Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.
После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения
Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).
Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).
Детям можно предлагать игры:
- 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
- 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
- 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .
Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука
Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.
Рекомендации Перегудовой Т. С.
Чистоговорки для детей 4 лет
С З Ц
Чистоговорки с буквой С
- СА СА СА прилетела к нам оса.
- СА СА СА вот бежит лиса.
- СА СА СА укусила в нос оса.
- СА СА СА у норы сидит лиса.
- СА СА СА сколько сена и овса.
- СА СА СА на траве лежит роса.
- СА СА СА в лесу бегает лиса.
- СА СА СА косит луг коса.
- СА СА СА под кустом сидит лиса.
- СА СА СА у сосны стоит лиса.
- СА СА СА любит сладости лиса.
- СА СА СА в сказке были чудеса.
- СА СА СА испугалась нас оса.
- СА СА СА у Оксаны есть коса.
Чистоговорки на звук С
- СЕ СЕ СЕ семена сдесь все.
- СЕ СЕ СЕ карасей ловили все.
- СЕ СЕ СЕ киселя дадим осе.
- СЕ СЕ СЕ большая дырка в колесе.
- СЕ СЕ СЕ на скамейку сели все.
- СЕ СЕ СЕ лента красная в косе.
- СЕ СЕ СЕ свистнул селезень лисе.
- СЕ СЕ СЕ еду на гусе.
- СЕ СЕ СЕ прищимили хвост осе.
- СЕ СЕ СЕ знаем сказку о лисе.
- СЕ СЕ СЕ у Сони бантик на косе.
- СЕ СЕ СЕ сойка спряталась в овсе.
- СЁ СЁ СЁ молоко пролили всё.
- СЁ СЁ СЁ вот и лето всё.
- СЁ СЁ СЁ скоро я узнаю всё.
Автоматизация звука С в чистоговорках
- СИ СИ СИ в водоёме караси.
- СИ СИ СИ корм цыплятам отнеси.
- СИ СИ СИ ты сырочек откуси.
- СИ СИ СИ сено ты домой неси.
- СИ СИ СИ едем мимо на такси.
- СИ СИ СИ поскорей всё принеси.
- СИ СИ СИ к нам приехало такси.
- СИ СИ СИ тесто сдобное меси.
- Си-си-си — в речке караси.
Чистоговорки на звук С для дошкольников
- СО СО СО укатилось колесо.
- СО СО СО а у Сони колесо.
- СО СО СО мы сменили колесо.
- СО СО СО спрятались за колесо.
- СО СО СО крутим колесо.
- СУ СУ СУ сыро осенью в лесу.
- СУ СУ СУ на лугу телят пасу.
- СУ СУ СУ маме сумку я несу.
- СУ СУ СУ мы увилели осу.
- СУ СУ СУ было холодно в лесу.
- СУ СУ СУ съел котенок колбасу.
- СУ СУ СУ не боимся мы осу.
- СУ СУ СУ обманули мы осу.
- СУ СУ СУ видел я в лесу лису.
- СЫ СЫ СЫ не боимся мы осы.
- СЫ СЫ СЫ хвост красивый у лисы.
- СЫ СЫ СЫ а у сома есть усы.
- СЫ СЫ СЫ есть лисята у лисы.
- СЫ СЫ СЫ на полу стоят весы.
- СЫ СЫ СЫ прилетели две осы.
- СЫ СЫ СЫ влезли куры на весы.
- СЫ СЫ СЫ на стене висят часы.
- СЫ СЫ СЫ подарили бусы.
- СЭ СЭ СЭ рядом с садом есть шоссе.
- СЭ СЭ СЭ шёл автобус по шоссе.
- СЮ СЮ СЮ в гости мы идем к гусю.
- СЮ СЮ СЮ Соня кашу съела всю.
- СЮ СЮ СЮ не везет же карасю.
- СЮ СЮ СЮ веселимся мы вовсю.
- СЯ СЯ СЯ у бабуси два гуся.
- СЯ СЯ СЯ мы поймали карася.
- СЯ СЯ СЯ Костя ловит карася.
- СЯ СЯ СЯ есть лосята у лося.
Чистоговорки на З
- ЗА ЗА ЗА на лугу стоит коза.
- ЗА ЗА ЗА приближается гроза.
- ЗА ЗА ЗА здесь привязана коза.
- ЗА ЗА ЗА залезает в сад коза.
- ЗА ЗА ЗА забрела в наш лес коза.
- ЗА ЗА ЗА пролетела стрекоза.
- ЗА ЗА ЗА уходи домой коза.
Чистоговорки со звуком З
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ травку дали мы козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ дай воды козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ комары летят к козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ нелегко в лесу козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ Зоя едет на козе.
Автоматизация звука З в чистоговорках
- ЗИ ЗИ ЗИ обезьянку привези!
- ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя — не привози!
- ЗИ ЗИ ЗИ арбуз скорей вези.
- ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя, так не вези.
- ЗИ ЗИ ЗИ поросята все в грязи.
- ЗИ ЗИ ЗИ можно ведь застрять в грязи.
- ЗИ ЗИ ЗИ сено с папой отвези.
Чистоговорки на звук З для дошкольников
- ЗО ЗО ЗО идёт урок ИЗО.
- ЗО ЗО ЗО у Кати тройка по ИЗО.
- ЗО ЗО ЗО вот идет бизон.
- ЗО ЗО ЗО нам с тобою повезло.
- ЗО ЗО ЗО у Зои зонт.
Чистоговорки со звуком З для детей
- ЗУ ЗУ ЗУ мы увидели козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ отвязали мы козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ волк увидел ту козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ зайку моем мы в тазу.
- ЗУ ЗУ ЗУ паровозик я везу.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ мало травки у козы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугался волк козы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ подарили маме розы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугались мы грозы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ вымыли тазы.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ без козы домой нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ обезьянам здесь нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ по газону ходить нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ поймали мы езя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ ехать через лес нельзя.
Чистоговорки на звук Ц
- ЦО ЦО ЦО умываю я лицо.
- ЦА ЦА ЦА вижу в поле зайца.
- ЦА ЦА ЦА на лугу стоит овца.
- ЦЫ ЦЫ ЦЫ посолили огурцы.
Особенности постановки звука у подростков и взрослых
Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.
Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.
Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.
Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты
Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.
Чистоговорки для детей 5 лет
Ш Ж Ч Щ
Чистоговорки на звук Ш
- ША ША ША уложили малыша.
- ША ША ША у меня лапша.
- ША ША ША мама моет малыша.
- ША ША ША выплывай из камыша.
- ША ША ША каша хороша.
- ША ША ША наша школа хороша.
- ША ША ША наша Маша хороша.
- ША ША ША наша шуба хороша.
- ША ША ША вкусная лапша.
- ША ША ША нет у нас карандаша.
- ША ША ША выходи из камыша.
Автоматизация звука Ш в чистоговорках
- ШЕ ШЕ ШЕ как прекрасно на душе.
- ШЕ ШЕ ШЕ это утка в камыше.
- ШЕ ШЕ ШЕ сидит кошка в шалаше.
- ШЕ ШЕ ШЕ пляшем с радостью в душе.
- ШЕ ШЕ ШЕ подарили шарфик Даше.
- ШЕ ШЕ ШЕ забочусь о малыше.
- ШЕ ШЕ ШЕ шепчет Маша в шалаше.
- ШЕ ШЕ ШЕ страшно на крыше.
Чистоговорки на звук Ш для дошкольников
- ШИ ШИ ШИ наши дети хороши.
- ШИ ШИ ШИ в нашей шубе попляши.
- ШИ ШИ ШИ поздравленье напиши.
- ШИ ШИ ШИ зашумели камыши.
- ШИ ШИ ШИ ну-ка, Маша, попляши.
- ШИ ШИ ШИ Миша с Машей малыши.
- ШИ ШИ ШИ в садик ходят малыши.
- ШИ ШИ ШИ у меня карандаши.
- ШИ ШИ ШИ что нам шепчут камыши?
- ШИ ШИ ШИ шейте шубы от души.
- ШИ ШИ ШИ кашу любят малыши.
- ШИ ШИ ШИ спать ложаться малыши.
- ШО ШО ШО в нашей шубе хорошо.
- ШО ШО ШО пляшет Маша хорошо
- ШО ШО ШО летом хорошо.
- ШО ШО ШО посуду моем хорошо.
- ШО ШО ШО поют ребята хорошо.
- ШО ШО ШО говорим мы хорошо.
- ШУ ШУ ШУ Мише я письмо пишу.
- ШУ ШУ ШУ шапку новую ношу.
- ШУ ШУ ШУ я для Маши попляшу.
- ШУ ШУ ШУ я флажком машу.
- ШУ ШУ ШУ дам я мишку малышу.
- ШУ ШУ ШУ маме помашу.
- ШУ ШУ ШУ в школу я спешу.
- ШУ ШУ ШУ я старательно пишу.
- ШУ ШУ ШУ пою песни малышу.
- ШУ ШУ ШУ я под музыку пляшу.
Чистоговорки на звук Ж
- ЖА ЖА ЖА есть иголки у ежа.
- ЖУ ЖУ ЖУ я на веточке сижу.
- ЖЕ ЖЕ ЖЕ дождь прошел уже.
- ЖИ ЖИ ЖИ в речке плавают ужи.
- ОЖ ОЖ ОЖ на кого же я похож.
- ЯЖ ЯЖ ЯЖ пойдём вместе мы на пляж.
Чистоговорки на звук Ч
- ЧО ЧО ЧО повешу сумку на плечо.
- ЧА ЧА ЧА нет с собой ключа.
- ЧИ ЧИ ЧИ лечат нас врачи.
- ЧУ ЧУ ЧУ мы пойдём к врачу.
- ОЧ ОЧ ОЧ наступила ночь.
- ЧЕ ЧЕ ЧЕ сумку носят на плече.
Чистоговорки на Щ
- ЩУ ЩУ ЩУ я тебя ищу.
- ЩИ ЩИ ЩИ грибочки ты ищи.
- ЩА ЩА ЩА в речке два леща.
- ЩЕ ЩЕ ЩЕ в дождь гуляем мы в плаще.
- ЕЩ ЕЩ ЕЩ в речке рыба лещ.
- АЩ АЩ АЩ у меня новый плащ.
- ЩЁ ЩЁ ЩЁ попьём молочка ещё.
Родителям на заметку
Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:
- Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
- Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
- Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
- Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
- Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
- При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.
Нарушения произношения свистящих звуков
-
Межзубный
сигматизм, при котором кончик языка просовывается
между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка
при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
длинном языке, слабой круговой мышце рта. -
Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,
З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии. -
Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии. -
Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного
сигматизма. -
Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины. -
Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия
Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух
Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.
Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.
Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.
Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео
Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.
Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье
«Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»
Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.
А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Чистоговорки со звуком «Р» в обратных слогах
Чистоговорки со слогом «Ар»
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — на базар пошёл Макар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — летит воздушный шар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — из бани валит пар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — мы купили самовар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — к нам летит комар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — там вдали пожар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — улетает синий шар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — повар, сахар, санитар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — пузатый самовар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — в диктанте у Пети кошмар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — аркан, архив, артист, швейцар.
Чистоговорки со слогом «Ер»
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — дядя Федя офицер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — полосатый ящер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — обманул всех шулер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — кот столкнул фужер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот идёт пенсионер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — это мой любимый сквер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — загони собак в вольер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — я купил эклер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — мой папа инженер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот мой кавалер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — номер, катер, сквер, фужер.
Чистоговорки со слогом «Ёр»
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — на стене висит ковёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — дядя Стёпа билетёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вдалеке стоит шатёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вот плывёт бобёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Коля это фантазёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — чинит лифт лифтёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — каскадёр, шахтёр, сапёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — буду я шофёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — потуши костёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Миша надпись стёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вахтёр купил ковёр.
Чистоговорки со слогом «Ир»
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — Ира пьёт кефир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — весь народ за мир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — пассажир купил зефир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — укусил меня вампир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — всех зовут на пир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — я надел мундир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — мне купили сувенир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — вот висит инжир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — кушаю пломбир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — дядя Саша командир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — это мой кумир.
Чистоговорки со слогом «Ор»
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — выступает хор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — совы сели на забор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — купили новенький топор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — ядовитый мухомор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — у машины есть мотор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — зелёный помидор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — я пошёл во двор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — сломался светофор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — его зовут Егор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — мы идём в дозор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — экватор, взор, повтор.
Чистоговорки со слогом «Ур»
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — щенок гоняет кур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты наступил на шнур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — он уехал в тур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — мой папа штукатур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — его зовут Тимур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — затупился бур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — шнур, контур, абажур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — есть в вагоне тамбур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — вот сидит лемур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты сказала каламбур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — урна, ураган, урок, сумбур.
Чистоговорки со слогом «Яр»
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — вот отличный экземпляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — мой отец столяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — я купил футляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — дядя Петя юбиляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярус, яркий, яр, школяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у нас последний экземпляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — стану я маляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — от очков футляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — сделал стол столяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярость, ярче, юбиляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у стены стоит маляр.
n1.doc
1
АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВЗВУКИС,Сь,3,Зь,ЦРечевой материалдля автоматизации и дифференциациизвуков у детей 5-7 летАВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВАВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С
- Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…
- Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.
- Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.
- Повтори слоги, где звук С находится между гласными.
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.Стечение согласных: Как гусеница овцу хотела обмануть
- Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.
- Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.
18. Повтори скороговорки*.Шесть слов.Семь слов.14. Повтори пословицы и поговорки.15. Повтори и отгадай загадки.(Комар)(Снег)(Морковь) (Бабочка)16. Повтори стихи и чистоговорки.В. ШулъжикА. Хмелёва17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С — Ц. Перескажи сказки.Кот и птица8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.10. Повтори слова с двумя звуками С.11. Повтори словосочетания.12. Повтори предложения.Три слова: соцветие спутница солнце гостиница лисица сухарница пословица самоцвет станция гусеница гостинцы скворцы масленица страницаЧетыре слова:Пять слов:Шесть слоя:Семь слов:Семь слов:Восемь слов:I3. Повтори пословицы и поговорки.14. Повтори и отгадай загадки.(Иголка)(Тень) (Часы)8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.9. Повтори слова со звуками С — Ц в середине слова.10. Повтори слова со звуками С — Ц в конце слова.11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове. спица свинец песец столица цистерна ресница расцветать 12. Повтори словосочетания.
садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица
13. Повтори предложения.Три слова.Четыре слова.Пять слов.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С Ц1. Повтори изолированные звуки С — Ц.2. Повтори прямые слоги со звуками С — Ц. Ас-ас-ас — у нас дома квас, ас-ас-ас — у нас дома ананас, ос-ос-ос — в саду много ос, ус-ус-ус — у Сони кактус, ус-ус-ус — у Сани новый автобус, ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс. Е. Спивак Сту-сту-сту, сту-сту-сту, Едет Савва по мосту. Сты-сты-сты, сты-сты-сты, Тут высокие мосты. А. Хмелёва3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ц.4. Повтори слоги, где звуки С — Ц находятся между гласными.5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С — Ц. 15. Повтори стихи и чистоговорки. Я несу суп-суп! А кому? Псу-псу! А. ШибаевЕ. СпивакА. Хмелёва16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Перескажи рассказ.17. Повтори скороговорки.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ
- Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь…
- Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.
- Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.
- Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.Си: Се: Стечение согласных: 7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.Ось: Си: Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези. Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.
9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь — Зь. перескажи сказку.Добрый ТузикЕ. Спивак
- Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.
- Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.
- Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.
- Иди, вместе зимовать будем.
10. Повтори скороговорки*.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ ЗЬПовтори изолированные звуки Сь Зь.2. Повтори прямые слоги со звуками Сь — Зь.3. Повтори слоги, где звуки Сь Зь находятся между глас-ными.4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.5. Повтори слова со звуками Сь Зь.6. Повтори словосочетания.7. Повтори и отгадай загадку.(Снежинка)8. Повтори стихи и чистоговорки*. 1
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков
Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
- Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
- Ставят «Ш» – шипящий звук.
- Сонор «Л».
- Разбирают «Ж» – шипящий.
- Соноры «Р» и «РЬ».
- Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».
Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» – 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.
Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» – «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
Автоматизация звуков
В прямых открытых слогах
Произносим ша, са, шу, су …
В обратных слогах
Уч, ус, уз, цш …
Со стечением согласных
Шус, мышь, час..
В начале слова
Сова, щука…
В конце слова
Укус, груз..
В середине
Колесо, тяжело..
В словосочетаниях, фразах, предложениях
Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:
Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.
Ста- сто – сту
Сна – сну -сны
Самокат принесу, сани вынесу.
Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.
Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!
- Пересказ текст
- Самостоятельное составление текстов по картинкам
Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.
Заключение
Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.
Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .