление и рекомендуется для малышей, начиная с трехлетнего возраста. У каждой поделки есть основа – из картона или плотной бумаги, на которой и создается художественное творение. От цветной бумаги пальцами отрываются кусочки и наклеиваются на контуры изображения, подготовленные воспитателем. Получается объемная картинка, чем-то схожая с мозаикой. Таким способом можно «вырезать» без ножниц крупные детали – например, крону деревьев или морскую волну. Техника делает изображение фактурным.
Мозаика
В таком виде аппликации изображение складывается из отдельных цветных кусочков, которые аккуратно подогнаны друг к другу. Мозаика может быть с просветами или без них, сплошной (когда разноцветными детальками заклеивается все изображение) или контурной (когда кусочки мозаики приклеиваются только по контуру). Есть и такие разновидности мозаики, как сюжетная, предметная, декоративная. Используя эту технику, можно оформить, например, закладку для книг или поздравительную открытку.
Торцевание
Еще одна простая в исполнении и необычная техника, которая позволяет создавать эффектные объемные картины, открытки, панно. Для изготовления поделки понадобятся: основа из плотной бумаги или картона, на которой нарисованы контуры будущей картины, много-много квадратиков из мягкой гофрированной бумаги (или обычных салфеток), клей и торцовочный инструмент (это может быть карандаш, стержень или палочка), а еще – терпение и аккуратность, ведь предстоит не один раз сформировать при помощи карандаша торцовки (отдельные элементы будущей композиции) и приклеить их к основе. С таким видом конструирования рекомендуют знакомить детей не ранее средней группы.
Квиллинг
Такой вид бумагопластики подойдет для более продвинутых пользователей – из старшей и подготовительной группы. Суть техники квиллинга в следующем: из полосок цветной бумаги (шириной от 3 до 15 мм) при помощи зубочистки скручиваются тугие спиральки-колечки, которые затем используются для формирования различных объемных узоров. Кончики бумаги фиксируются клеем.
Овладеть искусством бумажного конструирования, разобраться в том, как правильно организовывать и проводить развивающие занятия в детском дошкольном учреждении, чтобы они получались максимально увлекательными и полезными, вы можете на одном из онлайн-курсов в нашей Академии. Дистанционное обучение – оптимальный формат, который делает доступным и повышение квалификации, и профессиональную переподготовку, и освоение новой сферы деятельности.
Конструирование как тема по самообразованию воспитателя второй младшей группы
Конструирование — широкая и многогранная тема, которая представляет большой потенциал для самообразования педагога. Воспитатель, работающий во второй младшей группе, может углублённо работать над следующими темами.
«Связь модельного конструирования с сюжетно-ролевой игрой». В раннем возрасте создание поделок практически неотделимо от игровых манипуляций с игрушками, и педагог может трансформировать это в конкретные увлекательные сюжеты.
«Лего-конструирование в рамках ФГОС». Это актуальное направление, когда так популярны «умные игры», способствующие развитию ребёнка. Яркий и полифункциональный материал «Лего» представляет собой огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности младшего дошкольника.
«Приобщение малышей 3–4 лет к технике оригами». Малыши четвёртого года жизни уже могут делать простейшие поделки, главным образом животных, с которыми потом можно поиграть или забрать домой.
«Развитие мелкой моторики воспитанников второй младшей группы через конструирование»
Конструирование предполагает мелкую, кропотливую работу рук, что, в свою очередь, оказывает важное влияние на развитие речи.
«Развитие творческих способностей ребёнка через художественное конструирование». Главный акцент здесь ставится не на практическом применении поделки, а на её эстетической составляющей.
Каждый вид конструирования во второй младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, песка, снега или поделку из бумаги, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.
Конструктор «Zolo» (Ozon, My-shop)
Совершенно необычный конструктор с деталями причудливой формы и нестандартным принципом соединения деталей. Такой конструктор нужен вовсе не для того, чтобы строить дома или заборчики, этот конструктор для того, чтобы будоражить детское воображение и создавать непривычные формы. Строить из него можно самых невероятных существ (возможно, у вас это будут чудики или пришельцы). Процесс создания очень увлекательный, можно посмеяться от души, дав волю своей фантазии. Ну а когда существа инопланетного происхождения будут готовы, им можно придумать забавные имена вроде пятиножки, глазастика или бубузяки.
Я считаю, наиболее ценно в этом конструкторе то, что он помогает ребенку научиться мыслить нешаблонно: ведь совершенно необязательно, чтобы у неведомого пришельца было два глаза и две ноги, да и зачем вообще ему туловище и почему нос обязательно на голове? В общем фантазируем. Возможно, кто-то сочтет этот конструктор сумасшествием, но у меня он самый любимый.
Очень надеюсь, что конструктор Zolo снова появится в продаже в магазинах, ведь аналогов у него просто нет. Чем-то похож на него конструктор Ogobild, но с ним, как мне кажется, лучше фантазировать на неодушевленную, техническую тематику. Да и скреплять детали в Ogobild гораздо тяжелее, так что он больше подходит для детей после 3-4 лет.
Слайд 12 Конструирование из бумаги Со второй половины учебного года детей начинают
обучать конструированию из бумаги. На первом занятии знакомят со свойствами
бумаги: мнется, рвется, бывает гладкая, шероховатая, тонкая и плотная, намокает и т.д. На последующих нескольких занятиях детей учат сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны и проглаживая пальчиком линию сгиба. Примерная тематика занятий: «Блокнот», «Открытка» и т.д.
Когда дети хорошо научатся сгибать бумагу, детей учат на основе сложенной пополам бумаги изготавливать различные поделки. Примерная тематика: «Паровоз с вагончиками», «Домик», «Машина скорой помощи» и т. д. Наклеивая на сложенные пополам бумажные заготовки различные детали (глаза, нос лапы, уши, хвост, и т.д), можно получить фигурки зверей для настольного театра.
Воспитатель осуществляет показ, сопровождая его четкими и ясными объяснениями. По мере усвоения детьми, можно привлекать к показу ребенка со сформированными умениями.
На занятиях широко используются также игровые методы, художественное слово, и т.д. В конце занятия проводится анализ детских работ, оценка дается адекватная
Внимание детей обращается на допущенные ошибки и на аккуратность выполнения работы. К анализу привлекаются дети.