Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

Чистоговорки для детей 3 лет

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

Чистоговорки на И

  • И И И санки в горку ты вези.
  • И И И прилетели соловьи.
  • И И И птиц зимою покорми.

Чистоговорки на Ы

  • Ы Ы Ы в поле выросли цветы.
  • Ы Ы Ы не хватает нам весны.
  • Ы Ы Ы мы отважны и добры.

Чистоговорки на У

  • У У У в садик скоро я пойду.
  • У У У много травки на лугу.
  • У У У не дадимся комару.

Чистоговорки на звук В

  • ВА ВА ВА опадает вся листва.
  • ВО ВО ВО жук живое сущетсво.
  • ВУ ВУ ВУ мы приехали в Москву.
  • ВЫ ВЫ ВЫ в джунглях обитают львы.
  • ВИ ВИ ВИ мяч скорее ты лови.

Чистоговорки на Н

  • НА НА НА длинный хобот у слона.
  • НУ НУ НУ санки в горку я тяну.
  • НИ НИ НИ сегодня мне ты позвони.
  • НЕ НЕ НЕ вижи солнышко в окне.
  • АН АН АН стучу я в барабан.
  • ИН ИН ИН зашли мы в магазин.
  • ОН ОН ОН зазвонил вдруг телефон.
  • УН УН УН только в сказках есть колдун.

Чистоговорки на К

  • КО КО КО дети любят молоко.
  • КА КА КА бежит быстрая река.
  • КИ КИ КИ белоснежные носки.

Чистоговорки на Г

  • ГА ГА ГА гуси вышли на луга.
  • ГУ ГУ ГУ много сена на лугу.
  • ГИ ГИ ГИ разукрасили круги.
  • ГЕ ГЕ ГЕ есть начинка в пироге.

Чистоговорки на Х

  • ХА ХА ХА накормили петуха.
  • ХУ ХУ ХУ дружно варим мы уху.
  • ХИ ХИ ХИ подарили мне духи.
  • ОХ ОХ ОХ мы посеяли горох.
  • УХ УХ УХ крыльями хлопал наш петух.

Чистоговорки на Ф

  • АФ АФ АФ сложим вещи в шкаф.
  • АФ АФ АФ в Африке жираф.
  • ИФ ИФ ИФ прилетел к нам гриф.
  • ФЭ ФЭ ФЭ мы пойдём в кафэ.

Чистоговорки на звук Т

  • ТА ТА ТА в доме чистота.
  • ТО ТО ТО поиграли мы в лото.
  • ТИ ТИ ТИ книжку умную прочти.
  • ТЫ ТЫ ТЫ сметану любят все коты.
  • ТЯ ТЯ ТЯ говорите не шутя.
  • ТУ ТУ ТУ очень быстро я расту.

Чистоговорки на звук Д

  • ДУ ДУ ДУ я гулять сейчас пойду.
  • ДА ДА ДА по трубе течет вода.
  • ДЫ ДЫ ДЫ все собрали мы плоды.
  • ДИ ДИ ДИ в гости к нам ты приходи.
  • ДО ДО ДО на дереве гнездо.

Чистоговорки Й

  • АЙ АЙ АЙ вижу едет наш трамвай.
  • ЕЙ ЕЙ ЕЙ чай ты в кружечку налей.
  • ОЙ ОЙ ОЙ приходи скорей домой.

Театральная игровая деятельность детей на занятиях у логопеда

Логопедические занятия для детей не обходятся и без использования элементов театральной игровой деятельности дошкольников. Фигурки для театра можно изготовить самим. Это может быть пальчиковый театр. Из бумаги делаются маски сказочных героев, они одеваются на палец, и разыгрывается представление. В настольном театре сказочные персонажи, сделанные из картона, вставляются в катушки из-под ниток. Интересен также и театр теней. Для него необходим небольшой экран белого цвета с подсветкой и черные фигурки героев.

Можно с детьми придумать и свои необычные сказки, где героями могут быть овощи, фрукты, предметы быта. Небольшие театральные постановки приносят радость, развивают фантазию детей, укрепляют память, делают речь многообразной и правильной.

Логопедические игры для детей играют основную роль в развитии правильного произношения у дошкольников.

Чистоговорки со звуком «Р» в прямых слогах

Чистоговорки со слогом «Ра»

  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — вот высокая гора.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — нам домой пора.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — весёлая игра.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — с апельсина кожура.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — встаёт солнышко с утра.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — очень рада детвора.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — рама, рак, гора, нора.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — Рае нравится жара.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — Кате спать уже пора.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — у мышки есть нора.
  • Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — уезжаем мы с утра.

Чистоговорки со слогом «Ро»

  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — едем на метро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — кто-то уронил ведро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — Роман нашёл перо.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — роза, роща, рот, ситро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — в городе метро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — у Ромы новое ведро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — вот утиное перо.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — хорошо делать доробо.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — мусор мы кладём в ведро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — в магазине есть ситро.
  • Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — у крота свое метро.

Чистоговорки со слогом «Ру»

  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — взяли дети по ведру.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — я банан натру.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — вижу чью-то я нору.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — я боян беру.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — любит мышь свою нору.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — скачет кенгуру.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — ягод наберу.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — конструктор соберу.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — руки, ружья, кенгуру.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — коза нашла кору.
  • Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — начинаем мы игру.

Чистоговорки со слогом «Ры»

  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — на воде живут бобры.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — летят воздушный шары.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — боятся дыма комары.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — купили новые ковры.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — вот стихи для детворы.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — любит Леночка шары.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — не может кошка без игры.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — санки катятся с горы.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — застучали топоры.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — наступил конец игры.
  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — рыба, рынок, рысь, костры.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  • Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
  • Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  • Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
  • Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами

(поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Конспект открытого занятия (старшая логопедическая группа) “Звуки З-Зь. Путешествие на самолёте”.

Шабалина С.В., учитель-логопед.

Цели: 1)Обогащение представлений о транспорте, развитие моторики, речевых

навыков. 2) Закреплять правильное произношение звуков З. — Зь. в речи, развитие

фонематического восприятия.3) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4) Развитие

связной речи: составление сказки по плану – схеме.

Оборудование: зеркала, предметные картинки животных и птиц на звуки “З-Зь”,

паровозик с тремя вагонами, картинки: лес, зоопарк, звуковые символы (квадраты синего,

красного, зеленого цвета); план — схема рассказа, звездолет, человечки космоса, картинки:

изюм, зефир, земляника, роза, буква “З”, пластмассовые пробки синего цвета.

Ход занятия: 1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

2. Речедвигательный тренинг. Физминутка.

3. Объявление темы занятия. Сравнительная характеристика звуков З. — Зь.

— Давайте ещё раз произнесём вместе слова: земля, земляне. Какой первый звук вы

услышали в слове “земля, земляне”? ( Зь.) Посмотрите в зеркало и произнесите звук “Зь”. Как

мы произносим звук “Зь”: губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Расскажем,

какой это звук? Звук “Зь” — согласный, звонкий, мягкий. У него есть братик — звук “З”.

Произнесите звук “З”. Расскажите, какой это звук? Звук “З”- согласный, звонкий, твёрдый.

— Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звуки “З. —

Зь”.

4.Знакомство с буквой “З”. Образование прилагательных.

-Дети, вы сейчас смотрели в зеркало и произносили звуки “З. — Зь”. Как вы думаете,

что находиться за зеркалом? Ответы детей. За зеркалом находится страна “Зазеркалье”.Это

волшебная ,чудесная страна, в которой живут буквы. И одна из них хочет с вами

познакомиться. Угадайте, кто она? Она очень любит завязывать узелки, зашнуровывать

завязочки, закручивать завитушки, смотреть на себя в зеркало. Повторите, что она любит?

Узнали? Это буква “З”. Буква “З”-согласная, её мы будем обозначать синим квадратиком

(показ буквы). Послушайте, какая она по характеру: звонкоголосая, задорная, заботливая,

воздушная, задиристая, задавака, зловредная. Повторите, какая буква “З” ?(ответы детей).

Выкладывание буквы из синих пробок. Давайте поздороваемся с буквой “З”: здравствуйте,

будьте здоровы, будьте любезны, зайдите, пожалуйста.

5.Закрепление звуков “З. – Зь” в словах. Определение позиции звуков в слове.

Самолёт наш снова летит, летит.

В нем мотор гудит- гудит: з-з-з-з-з. (Дети совершают воображаемый полёт, произнося

звук “З”).

Усвоение категории творительного падежа существительных:- Над чем пролетает самолёт?

(выставляются картинки: лес, зоопарк) Самолёт пролетает над лесом, над зоопарком.

-Прибыл поезд для зверей и птиц. (Дети садятся за столы) В поезде поедут животные, в

названии которых есть звуки “З-Зь”. Назовите картинки. (На столах разложены предметные

картинки): зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза, зяблик, поползень,

коза, бизон, змея, фазан. В первом вагоне поедут животные, в названии которых звуки “З-Зь”

находятся в начале слова, во втором — “З-Зь” находятся в середине слова, в третьем — звуки

“З-Зь” находятся в конце слова.

Дети размещают животных по вагонам. Назовите те слова, в которых звук “З” произносится

твёрдо. Назовите слова, в которых звук “З” произносится мягко.

6. Звуковой анализ и синтез слова “Коза”. Деление слова на слоги.

Повторите за мной скороговорку: Идёт коза. Растёт лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза: — Не для меня ли это? (хоровое и индивидуальное произнесение)

Обозначим звуки в слове “коза” квадратиками. Называем звуки, определяем какой это звук:

гласный или согласный и кладём квадратик. Скажите, сколько звуков в слове “ коза”? Сколько

гласных звуков? Какие? Сколько согласных звуков? Какие? Назовите 1,2,3,4 звук в слове.

Сколько слогов?

7.Сочинение сказки с использованием плана — схемы. Жил-был звук “З”. Он отправился

в путешествие на звездолёте к звёздам, а вместе с ним и мы – земляне, дети Земли. Звездолёт

прилетел к Звезде, на которой живут звёздные дети: проказник Зеник, задира Зоник, зазнайка

Зуник, подлиза Зуся, заботливый Зон и злюка Аза. А у нас есть такие дети? Зеник залез в

звездолёт. Что может произойти? Угостим звёздных детей вкусными подарками: изюмом,

зефиром, земляникой. А девочкам подарим розы. Все счастливы и веселы. А Зеник вернулся

домой.

8.Образование сложных слов. Игра в мяч. Везде ходит- вездеход, к звёздам летает-

звездолёт, бензин возит- бензовоз, молоко возит- молоковоз, мусор возит- мусоровоз, лес

возит- лесовоз, цемент возит- цементовоз, звёзды падают- звездопад, воду возит-

водовоз.

Итог занятия: Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Мальчик и козы.

Обезьянка Руза. Автор рассказа — А.И. Максаков. Из книги «Развитие правильной речи ребенка в семье» (Издательство Мозаика – Синтез, 2011).

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Авторы — Е.И. Радина, В.И. Рождественская.

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг

Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.

Картинки для обследования и автоматизации звуков [С], [Сь]

Автор-составитель

Учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Данная подборка картинок поможет логопеду не только обследовать произношение звуков , у ребёнка, но и использовать в дальнейшем — на этапе автоматизации уже поставленного звука .

по данным картинкам:

  • Проговорить все слова и запомнить их (предварительно разбить  все слова на категории – мебель, животные продукты и т.д.) Повторить дважды все слова по порядку, для лучшего запоминания. Закрыть один какой-либо предмет и попросить ребёнка вспомнить, что там нарисовано?
  • Назвать все одушевлённые (неодушевлённые) предметы, съедобные (несъедобные).
  • Посчитать какой-либо предмет до пяти.
  • Назвать все предметы «ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  • Закрыть какую-нибудь картинку, чего не стало? (образование родительного падежа существительных).
  • Придумать, подобрать слово — признак к данному предмету (согласование прилагательного и существительного). Например: Сумка какая? –красивая, красная и т.д. Сок какой? – апельсиновый, сливовый и т.д. Сыр какой – вкусный, свежий и т.д.
  • Подобрать слово с противоположным значением (антонимы). Например: высокая сосна –  низкая.., добрый пёс – злой..; старый мост –  новый..; свежий сыр – залежавшийся, испорченный..; грустные глаза –  весёлые..; большой стул – маленький..; грязная посуда –  чистая…и т.д.
  • Придумать предложение с выбранным словом (рассказ).
  • Какое слово начинается на звук С? (какое заканчивается на этот звук? и т.п.)
  • Какие слова состоят  из 1-2-3 слогов.
  • Выделить последний звук в слове и придумать слово на этот звук.

Картинки на автоматизацию звуков ,  можно скачать по этой ссылке

Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе

Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:

  • подходить возрасту детей;
  • быть разнообразными;
  • быть безопасными;
  • быть доступными для детей и т.д.

Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе

При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени

Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Лапти лыковые,

Лыки липовые.

Лилипуты пили пилюли и лопотали.
Над лугом летели белые лебеди.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Лень не ленится, к лентяю клеится.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
У ежа и ёлки иголки колки.
Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залеть было лень: искала булавку весь день.
Маленький мальчик менял марки на мячик.
Макар да кошка, комар да мошка.
В тину невод закину, с тиной и выну.
Далеко до калитки маленькой улитке.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Елена пельмени любить-любила, да лень пельмени лепить ей было. Лепил Емеля пельмени умело, без лени Елена неделю их ела.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл.
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна — Ляле нравится она.

Автоматизация звука [З] в словосочетаниях

Игра «Посчитай-ка»

Играя в игру, дети автоматизируют звука в словосочетаниях, работают над согласованием существительных и числительных в роде и числе.

Пример: одна ваза, две вазы, три вазы… девять ваз, десять ваз.


Игра для автоматизации звука в словосочетаниях.

Словарь игры: ваза, гвоздь, замок, зонт, змея, коза, кузнечик, медуза, роза, зуб.


Звук игра для автоматизации «Посчитай-ка, дружок»

Словарь игры: зонт, кукуруза, змея, поезд, медуза, стрекоза, коза, динозавр.

Игра «Посчитай-ка» для автоматизации звука в словосочетаниях. Дети считают изображенные на картинках предметы: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Словарь: заколка, зонт, заяц, замок, зуб, изба, Незнайка, поезд, лезвие, экзамен, знак, здание, злодей, знамя, змея, фазан, комбинезон, бизон, музыкант, незабудка.

Звуковые дорожки для автоматизации изолированного звука З

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Скороговорки для детей на звук Р

конкретного ребенкадвухлетний малышдетский садсложный звук

Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.

Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап!
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Грач с горяча осерчал на грача
Проворонила ворона вороненка
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка… (И так до тридцати трёх Егорок.)
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова.
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье.
Бородач боронил бороной борозду
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим.
У репки да редьки корень крепкий
Тридцать три трубача трубят тревогу
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа.
Киска у крыски украла ириску.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Мальчик и козы.

Обезьянка Руза. Автор рассказа — А.И. Максаков. Из книги «Развитие правильной речи ребенка в семье» (Издательство Мозаика – Синтез, 2011).

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Авторы — Е.И. Радина, В.И. Рождественская.

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг

Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.

Стихи для развития речи

Проводя такие занятия самостоятельно, важно помнить, что чадо должно воспринимать все задания как интересную игру. Категорически не следует заставлять его делать упражнения через силу, такая тактика не приведет к ожидаемому результату

Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи.

***

Валенки
В магазине Валеньке Покупают валенки. Маленькие валенки До чего ж милы! Но надела валенки Маленькая Валенька – Оказались валенки На нее малы!

***

Кузнечик
Расскажи, сестра Маринка, Что стрекочет у тропинки? Кто заводит разговорчик? Может, затрещал моторчик? Может, трактор у букашек – Они в травах поле пашут? Может, стража у находки – Страшный жук шумит трещоткой? Может… – Милый человечек, Так скрипит крылом кузнечик..!

***

Спор
Спорил с полем старый бор: «Разве гордость – ширь, простор? Грибов море, ягод горсти – Торопитесь, люди, в гости!» Проворчало горько поле: «Говор трав утихнет вскоре. Снег запорошит просторы – У зимы свои узоры. Вот ручьев проснется хор – Мы весной продолжим спор.»

***

Пропажа
– Кра! – кричит ворона. – Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! – Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи. Жить не можешь без обмана – У тебя ведь нет кармана. – Как?! – Подпрыгнула ворона, И моргнула удивлённо: – Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

***

Рычание львенка
Львенок учится рычать, Очень хочет «Рррр!» сказать. Мордочку свою задрав, Хочет «Рррр!», выходит «Мяв!» Как он стать львом грозным сможет? Мы с тобой ему поможем! Трактор – синий богатырь – Как мотор заводит? – Тррр! Молния сверкает! Гром! Мы его не пустим в дом – Крыша прочная! Нет дыр! Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр! Берег речки. Гладь воды. Слышно катер: «Ды-ды-ды». Вот подходит пассажир – Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!» Львенок маленький старался, Львенок долго упражнялся. Он, как папа, на весь мир Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

***

Ёж
Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!

«Звуковые цепочки»

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Развиваем фонематический слух

Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.

Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно

При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).

Развивать фонематический слух можно, применяя:

  • игры на определение первого звука в слове;
  • игры на определение места звука в слове;
  • наглядность (картинки) в играх;
  • игры на соответствие картинки и слова;
  • на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).

При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:

  • для чего это нужно?
  • какого это цвета?
  • из чего сделано? ит.д.

Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).

Скороговорки для детей с согласными Б-П

главной цельюнегативных эмоций

От топота копыт пыль по полю летит.
Баран буян залез в бурьян.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
У перепела и перепёлки пять перепелят.

Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел.А вот белка не бела, даже белой не была

Пилил Филипп полено из лип, Притупил пилу Филипп.
Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры.
Бобёр побрёл обратно в бор
Белые бараны били в барабаны.
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
Садила баба бобы, а уродились грибы.
Бегал баран по крутым берегам, бодался, толкался, по травке валялся.
Пыхтит, как пышка, наш пухлый Мишка.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

Важные правила:

Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «З»

Напомните ребенку, что звук «З» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Стихи для автоматизации звука «З» с помощью наглядности лучше заучивать в игровой форме и используя наглядность.

Автоматизация звука [З] в словосочетаниях

Игра «Посчитай-ка»

Играя в игру, дети автоматизируют звука в словосочетаниях, работают над согласованием существительных и числительных в роде и числе.

Пример: одна ваза, две вазы, три вазы… девять ваз, десять ваз.

Игра для автоматизации звука в словосочетаниях.

Словарь игры: ваза, гвоздь, замок, зонт, змея, коза, кузнечик, медуза, роза, зуб.

Звук игра для автоматизации «Посчитай-ка, дружок»

Словарь игры: зонт, кукуруза, змея, поезд, медуза, стрекоза, коза, динозавр.

Игра «Посчитай-ка» для автоматизации звука в словосочетаниях. Дети считают изображенные на картинках предметы: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Словарь: заколка, зонт, заяц, замок, зуб, изба, Незнайка, поезд, лезвие, экзамен, знак, здание, злодей, знамя, змея, фазан, комбинезон, бизон, музыкант, незабудка.

Скороговорки для детей со звуками З-С

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню в лоб, с санок все в сугроб.
Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Семь суток старалась, семь суток спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
У киски в миске рис и сосиски
Сидел воробей на сосне, заснул воробей и свалился во сне.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
Сенокос, сенокос — луг остался без волос.
На острую косу много покосу. Был бы покос, да настал мороз.
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит. В том саду живёт садовник, он за сливами следит.
На скамейку мама села, справа Сева, Слава слева.
Смотрит Света сквозь стекло, солнце светит — всем светло.
Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон.
Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть
Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
Три козы среди лозы схоронились от грозы. Вот и кончилась гроза. Козы здесь, а где лоза?

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц
), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2.
Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З
, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: