Автоматизация звука [р] в словах

Когда обращаться к логопеду?

Бывают ситуации, когда ребенок не может одолеть рычащий звук, или же произносит своеобразно и не совсем правильно (Например, в словах произносит Р вместо Л и наоборот). Тогда не лишним будет посетить логопеда, который подскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р правильно.

Одна из главных задач логопеда — выявлять причину, по которой сложная буква осталась неосвоенной. Зачастую скрытые факторы остаются незамеченными для родителей, отчего правильное произношение оттягивается на неопределенный срок.

В случае, если ребенок долгое время не выговаривает букву Р, произносит ее только в некоторых словах или выпускает ее на окончаниях, если он заменяет эту букву другой или произносит звук Р гортанно, тогда пора собираться к логопеду. Бывают ситуации, когда слабо развитое дыхание или артикуляционный аппарат мешают правильному произношению.

Своевременное обращение за помощью к специалисту поможет подобрать индивидуальные упражнения, которые ускорят правильное произношение рычащего звука. Также логопед сможет установить наличие или отсутствие патологических отклонений, которые обязательно должны быть выявлены на начальной стадии

Поэтому очень важно не отпускать ситуацию с неправильным произношением на самотек и, если ребенок в 6 лет так и не умеет правильно выговаривать букву Р, обязательно нужно посетить логопеда

Но патологические сложности бывают редко и зачастую ребенку не дает произносить букву Р простая неопытность артикуляционного аппарата. Немного усилий и веры помогут решить эту проблему.

Мимическая гимнастика

Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.

«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.

«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.

Упражнения на расслабление губ:

  • широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
  • ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
  • движения сомкнутыми губами по кругу.

«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.

Как способствовать развитию речи у детей

С первых месяцев регулярно воспроизводите ребёнку звуки животных и не забывайте о детских песенках. Это отлично развивает фонематический слух. Полноценное речевое развитие невозможно без грамотной и правильной речи его родителей. Каждый малыш всегда повторяет, в первую очередь, за папой и мамой. И это важнейший повод не допускать умышленно искажённой речи в виде сюсюканья. Методом подражания дети осваивают не только конкретные звуки, но и определённую стилистику речи.

 Ни при каких обстоятельствах не начинайте ребёнка дразнить, даже если он не выговаривает половину алфавита.  

Сочиняйте интересные истории и диалоги между игрушками с самого раннего возраста, и ребёнок научится без труда правильно строить предложения. Регулярно читайте вслух детские книжки. Малыш усвоит не только новые для него слова и правильное звукопроизношение, но и научится понимать общую речевую структуру. И в любом случае никогда не забывайте о том, что он самый лучший, и всё у него обязательно получится. alt: Упражнения для речевого слуха

Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда

Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:

  1. Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
  2. Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
  3. Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно

Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:

  • Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
  • Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
  • После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках

Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».

Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.

Автоматизация звука «Р» в слогах

После того как ребёнок научился правильно и отчётливо произносить изолированный Р, звук необходимо закрепить (автоматизировать) сначала в различных слогах. Автоматизация по-прежнему должна проходить в непринуждённой игровой форме, продолжаться не более 15 минут, если возраст малыша до 5 лет и не более получаса, если ребёнку 5 или 6 лет.

Закреплять поставленный звук правильнее всего с открытого слога. Это сочетание согласный+гласный. Для этого хорошо подходит игра «Эхо»: логопед называет серию открытых слогов рра-рро-рру, рра-рро-рры, а ребёнок их повторяет. Вначале Р должен звучать у малыша раскатисто, а после можно поставить акцент на более непринуждённом произношении. Чередовать гласные в этом случае можно в любых вариациях, но пока не затрагивая «ю», «я», «е» и «и».

Ещё одна лёгкая и полезная игра «Продолжи словечко»: ребёнку называют коротенькие предложения со словами, в которых присутствует Р в открытом слоге. Например – Ты приехал на мет-… (ро). У Наташи есть сест-… (ра). Мы купили синие и жёлтые воздушные ша.. (ры) и т.д.

По такому же принципу через 2-3 занятия начинается работа над закрытыми слогами. Во время игры «Эхо» малыш повторяет уже слоги арр, орр, урр и эрр, ырр, арр. Не спеша можно подключать гласные «и» и «е»; арр-орр-ирр, урр-ирр-ерр.

В игре «Продолжи словечко» ребёнку предлагается закончить уже такие слова: Сегодня дует сильный ве-… (тер). На нашем перекрёстке новый свето..(фор). Папа смотрит телеви-… (зор).

И только в последнюю очередь можно переходить к слогам со стечением согласных. Для повторения ребёнку можно предлагать как отдельные слоги, так и коротенькие рифмованные чистоговорки:

Дро-дро-дро – уволок медведь ведро.

Тра-тра-тра – мы гуляли до утра.

Тры-тры-тры – белки хитры и быстры.

Способы постановки звука Р

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)

Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда   аддд   аддда
ддды   ыддд   ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .

Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова

21. Игра «Найди-ка и определи-ка»

Назови игрушки, в названии которых есть звук .Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.

22. Игра «Помоги роботу Вини»

Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком . Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.

Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается

Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр.

23. Игра «Четвертый лишний»

Назови предметы, чётко проговаривая звук . Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука .

Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается

Словарь игры «Четвёртый лишний» для  автоматизации звука в словах:

1.  Трава, трап, трамвай, чайник (лишнее слово чайник).2. Трамплин, трасса, трубач, пуговицы (лишнее слово пуговицы).3. Камыш, гетры,  костры, завтрак. (лишнее слово камыш).4. Патрон, матрас, матросы, ящик (лишнее слово ящик).5. Дрозд, сапоги, пудра, друзья (лишнее слово сапоги).6. Ведро, ножницы, ядро, дрова (лишнее слово ножницы).

24. Игра «Найди картинку»

Определи место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

Словарь игры «Найди картинку» для  автоматизации звука в словах:

1. Найди картинку, в которой звук в начале слова. Помидор, радуга, гора, комар, крыша, краски (ответ: радуга).2. Найди картинку, в которой звук в середине слова. Костёр, перо, ружьё, ракета, ракушка, раковина (ответ: перо).3. Найди картинку, в которой звук находится в конце слова. Труба, сорока, рожок, гармошка, забор, куртка (ответ: забор).

4. Найди картинку, в которой звук находится в начале слова. Светофор, ведро, арбуз, рыбак, карандаш, повар  (ответ: рыбак).

5. Найди картинку, название которой заканчивается на звук . Фартук, коробка, сыр, куртка, термос, тетрадь (ответ: сыр).6. Найди картинку, в которой звук находится в середине слова. Ролики, самовар, бобр, барабан, роза, робот (ответ: барабан).

25. Игра «Самолёт»

Управляя самолётом возьми картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.

26. Игра «Лабиринт»

Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.

27. Игра «Викторина»

Подбери предметы по признаку. Не забывай  четко и правильно произносить звук .

Словарь: роза — ромашка, гранат — груша, горох — морковь, крыжовник — смородина, труба — гитара, комар — муравей, рубашка — куртка, сковорода — самовар, зебра — крот, страус — воробей.

Слова со звуком «Р» со стечением согласных

Звук «Р» в середине слова (в слогах «Бр», «Вр», «Гр», «Кр», «Пр», «Фр», «Хр» под ударением и без)

  • «Бра»: бра́ть, брани́ть, шва́бра, бра́, ко́бра, обрасти́, зе́бра, бра́тья, образе́ц, бра́т, о́браз, бра́во, бра́тик, бра́к, бра́сс, брава́да, обра́тно, бра́тец, бра́нь, брасле́т, а́лгебра, бра́вый
  • «Бро»: бро́шь, бро́вка, бро́вь, броса́ть, вбро́сить, бро́д, добро́, броди́ть, бросо́к, бро́сить, бродя́га, бро́ви, бронхи́т, брова́стый, бро́нза, вбро́д, бро́ский, бро́шка, бро́вный, набро́сок, броня́
  • «Бру»: бру́с, бру́сья, обру́шить, брусо́к, обруга́ть, обручи́ть, брусни́ка
  • «Бры»: брызгови́к, бры́знуть, брыка́ться, брыкли́вый, бры́зганье, жа́бры, бры́зги, бры́зжущий, до́брый, брызгу́н, обры́в, брыку́нья, зу́бры, брызгу́нья, бры́згать, брызготня́, брыкну́ть, бры́сь, бры́нза, обры́ть, бры́згалка
  • «Вра»: вра́ть, вразуми́ть, вразно́с, вразла́д, вразве́с, вразва́лочку, вра́ки, вразнобо́й, врастя́жку, враска́чку, вра́ч, вражда́, вра́з, вразва́лку, врачи́ха, врассы́пку, враще́ние, вра́жеский, враща́ть, враста́ние, враждова́ть, враспло́х, вражде́бный, враста́ть, вразма́шку, вразлёт, враньё, овра́жек, врасти́, врата́, овра́г, вра́г, вразма́х
  • «Вро»: вро́ссыпь, вро́вень, вро́де, вро́знь, вро́зь
  • «Вру»: вру́ша, вру́н, вручи́ть, вручну́ю, вру́шка, вру́нья
  • «Вры»: ла́вры, врыва́ть, врыва́ться, ковры́
  • «Гра»: гра́фик, грамоте́й, гра́ф, награ́да, гра́дус, огра́дка, игра́ть, грамма́тика, графи́ня, гра́фика, огра́нка, гра́вий, гра́дусник, гра́мота, графи́н, градие́нт, гра́д, гранёный, гра́динка, гра́ч, фото́граф, грабёж, фотогра́фия, авто́граф, грани́ца, графа́, гра́мм, грана́та, огра́да, гра́нь, гра́бли, гра́бить, игра́, гра́мотка
  • «Гро»: гро́хот, агроно́м, грози́ть, гроши́, багро́вый, погро́м, гро́т, угрожа́ть, гро́ш, гро́зный, грохота́ть, гро́м, огро́мный, гро́мко, гроза́, гро́здь
  • «Гру»: гру́ппа, гру́ша, грузови́к, гру́сть, гру́з, вы́грузка, гру́да, грузи́н, подгру́зка, гру́здь, гру́зный, грузово́й, игру́нья, гру́нт, грудно́й, грузи́ть, гру́бый, гру́дка, гру́стный, игру́шка, гру́зчик, нагрузи́ть, грубе́ть, гру́зка, гру́дь
  • «Гры»: гры́зть, грызу́н, гры́жа, изгрыза́ть, багры́
  • «Кра»: кра́ги, кра́х, кра́йне, кра́сть, кра́ска, кра́йний, кра́ешек, икра́, кра́н, краси́вый, краю́ха, кра́ше, кра́жа, окра́ина, краеве́д, краса́вица, краса́, и́скра, экра́н, окра́ска, кра́б, кра́сный, кра́чка, окра́с, кра́ник, кра́й, крапи́ва, краево́й
  • «Кро»: вы́кройка, крова́ть, кро́вля, укроща́ть, кроке́т, кро́шка, укро́пчик, кро́мка, микро́б, кро́т, укроти́ть, кро́на, кро́лик, окро́шка, кро́кус, кро́ме, крои́ть, кро́ткий, кро́вь, акроба́т, укро́мный, кро́йка, кроссо́вки, укро́пный, укро́п
  • «Кру»: кру́жево, кручи́на, кру́г, кружи́ть, кру́жка, круго́м, кру́пный, кружо́к, круши́ть, вокру́г, крути́ть, крупи́ца, вкрути́ть, кру́пка, круи́з, кругля́к, крупа́, закру́тка, кругля́ш, круто́й, кру́глый
  • «Кры»: скры́ть, закры́ть, кры́ть, вскрыва́ть, мо́крый, крыло́, кры́тый, вскры́ть, открыва́ть, кры́шка, крыжо́вник, укры́ться, кры́нка, скры́тый, кры́са, накры́ть, закрыва́ть, крыльцо́, кры́ша, кры́сий, крымча́к, укры́ть
  • «Пра»: пра́во, пра́дед, напра́во, пра́ктика, пра́вка, пра́вильно, праве́е, опра́ва, пра́вда, пра́вый, пра́чка, пра́здник, напра́сный, пра́жец, напра́вить
  • «Про»: непроходи́мый, напрока́т, напроло́м, непрогля́дный, непро́шенный, про́сит, на́прочь, про́со, вопро́с, напро́тив, проучи́ть, про́ба, просту́да, прока́зник, про́бка, пробе́л, про́чь, про́за, пробе́г, прохо́д, пробо́й, упро́чить, проду́кты, про́вод, упроси́ть, про́пись, шпро́тный, проём, прогу́лка, простыня́, про́шлое, упроща́ть, прогну́ться, шпро́тина, прова́л, про́сьба, про́шлый
  • «Пру»: пру́тик, пружи́на, пру́дик, пру́т, прудо́к, пру́д, отопру́, подопру́
  • «Пры»: пры́ганье, пры́гать, прыжо́к, пры́ть, прыгу́нья, пры́гнуть, пры́щик, пры́галка, пры́щ, допры́гать, пры́ткий, прыгу́н, пры́г
  • «Фра»: Фра́нция, фра́нк, францу́зский, фра́за, фрагме́нт, фра́к, фра́нт, францу́з, фра́нтик, фраму́га, ци́фра
  • «Фро»: фро́ся, фро́нт
  • «Фру»: фру́кт, фрукто́вый, фрукто́за
  • «Хра»: хране́ние, храпе́ние, храни́ть, храпе́ть, охраня́ть, охра́на, храпу́н
  • «Хро»: хро́ника, хро́м, хромо́й, махро́вый, хрома́я, хрома́ть
  • «Хру»: хру́ст, хру́пкий
  • «Хры»: вихры́

Упражнения для улучшения речевого слуха

Игра «Лишнее слово». Логопед называет ребёнку несколько одинаковых слов и среди них одно, которое отличается по звучанию. Задача ребёнка на лишнем слове хлопнуть в ладоши либо топнуть ногой. Например, рыжик-рыжик-пыжик-рыжик, рычит-рычит-рычит-мычит, ром-ром-дом-ром, работа-работа-забота-работа, кошка-кошка-кошка-корка и т.п.

То же самое, но со слогами: ра-ра-ра-па, ро-ро-ло-ро, ры-ры-бы-ры и т.д.

Игра «Накормим вкусно зайку». Перед ребёнком – игрушечный заяц и набор картинок с изображениями продуктов. Зайчику нужно предложить всё съедобное, в названии чего есть звук Р. Примерный набор иллюстрированных карточек: морковь, виноград, хлеб, тортик, помидор, капуста, яблоко, груша.

Игра с мячиком, в процессе которой ребёнок ловит мяч, если логопед называет слово со звуком Р и отбрасывает его, если Р в слове отсутствует.

Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы

Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.

  1. Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
  2. До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
  3. К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
  4. К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
  5. А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».

Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.

Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:

  • упражняют артикуляцию звуков;
  • помогают освоить правильную речь;
  • исправляют ошибки;
  • устраняют косноязычие;
  • развивают слух и фонетическое запоминание.

Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.

Для чего нужны скороговорки

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Приготовила актриса

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята — добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка — сестра Маришки.

Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Способы постановки звука

Постановка всегда звука происходит при достаточно строгой последовательности, без соблюдения которой эффективность может оказаться сомнительной, а конечного результата придётся ждать ещё долго. В связи с этим поэтапность профессиональной логопедической работы состоит из:

  1. развития и тренировки фонематического восприятия звука;
  2. дыхательной гимнастики;
  3. артикуляционной гимнастики;
  4. непосредственно постановки звука;
  5. автоматизации и дифференциации звука при произношении.

Логопедические упражнения на звук «Р»

Чтобы добиться от малыша правильной артикуляции Р, необходимы два вида подготовительных упражнений. Первый вид помогает развить необходимую подвижность языка, осознать его правильное положение и получить Р фрикативный – артикуляция та же, что и при полноценном Р, но пока без вибрации. А второй вид упражнений уже полностью направлен на выработку характерной вибрации.

К первому виду относятся следующие упражнения:

«Чистим зубки» – кончиком языка ребёнок тщательно чистит сначала верхние зубы изнутри и снаружи, а затем – нижние.

«Белим потолок» – кончиком языка ребёнок делает движения по нёбу вперёд-назад.

«Качели» – рот приоткрыт, кончиком язычка малыш ритмично старается максимально дотянуться сначала к носу, а затем – к подбородку.

«Весёлые часики» – острый язычок делает быстрые движения от левого уголка рта к правому и наоборот.

«Грибочек» – рот широко открыт, губы – в улыбке, кончик языка плотно присасывается в нёбу и удерживается в течение нескольких секунд. Упражнение требует 5-10 повторов.

«Гармошка» – положение языка то же самое, что и при упражнении «Грибок», с той разницей, что ребёнок, без отрыва язычка от нёба, максимально широко открывает и закрывает рот.

Постановка от звука Ж – упражнение эффективно, если Ж у малыша отчётливый и чистый. Ребёнок с усилием произносит длительный Ж, одновременно отодвигая язык назад, вглубь рта. Если всё идёт правильно, вскоре можно услышать короткий Р.

«Лошадка» – ребёнок озвучивает цоканье лошадки полностью расслабленным языком.

Упражнения для развития вибрации:

«Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка крепко упирается во внутреннюю сторону верхних зубов. Ребёнок громко и максимально отчётливо на выдохе повторяет многократное д-д-д-д-д, не закрывая при этом рот. Необходимо контролировать, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась полностью неподвижной.

По аналогичному принципу, не меняя исходного положения губ и языка, к звуку д поочерёдно добавляем гласные: д-д-дда, д-д-дда, д-д-ддо, д-д-дду.

Постановка механическим методом

Для постановки звука таким способом понадобится логопедический зонд Шарик. Некоторые успешно его заменяют маленькими ложками, терапевтическим шпателем, всевозможными закруглёнными палочками и даже используют палец: собственный или палец ребёнка. Разумеется, в этом случае руки должны быть безупречно вымыты.

Язык ребёнка плотно прижат к внутренней стороне верхних зубов, и малыш произносит длительно з-з-з-з-з, одновременно перемещая язык назад к твёрдому нёбу. В это время по центру языка размещается зонд или его заменитель, и логопед делает быстрые движениям зондом из стороны в сторону, таким образом вызывая вибрацию.

В качестве других опорных звуков по аналогии можно использовать Д: на выдохе с достаточно приоткрытым ртом ребёнок многократно повторяет д-д-д-д-д-д, в то время как логопед зондом или пальцем совершает очень быстрые колебательные движения языка в разные стороны.

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

Автоматизация скороговорки на «Р»

Перед тем, как проговаривать скороговорку на букву «Р», нужно запомнить правила.

  • Сначала ее лучше проговаривать медленно, усваивая комбинации звука и четко произнося каждый из них. Если вы учите скороговорку на «Р» с ребенком, этап обучения такой же. Каждое слово произносится отдельно: четко и медленно.
  • Не стоит ожидать, что малыш сразу повторит фразу. Не злитесь, если он говорит несколько иначе, чем требуется.
  • Занятие длится максимум десять минут.
  • А вот повторять занятие можно сколько угодно.
  • Кроме говорения скороговорки с «Р», ее напевают или нашептывают. Также полезно говорить с разным тембром голоса, скоростью, интонацией и так далее. Главное, чтобы каждый звук произносился четко. Это должно контролироваться.
  • Когда в четкости сомнений нет, проговаривают скороговорку с буквой «Р» как можно быстрее.
  • Перед заучиванием скороговорки на «Р», желательно провести логопедическую гимнастику для разогрева и укрепления органов артикуляции.

Постановка звука Р поэтапно

Упражнения для губ

  • «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
    1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
    2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
  • «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук : «д-д-д». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами

Произносить звуки или (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: