Игра

Виды

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.
  3. Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома.
  4. Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви.
  5. Тематические матрешки сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба»). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова.
  6. Современные матрешки. Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: портреты президентов, памятники культуры, животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины.

Виды

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.

  3. Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома.

  4. Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви.
  5. Тематические матрешки сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба»). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова.
  6. Современные матрешки. Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: портреты президентов, памятники культуры, животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины.

Матрешкины физкультминутки

Мы весёлые Матрёшки – (руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку) Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки) На ногах у нас сапожки – (поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги) Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки) В сарафанах наших пёстрых – (имитация держания за подол сарафана) Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки) Мы похожи, словно сёстры – (держаться за воображаемые концы платочка и приседают) Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)

*** Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (притопы на месте) Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) А у нас, а у нас чистые ладошки – (хлопки в ладоши) Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) А у нас, а у нас новые сапожки – (поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (повороты с притопами вокруг себя)

*** Хлопают в ладошки. Дружные матрешки. (хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую) Топают матрешки. (топают ногами) Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево-вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (хлопают в ладоши) Вернуться к содержанию

Матрешка для детей 4-5 лет

Матрешка для ребенка постарше – не та игрушка, с которой он может играть часами (как, например, это можно делать с Лего). Но иногда можно про нее вспоминать и доставать. А уж как «преподать» ее – подумайте сами.

Загадки про матрешку

Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница.

Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы -…(Матрешки)

В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, А там — крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька.

Матрешка в развивающих играх и развлечениях

Матрешку можно использовать как часть развлечения. Например, в игре-поиске. Спрячьте матрешки по всему дому, каждую сопроводив запиской, где искать следующую. Начинать надо с самой маленькой, пусть ребенок увидит ее, а вы прочитаете записку на которой она будет стоять. Например: «Я потерялась! Найди моих старших сестричек и маму! Где они все, мне не известно, но знаю, что сестрица постарше находится … (под диваном, в тумбочке и т.д.)». Собирать матрешку таким образом будет интересно даже старшему дошкольнику. У нас такое «собирание» было одним из заданий для адвент-календаря.

Матрешки — красочные игрушки. Поэтому они отлично подходят для использования для раскрашивания. Скачайте матрешки раскраски здесь.

От 8 месяцев: вкладыши

  • Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
  • Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
  • Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д. ) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).

  • Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
  • Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.

Как появилась матрешка и что из этого вышло

Википедия говорит, что русская матрешка – это игрушка. Хотя большинство людей, особенно иностранцев, воспринимает ее как сувенир. Именно это ее спасло от угасания. С другой стороны, навредило. Изначально матрешки «одевались» в народную одежду. По ним можно было изучать этнографию. Потом их начали раскрашивать как угодно, иногда в виде политиков и даже супергероев. Это сделало игрушку китчевой.

За границей матрешку называют Russian Doll – «русской куклой». А иногда ласково Babushka Doll. Мы привыкли к игрушке. Кажется, будто ей много веков и она исконно русская. Но нет. Появилась она в России около 130 лет назад, в 90-х годах XIX века. Тогда в Российской империи возрождалось национальное самосознание и становился популярным так называемый «русский стиль».

История матрешки началась в Японии. Оттуда привезли первую разъемную куколку – кругленького деревянного японца Фукурума с большой головой. Игрушку можно было раскрыть, а внутри находилась такая же, но поменьше, и т.д. Очень веселая, позитивная и забавная поделка из дерева. Нашим мастерам она понравилась.

У нас куклу одели в сарафан с передником, на голову повязали платочек, появилось симпатичное личико. И стали величать распространенным русским именем – Матреша (Матрена). Далее история русской матрешки развивается, куколка становится популярной. Сначала ее делали в московских мастерских. А через несколько лет куклу уже считали популярной народной поделкой из России. Все моментально забыли, что по происхождению расписная игрушка – японская.

Считается, что первая матрешка была изготовлена токарем-игрушечником Василием Звездочкиным. Он выточил деревянную фигурку. Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», придумал ей одежду – сарафанчик и косынку. Та первая русская матрешка, крестьянская девчушка, держала в руках черного петуха и была 8-местной. За девочкой прятался мальчик, потом опять девочка. Восьмой фигуркой был крошечный спеленатый младенчик.

Некоторые исследователи не поддерживают японское происхождение матрешки. Потому, что народные умельцы очень давно делали разъемные пасхальные яйца из дерева. А игрушка – то же яйцо, только с плоским низом.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.

Виды пирамидок

Современная индустрия производства детских игрушек предлагает массу различных пирамидок. Они отличаются по количеству колец, их цвету, материалу, форме и т. д

Чтобы выбрать правильную, обращаем внимание на:

  • возраст малыша;
  • материал изделия;
  • количество колец;
  • форма колец и стержня;
  • наличие стержня;
  • наличие дополнительных элементов (музыка, колёса, верёвочка и т. д.).

Подходящие варианты с кольцами по месяцам возраста малыша — таблица

Возраст Количество колец Материал Особенности Форма и дополнительные элементы
6–10 месяцев До 3 колец Резина, пластмасса, ткань (мягкие пирамидки) Лучше без стержня, или с толстым стержнем и большими отверстиями колец; возможны дополнительные элементы (погремушка в верхнем кольце, покатая основа как у неваляшки)
  • Классическая,
  • музыкальная
10–18 месяцев 3–5 колец Дерево, резина, пластмасса, ткань (мягкие пирамидки) Лучше без стержня, или с толстым стержнем и большими отверстиями колец; верхушка может быть в виде головы сказочного персонажа или животного
  • Классическая,
  • стаканчики,
  • музыкальная,
  • логическая
18–24 месяца Больше 5 колец Дерево, пластмасса Тонкий стержень, различная геометрическая форма
  • Классическая,
  • стаканчики,
  • сортер,
  • музыкальная
  • каталка на верёвочке,
  • логическая
старше 24 месяцев Больше 5 колец Дерево, пластмасса Тонкий стержень, различная геометрическая форма, одинаковый цвет и размер некоторых колец, несколько стержней
  • Стаканчики,
  • сортер,
  • каталка на верёвочке,
  • логическая

Краткое описание некоторых видов

Разнообразие позволит вам подобрать подходящую, сообразно возрасту и интересам ребёнка

Стоит обращать внимание на материал, из которого изготовлена игрушка

Классическая

Чаще всего изготавливается из дерева или пластика. Она имеет 5 и более колец разных цветов.

Деревянная классическая пирамидка прослужит долго

Деревянные игрушки более долговечны и экологичны, зато пластмассовые — более яркие.

Пластмассовая классическая пирамидка привлечёт внимание яркими цветами

Без стержня

В детских магазинах можно найти безопасную пирамидку без стержня.

Пирамидку без стержня можно предлагать самым маленьким

Музыкальная

Она не только привлечёт вашего малыша, но и поможет выучить цвета, животных, формы. Когда ребёнок надевает кольцо на стержень, то звучит песенка.

Музыкальная пирамидка способствует развитию зрительно-моторной координации

Стаканчики

Они бывают разных цветов, с наклейками и без, с функцией ситечек и нет. Но с ними в любом случае интересно играть как дома в дождливую погоду, так и в песочнице.

Пирамидка-стаканчики пригодится для игры в песосчнице

Каталка на верёвочке

Многие дети, умеющие уже хорошо ходить, любят разнообразные каталки. Пирамидка-каталка — одна из их разновидностей. Её можно взять с собой в парк: и малыш доволен и полезным делом заняться можно.

Пирамидку-каталку удобно возить за собой, игрушка развивает и координацию движений

Сортер

Пирамидки-сортеры очень разнообразны. Они отличаются по формам, количеству стержней, цветам и т. д.

Пирамидка-сортер поможет изучить формы предметов

Очень хороши для изучения форм, счёта и т. д. Подходят для детей старше двух лет.

С помощью пирамидки-сортера можно начинать обучение счёту

Логические разных форм

Этот вид подходит для детей от одного года до четырёх лет. Требует владения логическим мышлением на довольно большом уровне и хорошей координации движений.

Логическая пирамидка поможет освоить счёт и классификацию предметов

Некоторые логические разновидности имеют в своём составе кубики и другие фигуры и являются своеобразным конструктором.

Логическая пирамидка развивает пространственное мышление у детей

Второе рождение

Своё второе рождение матрёшка получила во второй половине 80-х годов прошлого века. Благодаря падению железного занавеса и обилию иностранных туристов игрушки пошли нарасхват и сделалась популярным товаром. Стали востребованными политические матрёшки, изображавшие российских генеральных секретарей, президентов страны с заметным портретным сходством. Делались «именные» матрёшки — с лицом заказчика (!), иные расписывались под хохлому или гжель. Прилавки магазинов, уличные ложи были заполнены такими изделиями. Но постепенно традиционные каноны стали преобладать, умельцы всё чаще обращались именно к ним. Теперь уже большая часть матрёшек имеет «классический» вид: женский облик, сарафан, передник, платок на голове. Их производством занимаются Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад и другие крупные города. Матрёшка давно уже известна на весь мир, а после установления контактов с иноземными мирами, возможно, и в космические дали гости повезут нашу игрушку…

Метки: Россия, Тайны 20 века, Япония, игрушка, кукла, сувенир, матрёшка, Мамонтов

«Дидактические игры с матрешками»

Дидактические игры с матрешками для детей

младшего дошкольного возраста.

«Матрешкин хоровод»

Цель.

Закреплять представление о величине, цвете

Развивать мышление, внимание, речь

Материал

. Набор матрешек разной величины.

Ход игры.

Ребенок расставляет матрешек в ряд от самой большой до самой маленькой или от самой маленькой до самой большой. Затем называет цвет их платочков и сарафанов.

«Большие и маленькие матрешки»

Цель.

Учить соотносить предметы по величине.

Материал.

Большие и маленькие ёлки, домики, матрешки.

Ход игры.

1.Воспитатель показывает матрешек. Ребенок подбирает для каждой из них домик и елочку соответствующей величины.

2. Ребенок подбирает домик для каждой матрешки в соответствии с её размером и цветом наряда.

«Юбочка для матрешки»

Цель.

Учить составлять целое изображение из двух частей

Развивать внимание, аккуратность при выполнении работы

Материал

. Разрезанные на части изображения матрешек.

Ход игры.

Ребенок складывает матрешек из частей, ориентируясь на цвет и размер деталей.

«Мебель для матрешек»

Цель.

Учить соотносить предметы по размеру

Развивать глазомер, мышление, внимание. Вызывать желание помогать игровым персонажам

Материал.

Матрешки разного размера. Картинки с изображением мебели. Игровое поле с изображением кругов, диаметр которых соответствует диаметру нижней части матрешек. Строительный конструктор.

Ход игры.

Ребенок складывает из строительного материала стульчик и кроватку или подбирает картинки с изображением мебели для каждой матрешки в соответствии с ее величиной.

Ребенок расставляет на игровом поле матрешек так, чтобы диаметр нижней части каждой игрушки совпал с диаметром круга.

«Что спрятала матрешка?»

Цель.

Развивать память, слуховое восприятие, речь. Вырабатывать умение следовать правилам игры.

Материал.

Матрешки (6 – 8). Мелкие предметы (ракушка, орех, конфета и т. п.).

Ход игры.

Воспитатель кладет в каждую матрешку один предмет (ракушку, камешек и т. п.), затем выставляет собранные игрушки на стол. Ребенок по памяти называет предметы, спрятанные в каждой матрешке.

«Что звучит?»

Цель.

Учить определять на слух содержимое матрешки

Развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание

Материал

. Матрешки (6 – 8). Крупы и семена (рис, манка, горох, пшено, семечки). Бусины и камешки.

Ход игры.

Ребенок (при необходимости с помощью воспитателя) насыпает в матрешки разные наполнители и закрывает игрушки. Затем встряхивает их и пытается по звуку отгадать, что находится в каждой матрешке. Затем открывает их и проверяет правильность догадки.

«Отгадай матрешку»

Цель.

Учить описывать матрешку, ее существенные признаки, узнавать по описанию. Упражнять в правильном подборе слов, в умении задавать вопросы и отвечать на них. Развивать мышление, связную речь.

Примерная последовательность игр с матрешками – умение ребенка ориентироваться в величине:

Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

– две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).

С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

– три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъмная.

С 1 года 9 месяцев до 2 лет

– три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.

С 2 лет до 2 лет 6 месяцев

– малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.

С 2 лет 6 месяцев до 3 лет

– ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Краткая история возникновения матрешки

Когда и где появилась первая игрушка? Историй существует несколько, и какая из них наиболее правдоподобная — мы не знаем на 100%. По одной из версий придумана она была художником Милютиным, проживавшем и работавшим в конце XIX века. Прототипом послужила увиденная им фигурка Фукурумы — одного из японских богов, отвечающего за мудрость. Деревянную заготовку выточил токарь Звездочкин, а живописец расписал ее самостоятельно.

Фигурка Фукурумы

Еще один вариант повествует, что рождению популярной русской игрушки мы обязаны промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Рассказывают, что в 1890 году в его усадьбу Абрамцево кто-то принес необычную забаву: кукла смешного японского старичка состояла из семи подобных фигурок, вложенных одна в одну. Так она попала в мастерскую, где и родилась впоследствии привычная нам матрешка.

Круглолицая красавица появилась с большим и дружным семейством: самая большая барышня держала под рукой петуха, одна из ее сестриц была с караваем в руке, другая — с серпом. В большой семейке был и милый мальчишка-братец, изображенный в красной рубахе. Первый вариант и сегодня хранится в Музее игрушки, который находится в Сергиевом Посаде.

Особенности развития мелкой моторики левши

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Список использованной литературы

  1. Данкевич Е. В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша. Москва: Издательство «Астрель», 2009 — 160 с.
  2. Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики. Набор развивающих карточек. Москва: Издательство «Речь», 2012 — 40 с.
  3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва: Издательство «Эксмо», 2013 — 80 с.

Аппликация

Аппликация (также как рисование, лепка или конструирование) развивает образное мышление ребёнка, которое является основным видом мышления дошкольника. В процессе подобного занятия развивается способность заранее представить себе, что должно быть сделано, у ребенка развивается способность к планированию деятельности.

Перед нами части одной аппликации. На обратной стороне каждой написана цифра. Эта цифра обозначает, что эта деталь должна быть наклеена в определенном порядке на листок с контуром.

Какую деталь мы наклеим первой? Второй?…

На память о нашей встрече с матрешками нам останется этот замечательный портрет!

Артель «Свобода»

Объединение кустарей

В июле 1930 г. артель «Свобода» города Нолинска объединила местных кустарей-игрушечников. Город Нолинск (с 1940 по 1957 город назывался Молотовск) находится в 130 км от Кирова. Основной продукцией нового предприятия были изделия из дерева и детские токарные игрушки: бочонки-копилки, «наборы хозяйке», свисток «Соловей» и другие.

Первые нолинские матрёшки

В 1950-е гг. на предприятии начали точить и расписывать матрёшки. В 1958 г. артель «Свобода» отправила 1000 матрёшек на Брюссельскую выставку. Тогда и состоялось первое знакомство иностранцев с вятской матрёшкой.

До 1960 г. в артели выпускались только два типа матрёшек — 4- и 5-местные.

Нолинская фабрика сувениров

С созданием Кировского производственного объединения «Вятка» по выпуску игрушек в 1964 г. артель «Свобода» была реорганизована в Нолинскую фабрику сувениров.

Ассортимент фабрики значительно расширился. На заседании художественно-технической комиссии от 7 февраля 1964 г. была утверждена разработанная главным художником предприятия В.Н. Никоновым «матрёшка-груша».

4-местная вятская матрёшка. 1960-е (?)

30 января 1965 года утвердили семь матрёшек, оформленных масляными красками. Роспись масляными красками оказалось трудозатратной и капиталоёмкой, с 1968 г. на фабрике стали применять роспись матрёшек анилиновыми красителями — был использован опыт изготовления матрёшек в Семёнове и Полховском Майдане.

Вятская матрёшка 8-местная. СССР. 1980-е (?)

Это позволило сократить технологический цикл отделки, существенно сэкономить средства и повысить производительность труда. 

Соломенный декор

Некоторые столярные изделия фабрики — шкатулки и панно — декорировали соломкой, это было особенностью нолинской деревянной продукции. В 1970-х  к расписному декору матрёшек тоже стали добавлять инкрустацию из соломки, так появились матрешки, декорированные соломенными узорами.

6-местная вятская матрёшка. 1970-е (?). Высота — 11 см, диаметр — 6 см

В апреле 1978 г. художественным Советом по декоративно-прикладному искусству при Кировском облисполкоме официально был утверждён перечень изделий нолинской матрёшки, в том числе и инкрустированной соломкой.

6-местная вятская матрёшка. 1968 год

Для инкрустации на фабрике используют ржаную солому, которую аккуратно срезают серпами, чтобы не повредить,  и наклеивают по сырому нитроцеллюлозному лаку на расписанную анилиновыми красками матрёшку, после покрывают масляным лаком.

Вятские матрёшки. 1970–80-е

Соломенные узоры на матрёшках выполнены обычными и покрашенными в разные цвета геометрическими фигурами, вырезанными из соломки: ромбами, квадратами, прямоугольниками и другими. Эти частички соломки создают на изделиях, кроме цветовых решений, игру света и тени, в зависимости от расположения волокон, что придаёт изделию необычную объёмность и отличают вятские матрёшки с соломкой от любых других.

Характерные черты

Нолинская матрёшка традиционно имеет образ русской многодетной женщины-матери с рыже-русыми волосами, большими голубыми глазами, румяными щёчками, аккуратным алым ротиком, мягким и сочным цветовым оформлением платков, сарафанов, передников, в которых преобладают красные цвета.

10-местная вятская матрешка. «Вятский сувенир». Нолинск. 2018 г. Дерево, точение, краски, лак. Высота — 25 см, диаметр —12 см

ЗАО «Вятский сувенир»

Все эти особенности советского периода сохранились в современной продукции ЗАО «Вятский сувенир», наследника Нолинской фабрики сувениров, важным и значимым центром сохранения и развития традиций вятской матрёшки.

Приватизация предприятия произошла в 1992 г. Переход фабрики в частные руки изменил ассортимент выпускаемых изделий, в том числе и матрёшек,  повысил их художественный уровень. 

10-местная матрёшка. «Вятский сувенир». 2017. Нолинск. Дерево, роспись. Высота — 20 см, диаметр — 10 см.

В наши дни численность работников фабрики составляет более 130 человек. Ассортимент изделий предприятия существенно изменился и имеет более 700 наименований, среди которых, кроме матрёшек, изготавливают декоративные расписные футляры для бутылок, деревянные ёлочные игрушки и сувениры, различные шкатулки, вазочки, бочонки, солонки, деревянная утварь, детские игрушки, а также яйца, расписанные в традиционном вятском стиле.

В Нолинске имеется музей матрёшки, экспонатами которого являются в том числе и матрёшки, выпускаемые на предприятии «Вятский сувенир».

Веселые матрешки

Для музыкальной игры нужны картонные изображения 5-ти матрешек разного размера и расцветки. Также необходимо раздать игрокам по паре деревянных музыкальных ложек.

Преподаватель музыки расставляет изображения в ряд перед детьми. Знакомит воспитанников с куклами: Дашкой, Сашкой, Глашкой, Иринкой, Маринкой. Объясняет, что гостьи любят танцевать. А детям нужно им подыграть на народном музыкальном инструменте. Затем выстукивает на ложках разный ритм для каждой матрешки. А дети повторяют. Преподавателю для демонстрации музыкального ритма необязательно использовать ложки. Можно играть на другом инструменте, а дети пусть подыгрывают ложками.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Веселые матрёшки» (пластилинография)

Организация: МБДОУ детский сад №11 «Малинка»

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

Цель: Закреплять умения, отражать характерные особенности оформления матрешки  нетрадиционной техники изображения – пластилинографии.

Образовательные задачи:

  • продолжать обучение нетрадиционной техники «пластилинография»;
  • закреплять умение детей в работе с пластилином на плоскости.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности детей через приобщение художественно-эстетического восприятия;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к народной игрушке;
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: Рассматривание матрешек, беседа с детьми, чтение стихотворений, загадывание загадок.

Наглядный материал матрешки деревянные, иллюстрации матрешек.Материалы и оборудование: Силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги; набор цветного пластилина; стеки; влажные салфетки; магнитофон, аудиозапись «Русские наигрыши»

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и улыбнемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

                         Я твой друг и ты мой друг.

                        Крепко за руки возьмемся

                        И друг другу улыбнемся.

На столе педагога лежит волшебная коробочка

Воспитатель:  Ребята, посмотрите у меня волшебная коробочка. А что в коробочке? Давайте отгадаем.

Воспитатель:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть

Может – три, а может – шесть.(ответы детей)
(Воспитатель достает из коробочки матрешку).

Воспитатель: Правильно, матрешка. А что можно сказать о матрешке, какая она? (деревянная, яркая, веселая, интересная).

Воспитатель: А вы знаете какая еще матрешка? (разъемная)

Матрешка русская ,народная, деревянная игрушка – это расписная кукла.

Ребята, а чем похожи матрешки? (платок, сарафан, передник, форма)

А чем они различаются? (по размеру, по цвету)

Воспитатель: А какие узоры вы видите?Дети: Цветы, листочки, веточки, ягоды, бутоны.

Д/И «Собери матрешку» — (разрезные части картинки)Воспитатель: Дети послушайте небольшую сказку. В некотором царстве жил художник, который очень любил расписывать деревянные игрушки. Но вот у художника закончились краски, и он прислал нам силуэты матрешек, и просит помочь ему раскрасить. Поможем художнику? (ответы детей).

Зрительная гимнастика:

А сейчас на минутку закройте глаза, позабудьте заботу, усталость.

Ведь начнутся сейчас чудеса! (открыли глаза, удивились, поморгали)

2. Практическая часть:

Воспитатель: Проходим на свои рабочие места. Садимся, проверяем посадку. Очень любят все матрешки, разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку.

Пальчиковая гимнастика:

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

Воспитатель: Дети, берем силуэты матрешек. Что мы сейчас будем делать? (расписывать матрешек).  Да, правильно. Отщипываем небольшой кусочек пластилина и рисуем пальчиком по шаблону.

Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, какие красивые матрешки у вас получились. Художник будем вам благодарен, за вашу работу.Рефлексия:

Список использованной литературы

  1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: 2007.-128с.
  3. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. — М.: Айрис-Пресс, 2012.- 128с.
Опубликовано: 17.10.2020
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: