Когда дети впервые начинают говорить: определяемся с возрастом малыша для первых слов и целых предложений

Общепринятые нормы и возрастные особенности

Ожидания родителей бывают разными и часто не совпадают с действительными возможностями малыша.  Поэтому специалисты разработали нормы, в которых прописаны способности среднестатистического ребенка в соответствии с возрастом:

Возраст, мес.
Речевые возможности
1
Способом коммуникации выступает крик, которым ребенок оповещает о потребности во внимании. Спустя месяц младенец начинает улавливать посторонние звуки, проявляет реакцию на обращенную к нему речь.
2-3
Наблюдается «комплекс оживления»

Лица родителей вызывают бурю эмоций, которые он проявляет дерганьем ручек или ножек, а также агуканьем.
3-5
Ребенок гулением (сочетание звуков в неправильном порядке), улыбкой или взглядом привлекает внимание взрослых.
6
Наступает период невнятного лепета, который отличен от гуления. Если чадо пребывает в хорошем расположении духа, то длительное время может повторять звуки «ма-ма-ма» и другие.
7
Появляется реакция на собственное имя, начинаются попытки контроля голосовой интонации.
8
Стартует формирование активного словарного запаса

Ребенок старается повторить простые фразы, услышанные от родителей.
9-10
Овладевает жестами и может указать на заинтересовавшую вещь. В запасе имеется до 10 односложных звукоподражаний.
11-12
Время, когда в лексиконе появляются слова «мама», «папа» и другие. Ребенок отзывается на обращенную к нему речь, в состоянии указать на части тела и или животных.
15
В активном словарном запасе находится уже до 15 слов. Начинает расширяться пассивный, а именно появляется возможность понимать обращенную к нему речь.
18
Осознанное произношение не менее 20 слов. Его не затрудняют двусложные инструкции: возьми мячик и дай его мне.

Как научить ребенка говорить: 6 советов

Создайте активную речевую среду

Первый этап освоения речи называют сенсорным — кроха учится понимать то, что говорят другие

Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова.

Поэтому с первого дня жизни важно разговаривать с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном, почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну

Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он начинает их запоминать и узнавать.

Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.

Обращайтесь к ребенку

К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Ребенок должен видеть реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка в процесс общения.

Правильно и четко говорите

Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно.

Когда малыш пытается произнести какое-то слово, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян в произношении и пропустить его. Он полностью копирует то, что запомнил.

Позволяйте ребенку формулировать просьбы

Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай», «пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить малыш, какую именно игрушку ему дать и т.д.

Повторяйте

Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.

Играйте и читайте книги

Когда мама или папа вслух читает книгу, ребенок слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы крохи.

Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т.п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными интонациями — вовлекайте ребенка в игры, где все друг с другом говорят.

Занятия не по возрасту

Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.

Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.

Когда нужна помощь специалистов

Во время обнаружившаяся проблема и правильные способы её решения помогут предотвратить дальнейшее отставание ребёнка. Необходимо запастись терпением, нацелиться на положительный результат и дать своему ребёнку шанс безболезненно войти в социальный мир и научиться существовать в нём.

Поводы начать работу над развитием речи совместно с логопедом, неврологом и другими специалистами:

  • после 8 месяцев малыш не реагирует на обращения к нему;
  • появляется гнусавость голоса;
  • не хватает воздуха, чтобы закончить фразу;
  • во время разговора идёт повышенное слюноотделение;
  • в 2 года ребёнок говорит только слогами;
  • в 3 года ребёнок всё ещё стремится говорить только простыми словами;
  • в 4 года не выработано чувство слога и искажены слова.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Для проведения логопедических упражнений нужно выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении, здоров и с радостью идет на контакт. Рекомендуется каждое упражнение повторять по 6 – 8 раз. При выполнении упражнений, используют картинки.

  • «Слоненок». Вытянуть губы трубочкой, подражая хоботу слоненка и набирать водичку, слегка причмокивая.
  • «Пароход». Приоткрыть рот и тянуть звук «Ы».
  • «Часики». Показать ребенку часы с маятником, изобразить, как он качается с помощью язычка. Приоткрыть рот и подвигать языком вправо – влево.
  • «Паровоз». Сделать губы трубочкой и погудеть «У-у-у», имитируя гудение паровоза.
  • «Лошадка». Поцокать язычком, имитируя стук копыт.
  • «Воздушный шар». Надуть щеки и резко выпустить воздух со звуком «П».

Эти простые упражнения принесут пользу: укрепят мышцы языка, губ, что облегчит ребенку произнесение звуков. Во время занятий старайтесь использовать зеркало, чтобы наблюдать за движением губ и языка.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

  • Когда эту игру проводят с малышами до года, то можно положить ребенка на спинку и «шагать» его ножками по дивану то медленно и тяжело, то быстро и легко.
  • Ребенка постарше (2 лет) можно попросить догадаться, какие ноги шагают. Вы говорите слова песенки, а он показывает (т.е. шагает тяжело или легко).
  • Можно сделать показ с игрушками: «Как ходит мишка? Топ-топ-топ (басом и медленно) Как зайка? Топ-топ-топ-топ-топ! (высоким голосом и быстро)». Дайте ребенку самому поиграть с этими игрушками. Поиграйте в следующий раз с другими игрушками. Кукла топает весело – топ-топ-топ. А волк топает сердито – топ-топ-топ. Уходи, волк! Иди-иди (показываем рукой и побуждаем ребенка повторить движение и слово – иди, иди!)
  • Аналогично можете провести игру – «как прыгает лягушка, зайка, кузнечик»  (Только слова будут «прыг-прыг-прыг» или «скок-скок»). «Как поет мишка?  Ля-ля-ля (басом). А как поет белочка? Ля-ля-ля(тонким голоском). А это кто сейчас поет: ля-ля-ля. Мишка? А это кто? Белочка? Вот умница – догадалась!». Варианты игр будут зависеть от  интересов ребенка, его любимых игрушек.
  • Эту игру можно проводить не только дома, но и на улице. Нужно возвращаться домой с прогулки? По дороге до подъезда предложите малышу «показать, как ходят большие ноги топ-топ-топ? А как маленькие? А как бегут большие ноги? А как маленькие? А как прыгают большие ноги? А как маленькие? Как хлопают большие руки – хлоп-хлоп-хлоп? А как маленькие?»

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Советы по проведению игры:

  • Поиграв с одной ладошкой, начинаем играть с другой. Читаем песенку и загибаем пальчики. А потом спрашиваем: «Это кто? Деда – деда – дееедушка! А это кто? Баба – баба — баааабушка!» и т.д. Если малыш просто слушает – пусть просто слушает. Если пытается тянуть гласные или слоги – порадуйтесь, погладьте по головке, обнимите: «Какой умница! Да. Это баба-баба-баааабушка!»
  • Если ребенок сам играет со своими пальчиками после данной игры, то поощряйте всячески,  «подсказывайте» слоги и слова.

Интересную и полезную информацию о  развитии ребенка от 1 года до 2 лет  Вы найдете в статьях:

  • Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие мышления. речи, движений малыша.
  • Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка из фотографий, картона, ткани?
  • Игры-потешки для самых маленьких: учимся говорить
  • Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, кормления, переодевания, пробуждения, укладывания спать.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Когда дети произносят слово «мама»?

Вопрос, когда ребенок начинает говорить «мама», актуальный для всех матерей. К 10 месяцам дети уже произносят односложные слова. Необязательно, что ребенок в этом возрасте скажет «мама».

Первым словом может быть «баба», «папа» или «гав». Но как правило, к году малыши уже отчетливо произносят «мама». То, какое первое слово скажет грудничок, зависит от того, как общаются с ним родители.

Чтобы малыш раньше начал выговаривать «мама», специалисты рекомендуют:

  • сопровождать каждое действие словом «мама» (например, «мама кормит Машу», «мама пришла», «мама варит кашу», «мама гладит дочку (сыночка)»);
  • играть в игру «Где мама». Суть ее заключается в том, чтобы закрывать лицо руками и спрашивать у малыша, где мама. Полугодовалые дети обычно уже понимают такие вопросы, могут указывать пальцем на людей и предметы.

Почему не говорит?

На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.

  • Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
  • Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
  • Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
  • Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
  • Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.

То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё

И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов

Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Артикуляционная гимнастика предназначена для тренировки мышц губ, языка, лица. Основная цель – заставить артикуляционный аппарат двигаться правильно. Результатом будет четкое произнесение звуков, понятная речь. Самые маленькие выполняют упражнения с помощью взрослого.

Освоение звуков начинают с 2 – 3 месяцев, когда ребенок разговаривает посредством «агуканья». Постепенно набор звуков будет увеличиваться: в ход пойдут звукоподражательные слова «мяу», «му», «гав», «ту-ту», «би-би», «бах» и другие.

Самым маленьким доступны простые упражнения: надуть щечки, высунуть язычок. После года на помощь придут игры на дудочке, мыльные пузыри, «вертушки». Малыш будет пытаться дуть, вытягивая губы трубочкой.

В быту просите его подуть на чай или кашу, чтобы остудить. Главное требование артикуляционной гимнастики – регулярность, заниматься нужно несколько раз в день по 10 – 15 минут.

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие имеет определенные закономерности. При рождении ребенок не владеет речью, он может общаться с окружающим миром только с использованием плача, криков, отдельных звуков. Постепенно, следуя заложенной на уровне генов программе речевого развития, малыш начинает произносить свои первые слоги. Чуть позже появляются слова, постепенно ребенок начинает общаться все более активно.

При этом особенности развития речи у каждого ребенка строго индивидуальны. Не бывает двух одинаковых детей, границы нормы относительны, они составлены на основе обследования большого количества детей. Если проблемы с речью действительно есть, их определяют не бабушка-соседка или другие мамочки на детской площадке — этим должны заниматься педиатр, детский невролог и логопед.

Важно!

Не стоит сравнивать развитие речи у своего малыша с детьми друзей, родственников или сверстниками на детской площадке. Даже у родных братьев и сестер речевое развитие может идти по совершенно разным сценариям. Малыш может как немного опережать усредненные нормы, так и слегка отставать от них.

Для предварительной, примерной оценки можно ориентироваться на нормы, которые предложены отечественными специалистами, расскажем о них подробнее.

Речь до года

В течение первых месяцев жизни ребенок внимательно слушает голоса своих родителей, близких и всех, кто его окружает. Он хорошо различает разные голоса и узнает по голосу людей, которые с ним часто общаются, поворачивает головку в сторону звуков. Постепенно ребенок осваивает произношение звуков. Сначала он начинает произносить гласные звуки. Постепенно, ближе к третьему-четвертому месяцу, появляются согласные звуки.

В период от шести месяцев до года малыш начинает активно подражать «взрослым» звукам. Появляется лепетная речь — это произношение цепочек из одинаковых слогов — «ма», «дя», «па», «ня». К возрасту девяти-десяти месяцев дети отзываются на собственное имя, даже если оно изменяется на уменьшительно-ласкательное.

К возрасту одного года малыш может произносить от 3–5 до 20 коротких облегченных слов. Это могут быть «дай», «на», «мама», «моя» и т.д. Помимо этого, ребенок в годовалом возрасте уже хорошо понимает словесные просьбы («Покажи собачку», «Дай ручку»), может положительно или отрицательно отвечать на вопросы.

Развитие речи от года до двухлетнего возраста

После года малыш начинает активно повторять те слова, которые он часто слышит в речи взрослых и других детей, постепенно начинает использовать прилагательные

В своей речи ребенок пользуется жестами и звуками, чтобы привлечь к себе внимание. Он может пропускать либо заменять сложные звуковые сочетания в словах: например, вместо «большой» говорить «башой»3.

Малыш много двигается, перемещается самостоятельно, ходит и бегает, прыгает, поэтому активно копит знания об окружающем его мире. Его словарный запас в это время резко расширяется. Если до полутора лет он использует примерно 30–50 слов, то к концу второго года жизни в его арсенале может быть уже до 400 слов.

К полутора годам у девочек и ближе к двум годам у мальчиков формируется фразовая речь. Прежде всего дети используют ее для того, чтобы задавать вопросы («Что это?») и выражать свои потребности («Хочу кушать»).

В возрасте от двух до трех лет

В этот период жизни ребенок говорит простыми предложениями, которые включают в себя обычно 2–3 слова. Детская речь становится все более понятной для взрослых людей, в ней постепенно появляются предлоги, местоимения. Расширение словарного запаса происходит очень быстро — накапливается около 100 новых слов в месяц. В возрасте двух с половиной лет дети могут задавать массу вопросов: «Кто?», «Почему?», «Куда?», «Зачем?» и т.п.

Речь в три года

В трехлетнем возрасте дети уже могут активно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, употребляя в речи простые предложения. Они могут легко объяснить, что им нужно. В разговоре активно используются практически все части речи, включая обобщающие понятия — игрушки, вещи, животные.

Ребенок пока еще может нечетко произносить некоторые звуки, зато активно слушает и запоминает стихи, сказки, пытается воспроизвести их по памяти. Расширение словарного запаса происходит ежедневно, в речи появляются союзы.

Развитие речи ребенка с 1,5 до 2 лет

С полутора лет жизни словарь малыша начинает стремительно расти: количество слов, понимаемых им, существенно возрастает. Происходят как количественные, так и качественные изменения. Облегченный детский язык переходит на качественно иную ступень. Начинается процесс овладения простейшими нормами родного языка. Впервые появляется фраза. В первое время используются предложения в «телеграфном стиле», отсутствует какое-либо их грамматическое оформление. Но, несмотря на это, малыш обладает способностью очень верно чувствовать довольно тонкие особенности словоупотребления взрослых и изо всех сил старается сказать так же в самостоятельной речи.

Малыш начинает варьировать интонацию при произнесении слов, при помощи ее различных оттенков выражает смысл своего высказывания. Сначала он копирует интонацию родителей, повторяет за ними вопросы, обращенные к нему. Потом этот вопросительный контур применяется малышом самостоятельно и придает выражениям вопросительный оттенок. Он задает вопрос, не используя при этом вопросительных слов.

Одновременно с этим появляются наиболее употребляемые глаголы повелительного наклонения, используемые для получения от взрослых выполнения какого-либо конкретного действия. Необходимо помнить, что изначально глаголы употребляются детьми изолированно, только в возрасте около 2 лет они используются для построения предложения. После освоения нескольких десятков слов, ребенок начинает строить первые простые предложения из 1-2 слов с использованием подлежащего и сказуемого. Глагольная лексика оказывает важнейшее влияние на формирование развернутой речи.

Кардинальные изменения претерпевает содержательная сторона детского высказывания: малыш становится способен не только выражать свое эмоциональное состояние или сиюминутное желание, он называет предметы, различает их свойства и выполняемые действия. С ним уже можно вести полноценный диалог.

На что стоит обращать внимание

Есть определенные отклонения в детском поведении и общении, при наличии которых стоит побеседовать с педиатром или детским неврологом. Но волноваться раньше времени не стоит, каждый малыш развивается в собственном темпе. Так, если ребенок медлительный, полненький и спокойный, он может начать говорить позднее, чем худенький непоседа.

Занимаясь с крохой, обращайте внимание и сообщайте педиатру о следующих особенностях:

  • К концу первого месяца младенец не кричит, когда он хочет кушать или ему некомфортно.
  • К окончанию четвертого месяца жизни грудничок не одаривает улыбкой родителей в ответ на обращенную к нему речь, не гулит.
  • К окончанию пятого месяца не замирает, не прислушивается, если играет музыка.
  • К седьмому месяцу жизни малыш не распознает по голосу близких, не реагирует на их интонации.
  • К завершению девятого месяца не лепечет, не повторяет за родными сочетания звуков или отдельные слоги, не подражает интонации взрослых.
  • К окончанию десятого месяца ребенок не реагирует жестами отрицания или одобрения в ответ на просьбы, не машет рукой на прощание.

После года стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • В словаре крохи нет ни единого слова, он не выполняет простейших обращенных к нему просьб («Принеси», «Дай», «Покажи»).
  • К возрасту полутора лет не может назвать родителей «мама» и «папа».
  • К возрасту 1 года и 9 месяцев не произносит хотя бы 5–6 простых слов.
  • К двум годам не может показать свои части тела по их названию.
  • Ребенок не умеет выполнять просьбы из двух и более действий, не узнает близких людей по фото.

В любом случае, если малыш пока не начал говорить, не ставьте ему никаких диагнозов. Помогайте освоить речь: много говорите сами, читайте вслух стишки, вместе слушайте песенки. А для того, чтобы определить причину задержки речи, обратитесь к педиатру, который при необходимости направит вас к другим специалистам.

Материал носит информационный характер и не может заменить консультации специалиста.

RU-SIMILAC-2200027

Список литературы:

Пять главных советов по развитию речи ребенка

Речь нельзя унаследовать по генам и то, когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит только от людей, которые его окружают (в особенности от родителей). Поэтому старайтесь, чтобы он дома, на прогулке слышал четкую, осмысленную речь.

            Советы родителям

  1. Когда гуляете с крохой, говорите все что видите, показывайте ему важные объекты (школа, библиотека, магазин, детский сад). Объясняйте ребенку, что значит то или иное заведение и зачем оно нужно;
  2. Чаще ходите гулять в парк, сквер или на пруд при этом показывайте и рассказывайте малышу как вокруг красиво. Пусть он послушает, как поют птички, крякают уточки, как красиво посажены цветы и деревья;
  3. Никогда не отмахивайтесь от вопросов, которые задает кроха, а наоборот подробно и ясно отвечайте на них. Знакомя его с названием неизвестных ему предметов, говорите сразу правильное их название и объясняйте, для чего они нужны. Предложите тщательно рассмотреть, охарактеризовать его, выделить свойства. Этим вы будете учить малыша наблюдать, находить отличия;
  4. Знакомьте кроху с музыкой, читайте книги, сказки, учите стихи, пойте песенки. Они формируют хорошие качества такие как: честность, доброта, забота к другим людям, также приобщают к национальной культуре.
  5. Попросите малыша, пусть он расскажет дедушке или бабушке любимый стих, сказку. Так начинает развиваться монологическая речь.
  • До скольки ребенка кормить ночью?
  • Адаптация к детскому саду
  • Как правильно гулять с ребенком?

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза )
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: