Ощущение это в психологии? просто о сложном для неспециалистов!

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Тип восприятия и обучаемость

То, как люди воспринимают информацию, во многом определяет, какая форма обучения будет для них наиболее эффективной. Конечно, нет людей, которые получали бы новые знания исключительно с помощью органа чувств или их группы, например осязания и обоняния. Все они действуют как средство восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются доминирующими у конкретного человека, позволяет другим быстро донести ему необходимую информацию, а сам человек позволяет ему эффективно организовать процесс самообразования.

Например, изображения должны представлять всю новую информацию в удобочитаемой форме, в виде изображений и диаграмм. В этом случае они запоминают намного лучше. Картины обычно превосходят точные науки. Еще в детстве они отлично складывают головоломки, знают множество геометрических фигур, хорошо рисуют, рисуют, строят из кубиков или строителя.

Аудиалы, с другой стороны, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть беседа с кем-то, лекция или аудиозапись. При обучении иностранному языку для широкой публики аудиокурсы предпочтительнее печатного руководства-самоучки. Если вам все же нужно запомнить написанный текст, лучше сказать его вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно сосредоточиться на чем-либо надолго. Этим людям сложно усвоить материал, полученный на конференции или из учебника. Процесс запоминания пойдет быстрее, если кинестетики научатся соединять теорию и практику. Им легче изучать такие науки, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон могут быть представлены как результат лабораторного эксперимента.

Сдержанным людям требуется немного больше времени, чем другим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они должны сначала понять это, связать со своим прошлым опытом. Эти люди могут, например, записать урок учителя на диктофон, чтобы послушать его во второй раз позже. Среди дискретных людей много ученых, поскольку рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе обучения они будут ближе к тем предметам, от точности которых зависит восприятие информации, например, информатике.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.


Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Вопрос 6

 Мышление
это активное, целенаправленное, опос­редованное и обобщенное отражение
окружающей дей­ствительности в сознании человека. Чувственное позна­ние
является базой, опираясь на которую формируется мышление. Исходным материалом
мыслительной дея­тельности служат восприятие и формирующиеся на его основе
представления. Ведущую роль в мыслительной деятельности играет аналитико-синтетическая
дея­тельность.
 

Исследователи установили, что в своем
становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и по­нятийную. Допонятийное
мышление делится на два ос­новных вида. Первый из них — наглядно-действенное
мышление.
Этот вид мышления опирается на непо­средственное восприятие
предметов,
реальное фи­зическое преобразование ситуации в процессе действий
с предметами. Наглядно-действенное мышление преоб­ладает у ребенка 2-3-летнего
возраста. Второй  — наглядно-образное
мыш­ление
, при котором человек
оперирует не только предметами, но и их образами.

Логическое мышление осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых
формализованных понятий­ных структур.

Интуитивное мышление осуществля­ется на бессознательном уровне и оперирует
образами и нечеткими формальными структурами. Этот вид мышле­ния не обладает
выраженными этапами и быстротой про­текания, формируется в 6-7 лет.

Мыслительные
операции:

            Сравнение. Сравнивая между собой пред­меты, мы сперва расчленяем их на
составные части, вы­деляем отдельные качества и свойства, а затем сопоставляем
их друг с другом.

Сопоставление — это син­тетическая операция. Сравнивая предметы, их
качества и свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и сходство.

 Абстрагирование
— это мыслительная опера­ция, суть которой состоит в мысленном отвлечении
от различных сторон и свойств предмета с целью выделе­ния одного какого-либо
свойства или признака в каче­стве существенного.

Обобщение — синтетическая мысли­тельная операция, целью которой
является установление общих признаков и качеств объектов. На основе анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения обра­зуется главная логическая
форма, на базе которой осуще­ствляется мышление. Эта форма носит название
понятия.

Понятие
это форма мысли, выражающая общие и существенные признаки объектов. Понятие
выражается словом. Ярко выраженными абстракциями являются на­учные понятия,
например абсолютный нуль, масса и т. д. Понятия играют важную роль в научном
познании. Каждая конкретная наука представляет собой строго выстроен­ную
систему понятий. Благодаря им человек глубже по­знает мир в существенных связях
и отношениях.

Вопрос 5

Воображение — это
психическая деятельность, со­стоящая в создании представлений или мысленных об­разов
в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в
действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее
начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность
человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возни­кающих
задач.

            Ценность
воображения
заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти
выход из проблем­ной ситуации даже при отсутствии полной информации,
необходимой для мышления.  

Виды воображения

Воссоздающее
воображение,
заключающееся в создании
образов, объектов, ранее не воспринимав­шихся в соответствии с их словесным
описанием или изображением.

Творческое
воображение,
предполагающее само­стоятельное
создание новых образов, которые воплоща­ются в оригинальных продуктах
научно-технической и ху­дожественной деятельности.

Мечта
представляет собой особый вид творческого
воображения. Создание образов желаемого будущего, не воплощенных
непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта является
разновидностью предна­меренного пассивного воображения.

Грезами называют
непреднамеренное пассивное во­ображение, продуцирующее образы, которые не могут
воплотиться в жизнь.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.


Краткое восприятие реальности

Органы чувств человека

Органы чувств обеспечивают следующие основные виды чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие и ощущение положения тела в пространстве.

Прикосновение

Прикосновение — это восприятие формы, размера, плотности, температуры различных предметов. В слизистых оболочках кожи содержатся осязательные рецепторы. Больше всего их на губах, кончике языка, пальцев, а также на ладони. Пользуясь прикосновением, человек может определить физические свойства предметов такие, как форма, твердость, мягкость, характер поверхности, тепло или холод, ориентироваться в темноте, молниеносно реагировать на угрожающую опасность.

Обоняние

Обоняние — это восприятие запахов различных веществ. Большое количество обонятельных рецепторов содержится в слизистой оболочке полости носа. От обонятельных рецепторов нервные импульсы передаются в промежуточный мозг, затем в лобную долю коры, где проходит анализ веществ, вдыхаются. По запаху человек отличает недоброкачественную пищу, улавливает появление в воздухе вредных для ее здоровья примесей.

Вкус

Вкус — это восприятие вкусовых особенностей веществ, попадающих в ротовую полость. Рецепторы вкуса расположены во вкусовых луковицах выростов слизистой оболочки языка — сосочков на стенках глотки и мягкого неба. Возбуждение от рецепторов передается по волокнам языкового нерва в продолговатый мозг, мост, к височной кости, где формируется восприятие в виде различных вкусовых ощущений. Вкус помогает человеку определить качество пищи, способствует выделению пищеварительных соков и прохождения процесса пищеварения в целом.

Слух

Ухо как орган слуха обеспечивает восприятие звуковых колебаний. Благодаря слуха различают звуки окружающей среды. Человек способен определить направление звука с источника, что позволяет ориентирования в окружающей среде, а также высоту, тембр, силу звука. Слух является одним из чувств человека, которые способствуют психическому развитию полноценной личности. С слухом связанные звуковые, речевые общения. Орган слуха расположен в проеме слухового прохода височной кости черепа. Он состоит из трех основных отделов:

  • наружного уха,
  • среднего уха,
  • внутреннего уха.

Первые два участвуют только в проведении звуковых колебаний, а третий отдел содержит звуковоспринимающий и вестибулярный аппарат.

Равновесие

Функция регуляции положения тела в пространстве и равновесия обеспечивается вестибулярным аппаратом, который образуется рецепторами мешочков и полукруговой каналов внутреннего уха. Когда меняется положение головы или человек движется, рецепторы возбуждаются, возникают нервные импульсы. Они проходят по нервным путям в средний мозг, мозжечок и кору больших полушарий. Благодаря анализатору контроля равновесия и положения тела обеспечивается прямохождение.

Зрение

Орган зрения человека состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко размещено в глазнице черепа. Имеет шарообразную форму и состоит из трех оболочек:

  • внешней — плотной белковой, которая защищает глазное яблоко от повреждений и проникновения посторонних тел извне (спереди она переходит в прозрачную и проникающей для света роговицу), к ней прикрепляются мышцы, которые двигают глаз;
  • средней — сосудистой (пронизанной густой сетью кровеносных сосудов, питающих глазному яблоку)
  • внутренней — сетчатой ​​(в ней размещены рецепторы глаза — палочки и колбочки), где под действием света возникают нервные возбуждения, которые по зрительному нерву передаются в зрительную зону коры головного мозга.

Классификация восприятия по видам анализаторов

По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:

  • кинестетическое,
  • зрительное,
  • тактильное,
  • обонятельное,
  • слуховое,
  • вкусовое.

Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация восприятия 450 руб.
  • Реферат Классификация восприятия 250 руб.
  • Контрольная работа Классификация восприятия 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Язык — спасибо за вкус

По контактному принципу действуют и вкусовые рецепторы. Скопления вкусовых клеток — вкусовые почки в большом количестве расположены на языке, в миндалинах, на глотке, небе.

Известно, что у передней части языка предназначение реагировать на сладкое, задняя его поверхность воспринимает по преимуществу горькое, кончик языка и боковые стороны — «любители» соленого, а ощущение кислого появляется, когда продукты попадают на боковые поверхности языка. Поэтому, пробуя незнакомую пищу лишь самым кончиком языка, можно не распознать неприятный нам горький вкус.

Во рту располагаются наряду с вкусовыми рецепторами и рецепторы на прикосновение, и давление, а также терморецепторы, усиливающие вкус.

Поэтому температура пищи может изменять вкусовые ощущения. Обжигающий чай или кипящий бульон, вкус их при этой температуре не ощущается. Но стоит им только слегка остыть, как те же самые чай и бульон оказываются более вкусными, – один приятно сладкий, другой – наваристый и соленый. Происходит это потому, что более благоприятной для вкусового ощущения является температура в пределах 15—35 градусов.

Ощущения

Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего или внутреннего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Классификация ощущений

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:

• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)

• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». — сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)

Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:

• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);

• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Кроме того, ощущения могут быть

• Дистантными — относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые

• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:

• качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)

• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);

• длительность– временная характеристика ощущения;

• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира»,(лат. Partialis — частичный, составляющий часть чего либо.) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Порог ощущений

Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется «порогом ощущений». Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.

Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти

Эмоциональная память реагирует как на положительные, так и на отрицательные эмоции. То есть события, переживаемые эмоционально (независимо от их характера), по-видимому, запоминаются иначе, чем нейтральные или тривиальные переживания..

Это связано с тем, что структуры мозга, которые модулируют положительные эмоции, и структуры, которые модулируют отрицательные эмоции, одинаковы.

Таким образом, мозговой механизм, объясняющий существование эмоциональной памяти, заключается в ассоциации между структурами эмоций и областями памяти..

Очень неприятные или травмирующие события могут вызвать особенно сильную и консолидированную память. Человек может часто и подробно вспоминать эти события на протяжении всей своей жизни..

Примером такого типа памяти могут быть травмы, перенесенные в детстве, которые могут появляться неоднократно и постоянно запоминаться на стадии взросления.

Найти сравнения с положительными эмоциями несколько сложнее. Есть люди, которые могут в мельчайших подробностях вспомнить день своей свадьбы или рождения своих детей, но зачастую память менее интенсивна, чем память о негативных событиях..

Этот факт объясняется интенсивностью эмоций. В целом, негативные события вызывают большее эмоциональное расстройство, поэтому эмоции, переживаемые в те времена, имеют тенденцию быть более интенсивными..

Таким образом, травмирующие события могут быть легко вставлены в эмоциональную память. Но это не значит, что позитивные события не могут этого сделать. Они также делают это, хотя обычно менее заметно из-за их меньшей эмоциональной интенсивности.

Вопрос 1

Ощущения — это
отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздейст­вующих
в данный момент на органы чувств. Особен­ность ощущений заключается в их
непосредствен­ности и сиюминутности. Анализаторы служат физиологическим
аспектом ощущений. Они состоят из: рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы на
поверх­ности языка и т. д.), нервных путей и соответствую­щего участка
головного мозга. Когда тот или иной предмет, явление воздействуют на рецептор
опреде­ленным свойством (цветом, вкусом, температурой, по­верхностью, запахом и
т. д.), возникает ощущение. Когда человек непосредственно прикасается к предме­ту,
кладет его на язык, подносит к носу, такое воздей­ствие называется контактным.
Воздействие предме­та раздражает специальные чувствительные клетки
рецептора. Раздражение — это физиологический процесс, под воздействием
которого в нервных клет­ках возникает возбуждение, передающееся по аффе­рентным
нервным волокнам в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический
процесс превращается в психический,
и индивид ощущает то или иное свойство
предмета или явления.

Свойства ощущений

1
.Наши органы чувств способны менять свои характе­ристики, приспосабливаясь к
изменившимся условиям среды. Эта способность получила название адаптации
ощущений.
 

2.
Повышение чувствительности в результате взаимо­действия ощущений или появление
других раздражите­лей называется сенсибилизацией.

3.
Нередко под воздействием одного раздражителя мо­гут возникнуть ощущения,
характерные для другого раз­дражителя. Это явление связано с синестезией (от
греч. synaisthesin — единовременное
ощущение, совмест­ное чувство), под ней понимается психическое состоя­ние, при
котором действие раздражителя на соответствую­щий орган чувства, помимо воли
субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств,
но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для
другого органа чувств. Например, цветовые сочетания влияют на темпе­ратурную
чувствительность: сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода, а желто-оранжевый
— тепла.

4.
Явление сенсорного голода, большой дефицит ощу­щений называется сенсорной
депривацией.
В случае сенсорной депривации в психике человека возникают
разнообразные аномальные явления — от галлюцинаций и впадений в забытье до
полного отключения мозга.

Виды
ощущений.
При классификации ощущений вы­двигают
следующие критерии:

1) по
месту расположения рецепторов;

2) по
наличию либо отсутствию непосредственных кон­тактов рецептора с раздражителем,
вызывающим ощу­щение;

3) по
времени возникновения в ходе эволюции;

4) по
модальности (виду) раздражителя.

Представление информации

С помощью этого параметра информацию можно разделить на следующие типы:

  • Текст. Он представлен в виде всевозможных символов, которые в сочетании друг с другом позволяют получать слова, фразы, предложения на любом языке.
  • Графика. Включает диаграммы, графики, рисунки и другие изображения.
  • Звук. Это непосредственно устная речь, благодаря которой информация от одного человека передается другому и различные аудиозаписи.
  • Числовой. Это информация, представленная числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны. Каждый человек старается выбрать именно тот вариант представления данных, который обеспечит их лучшее понимание.

Основные функции

Исследования, которые проводятся в сфере психологии, показывают, аффективные ощущения, переведенные из латентного в актуальное состояние, участвуют в координации моторной, когнитивной, психической, физиологической деятельности. Они помогают индивиду решать жизненные задачи. Мнемические следы выстраиваются в определенную структурную систему.

Например, в иерархии любви выделяют депрессивный, позитивный, вегетативный, сексуальный компоненты. В структуре гнева наблюдаются составляющие – агрессия, вегетативные нарушения, своеобразные двигательные реакции, проявление самоконтроля. Эмоциональная память играет значимую роль в познавательной деятельности. Для этой подсистемы типичны свойства:

  • Быстрота формирования.
  • Устойчивость, прочность.
  • Непроизвольный характер воспроизведения.

Человек непроизвольно реагирует проявлением аффекта на внешний стимул, который ассоциируется с определенной ситуацией. Например, уловив запах духов любимой женщины, даже в случае ее отсутствия рядом, мужчина непроизвольно испытывает чувство удовольствия, нежности, страсти, сексуального желания.

Аффективная память лежит в основе талантливой актерской игры, когда актер вспоминает моменты жизни, ассоциирующиеся, связанные с чувствами, которые нужно воплотить на сцене. Например, если по сценарию нужно заплакать, актеры вспоминают реальное трагическое событие. Когда нужно изобразить страстные чувства, они воспроизводят в сознании образ реального любимого человека.

Аффективная память регулирует взаимоотношения индивида с окружающим миром, определяя его настроение и поступки, влияя на решения. Важная роль подсистемы прослеживается в изучении иностранного языка, истории, литературы. Психологи выяснили, что запоминание учебного материала происходит быстрее, если у ученика в рамках смыслового прочтения обучающих текстов формируются эмоции в отношении их содержания.

Если формируется личностное отношение ученика к содержанию учебного материала, в памяти запечатлеваются чувства, которые помогают лучше запомнить смысловой компонент текста. Эмоциональная память – важный элемент функции воображения. В контексте формирования личностного отношения к изучаемому материалу происходит оценка личности персонажей, исторических деятелей, их действий, домысливание сюжета и эпизодов истории.

Механизм участия эмоциональной подсистемы в процессе запоминания новой информации объясняет, почему ученики быстрее фиксируют и впоследствии воспроизводят сведения, которые вызвали у них интерес и выраженные эмоции. Аффекты мотивируют деятельность индивида, что отчетливо проявляется в сфере налаживания коммуникативных контактов.

Визуалы

Это люди, для которых зрение — главный орган чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации. Они отлично запоминают новый материал, когда видят его в виде текста, изображений, диаграмм и графиков. В дискурсе образов часто встречаются слова, которые так или иначе связаны с характеристиками предметов своими внешними характеристиками, самой функцией зрения («мы видим», «свет», «яркий», «мы увидим» , «мне кажется»). Эти люди обычно говорят громко, быстро и одновременно активно жестикулируют

Изображения уделяют большое внимание своему внешнему виду и окружению

Виды модальности

Известным фактом является то, что нервная система отдельно взятого человека индивидуальна и уникальна. Также обстоит дело и с так называемой информационной пищей для нее.

Выделяют следующие виды модальности:

  1. Визуальная – зрительная (картины, цвет, зрительные образы и свет).
  2. Аудиальная – слуховая (звуки, музыка, слуховые образы и интонации).
  3. Кинестетическая – тактильная (прикосновения, мышечное и кожное чувство, внутренние ощущения).
  4. Логическая — смысловая, абстрактная, дискретная (термины, рассуждения, обобщенные понятия).

Данный канал восприятия является дополнительным. Его особенность – использование информации, полученной не от первичных ощущений. Логический вид модальности выступает в роли вторичного сенсорного канала. Но и полученную посредством первичных каналов информацию человек может переработать так, что она теряет все связи с ними (семантический канал). Он отражает процесс осмысления информации с помощью абстрактных знаний.

По словам русского ученого И.П. Павлова, логическая модальность — это вторая сигнальная система. Данный канал чаще всего стремятся использовать ученые в качестве общения, его стараются активизировать у школьников.

Для общения наибольшее значение приобретают три первых вышеуказанных канала. Почти у каждого человека один канал восприятия существующей информации преобладает над другими.


В связи с этим возникает необходимость удовлетворения сенсорного голода, но не любой информацией, а исключительно такой, которая требуется ведущей модальности индивидуума.

Для большей ясности стоит привести наглядный пример: для решения поставленной задачи один человек будет разбирать возможные варианты ответов посредством зарисовки на бумаге, а другой – проговаривая их вслух, третий – подключит подручные предметы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: