Признаки возможного нарушения слуха
Конец 1-го месяца
В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений; не вздрагивает, не моргает.
Конец 2-го месяца
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).
Конец 3-го месяца
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; не реагирует на музыкальные игрушки.
Конец 5-го месяца
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Конец 6-го месяца
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
Конец 7-го месяца
Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
Конец 8-го месяца
Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет.
Конец 9-го месяца
Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор».
Конец 10-го месяца и 11-й месяц
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12-го месяца и старше
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки и односложные слова
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не понимает простые обращения. Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить.
Необходимо обратиться к врачу-сурдологу, если:
- Вы заметили у вашего малыша признаки снижения слуха, описанные выше;
- Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
- Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
- Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости. Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей.
В настоящее время этот аппарат есть во многих детских поликлиниках. Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, учиться в обычной школе и получить профессиональное образование.
Занятия дефектолога с детьми с ЗПР
В настоящее время число детей, страдающих ЗПР, увеличивается. Необъяснимо, но мальчиков с таким диагнозом встречается больше, чем девочек. Чем раньше родители приведут ребенка на прием, будет поставлен диагноз и начнется лечение, занятия, тем больше вероятность успеха. Зачастую врачи назначают медикаментозное лечение, родители должны быть уверены, что оно поможет и не бояться этого. Врач даст совет заниматься с ребенком лично родителям, а не заменять это общение гаджетами. Удобнее ведь дать смартфон и успокоиться.
Важно! Нельзя упускать развитие личности ребенка с момента его рождения!
Часто специалисты советуют убрать множество игрушек из детской комнаты. И оставить самые полезные и любимые. В этой ситуации ребенку нужно помочь развить мелкую моторику.
Сюда входят:
- упражнения с лепкой из пластилина;
- вырезание простых фигур из бумаги;
- собирание мозаики, пазлов;
- отвинчивание крышек;
- игра с пуговицами.
Дефектолог поможет обязательно
Все должно происходить под присмотром родителей. И только после того, как начнет развиваться моторика, за ней потянется и развитие речи.
Постановка звука «Л» — самостоятельно и с логопедом
Кто такой дефектолог, и чем он может помочь?
Специалиста, который занимается обучением, воспитанием, социализацией детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии, называют дефектологом. В детских дошкольных учреждениях есть дефектолог. Он занимается обследованием детей с целью выяснить степень познавательной и социальной активности ребенка, сформированности речи, помогает родителям организовать необходимую помощь и сам индивидуально проводит занятия групповые и индивидуальные. Его задача — скорректировать те отклонения, которые выявлены, и помочь ребенку справиться с ними, разговорить его.
Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР направлены на повышение его познавательной активности, развитие основных психических процессов. Он строит свою деятельность с малышом таким образом, чтобы в работе были задействованы и память, и мышление, и воображение, и любознательность. Подбирает специальные игры для развития функций мелкой моторики, проводит занятия и дает рекомендации родителям.
На что нужно обратить внимание
Когда стоит начинать бить тревогу? Итак, это необходимо в случаях, если:
- Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.
- К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.
- В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.
- Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов. Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.
- Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость).
- Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.
Трудности с движением
При нормальном развитии ребенок постоянно двигается, прыгает, бегает, требует внимания. И это правильно — энергия требует выхода. Затем ребенок устает и садиться играть в спокойные игры. Со временем он учиться самостоятельности и нормам поведения (нельзя кричать в общественных местах, переворачивать мебель, отвлекать взрослых, если они очень сильно заняты и т. д.).
Требуется помощь специалиста, если:
- ребенок без прерывно двигается, не испытывает усталости. Не спит днем, а когда ложиться спать ночью — устраивает скандалы и истерики
- тело ребенка находиться в постоянном движении, не может усидеть на месте. Ребенок всё время машет руками, ногами. Попытки усадить, занять спокойными играми оборачиваются очередным скандалом.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.
Основные причины недоразвития речи:
- токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания; - родовая травма;
- асфиксия в родах;
- имеются нарушения или отсутствие слуха;
- нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
- наследственная предрасположенность;
- органическое недоразвитие ЦНС;
- педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
- неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
разговаривают.
Не понимает инструкции. Отказывается ее выполнять
Ребенок не всегда слушается родителей. Особенно это заметно в 2,5-3 года. Ребенок переживает кризис — это норма. Он может капризничать, потому что не может справиться с эмоциями; «показывает характер», вредничает, делает все наоборот
Но с ним всегда можно договориться, переключить его внимание на другие предметы, окружающий мир, т. д. Ребенок научиться справляться со своими эмоциями и капризы пройдут
Помощь потребуется если:
- ребенок длительное время не понимает слово «нельзя», закатывая истерики при этом
- видите агрессивное поведение на любые попытки воспитания
- ребенок на просьбу выполнить задание или инструкцию — убегает, прячется в угол, начинает хулиганить, баловаться, закатывает истерику.
Развитие речи детей 4-7 лет
ПредисловиеСЕНТЯБРЬ
- 1-я неделяОвощи
- 2-я неделяФрукты
- 3-я неделяСад-огород
- 4-я неделяОткуда хлеб пришел
ОКТЯБРЬ
- 1-я неделяДеревья
- 2-я неделяГрибы
- 3-я и 4-неделяОсень
НОЯБРЬ
- 1-я и 2-я неделяДикие животные наших лесов и подготовка их к зиме
- 3-я и 4-я неделяДомашние животные
ДЕКАБРЬ
- 1-я и 2-я неделяДомашние птицы
- 3-я и 4-я неделяНовый год. Елочные игрушки
ЯНВАРЬ
- 1-я неделяРождество
- 2-я неделяЗимние забавы
- 3-я неделяЗимующие птицы
- 4-я неделяЗима (обобщение)
ФЕВРАЛЬ
- 1-я неделяПосуда
- 2-я неделяТранспорт. ПДД
- 3-я неделяДень защитника Отечества
- 4-я неделяМоя семья
МАРТ
- 1-я неделяВосьмое марта — мамин праздник
- 2-я неделяПрофессии
- 3-я и 4-я неделяПерелетные
птицы
АПРЕЛЬ
- 1-я неделяРанняя весна
- 2-я неделяДень космонавтики
- 3-я неделяПасха
- 4-я неделяМебель
МАЙ
- 1-я неделяПовторение
- 2-я неделяДень Победы
- 3-я неделяВесна. Первоцветы
- 4-я неделяНасекомые
ИЮНЬ
- 1-я неделяВесна (обобщение)2-я неделяДомашнее задание на лето
Причины и механизмы нарушения
Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:
- Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
- Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию. Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала.
Биологические причины:
- Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
- Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
- Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
- Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
- Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.
Классификация нарушений
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:
Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании
Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.
Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития
Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.
В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.
Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.
Как правильно формировать речь ребенка
Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете
Разговаривайте с ним в течение всего дня;
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
Ставьте малышу детские песенки и сказки;
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями
Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!;
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.
Нормы развития
Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.
По данным современных психологов, в полтора года дети должны:
- активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
- играть в «ладушки»;
- уметь зажимать кулачок;
- хлопать в ладоши, если что-то получилось;
- играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
- повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
- понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
- откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
- заниматься одним делом не более 10 минут;
- указывать на предмет, который вызвал интерес;
- надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
- совершать ритмичные движения под музыку;
- копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
- плакать, если происходящее его не устраивает;
- бросать предметы и радоваться этому.
Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.
К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.
Мой ребенок начал заикаться
Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2—3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи. Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называют первичным, если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев.
При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления — нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация). В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний.
Врачом — невропатологом назначается медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов. В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере)
Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи — жесты, рисование картинок
Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь — плавной. Следуйте рекомендациям специалистов, которые проводят систематическое консультирование ребенка.
Принципы развития речи
Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня. Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:
Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:
- Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
- Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
- Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
- Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
- Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
- Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).
Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи
Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.
Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:
-
Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
внутриутробного периода. -
Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
формирование собственных высказываний. -
Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко. -
Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
ребёнка развиты нормально. -
Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
медленнее. -
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
освоения чтения и письма. -
Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.
Возможно ли присутствие родителей на занятиях?
Да, возможно. Особенно это касается детей от 3 до 5 лет. Именно таким малышам бывает труднее всего расстаться с мамой. Родитель может не присутствовать на занятиях когда станет понятно, что ребенок безболезненно и с удовольствием остается с педагогом.
Но мы не приветствуем постоянное присутствие родителей на занятиях, особенно если родители начинают вмешиваться в ход занятия без согласования с педагогом. Как показывает наш опыт, постоянное присутствие родителей в том случае, когда ребенок уже адаптировался к новой обстановке, не только не помогает, но и мешает процессу обучения.
Развитие речи и психических функций ребёнка в норме
Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.
1 месяц:
- Задерживает взгляд на ярких предметах
- Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
- Улыбается, когда родитель что-то говорит ему
2 месяца:
- Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
- Поворачивается в сторону звука
- Издаёт гортанные звуки
3 месяца:
- Поворачивается в сторону разговаривающего человека
- Гулит
В этом возрасте должен быть комплекс оживления.
4 месяца:
- Узнаёт маму, радуется, когда её видит
- Смеётся при общении со взрослыми
5 месяцев:
- Определяет своих и чужих
- Различает ласковый и строгий тон
- Долго и певуче гулит
6 месяцев:
- Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
- Произносит отдельные слоги
7 месяцев:
- Лепечет, произносит слоги
- На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет
8 месяцев:
- Произносит слоги громко и чётко
- Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
- Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)
9 месяцев:
- «Пляшет», слыша музыку
- Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
- Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
- Знает своё имя
10 месяцев:
- По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
- Повторяет новые слоги за взрослым
- Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»
11 месяцев:
- Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
- Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
- Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)
12 месяцев:
- Выполняет знакомые действия, когда играет
- Произносит около 10 простых слов
- Повторяет за взрослым новые слова
- Выполняет простые инструкции
- Знает, что такое «нельзя»
1 год-1 год и 3 месяца:
- При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
- Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу
1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:
- Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
- При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
- Использует указательный жест
- Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни
1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев
- Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
- Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
- Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)
1 год и 10 месяцев-2 года
- Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
- Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
- Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия
2 года-2 года и 6 месяцев:
- Фразовая речь (3 и более слов)
- Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
- По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета
2 года 7 месяцев-3 года
- Употребляет сложные придаточные предложения
- Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
- Знает и называет 4 цвета
Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.