Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде
У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак
Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Татарская национальная одежда
Национальный костюм народа, пожалуй, важен, как и герб, и гимн, и язык. Он идентифицирует человека с конкретной народностью, дает возможность обрисовать национальные черты и особенности. С помощью национальных нарядов, зная их тонкости, легко можно определить принадлежность к той или иной народности.
В становлении национального костюма всегда играют роль климатические условия проживания народа, моральные принципы и устои, особенности экономической политики государства. Костюмы совершенствовались, менялись, впитывая в себя новизну и традиции.
Татарский народный костюм совсем не исключение, он прошел длинный путь своего становления и развития.
Национальная одежда татар олицетворяет народное прикладное творчество, которое состоит из изготовления материалов, головных уборов с многогранным орнаментом, тонких ювелирных украшений, а также изготовления разнообразной обуви.
Особенности татарской мужской одежды
Ансамбль национальной одежды татарского народа одновременно сложен и гармоничен, все элементы татарской одежды, бесспорно, сочетаются друг с другом по фактуре, цветовой гамме и силуэту. Верхняя одежда должна быть обязательно приталенной на спине, на рубаху надевается камзол без рукавов.
Сверху камзола мужчины надевали свободный халат с воротом, подпоясывая кушаком. В стужу носили чикмены и бушметы, а также дубленки и шубы. Тюбетейка – неотъемлемый элемент национальной одежды татарского народа. Мужчины носили тюбетейку, состоящую из четырех клиньев, которая имела форму полусферы или конуса, обрезанного на конце.
Тюбетейку декорировали вышивкой, зимой мужчины носили меховые шапки.
Женский национальный татарский народный костюм
Женский народный костюм ярче выражает особенности татарской культуры. Общий силуэт притален, имеет трапециевидную форму, низ камзола декорирован бахромой или мехом.
В отделке костюма в изобилии используют драгоценности и разнообразные украшения, а также вышивку и богатые, насыщенные цвета.
Мех всегда у татар был в цене, и татарки из знатных семей успешно применяли его в отделке своих костюмов.
Головной убор женщины говорил о ее семейном и общественном положении, незамужние девушки надевали светлые тканевые калфаки. Замужние татарки должны были покрывать голову, пряча от чужого глаза волосы, с помощью шалей и платков. На лоб и височную зону надевали спадающие украшения, полоски, расшитые бусами.
В современном стиле
В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.
У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток. |
Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.
Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.
Особенности и разновидности татарского национального костюма
Основу традиционного женского костюма татар составляет нижняя и верхняя одежда. Нижняя одежда включает три главных элемента – рубашку («кулмэк»), нагрудник («кукрэкча») и штаны («ыштан»).
Рубаха могла служить и нательной одеждой, и платьем. Как правило, она имела туникообразный крой и длину до самых щиколоток. В середине 19 века сформировалось три вида рубах в татарском женском костюме – с цельнокроеной основой, с укороченной основой и пришитым к ней подолом и с отрезной конструкцией из остова, широкого подола и отдельно пришитого волана. Женские рубахи выполнялись из домотканого полотна или покупных тканей и украшались разноцветными шелковыми и атласными лентами, кружевами, тесьмой, кистями и вышивкой.
Нагрудник представляет собой важный элемент народного татарского костюма в виде куска мягкой ткани прямоугольной или трапецевидной формы. Он прикреплялся при помощи одной или нескольких лямок-тесемок, пришитых к основанию материала, на шее или спине и надевался под рубаху. Такой своеобразный старинный аналог современного бюстгальтера. Наличие нагрудника в традиционном женском татарском костюме объясняется его историческим предназначением – скрыть слишком глубокий вырез рубахи и спрятать грудь кормящей женщины от недоброго взгляда. Он также украшался вышивкой, которая в древние времена имела не только декоративное, но и защитно-сакральной значение.
Еще одним неотъемлемым элементом нижней одежды татарки являлись широкие штаны, сшитые по типу мужского кроя, из двух штанин, без боковых швов с прямоугольной вставкой или клиньями между ними, обычно из однотонной, темно-красной или синей ткани.
Верхняя одежда в народном костюме татар подразделялась на домашнюю и выходную. Среди домашних видов наибольшее распространение получили камзолы. Их шили очень длиннополыми или короткими до бедер, с рукавами или без них, с высокими бортами или глубоким вырезом, с запахом или без него. Края бортов, подола и проймы рукавов камзолов украшали полосками позумента, галуна, птичьими перьями или мехом, а саму ткань расшивали узорами из золотых и серебряных нитей, аппликациями и монетами.
Современную женскую одежду можно подобрать на WildBerries https://www.wildberries.ru/catalog/zhenshchinam/odezhda/verhnyaya-odezhda.
Выходная верхняя одежда в женском комплекте встречалась таких видов:
- «жилен» — удлиненный наряд с длинным рукавом из плиса, бархата или кашемира ярких расцветок;
- «чоба» — одежда из льняных тканей без подклада и без ворота, с треугольным вырезом;
- «бешмет» — демисезонный и зимний элемент гардероба из хлопчатобумажной или шелковой ткани на вате;
- «тун» — расклешенная шуба из овчины или лисьего меха ниже колен с длинными рукавами и застежкой на кожаных пуговицах или крючках.
Современный татарский национальный костюм чаще всего представляет собой закрытое платье А-силуэта с широкими рукавами, украшенными воланами и воротником-стойкой. Рубашка и камзол встречаются гораздо реже. Головной убор почти не изменился. Применяется народный костюм в настоящее время в случаях традиционных национальных праздников и обрядов, для народных танцев. Расцветки используются яркие и разнообразные, с большим количеством вышивки.
Татарский мужской национальный костюм. Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Гендерные разновидности
Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.
Женский
Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.
Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.
Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.
В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.
Детский
Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:
Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами
Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги. В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава
Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
Мужской
Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.
- Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
- Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей. |
Описание
Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.
Цвета и оттенки
Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.
В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.
У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.
В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.
Ткань и орнаменты
Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.
Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче. |
Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:
- Степные (маки, незабудки, гвоздики).
- Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
- Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).
Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).
Элементы
По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.
Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.
Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке
Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.
Крой и декоративные швы
Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.
Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:
- Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
- Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
- Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.
Практичная рубаха
Рубаха татарских женщин была нательной одеждой и платьем. В более раннем комплексе нижняя рубаха не носилась, что характерно было для многих народов, однако, впоследствии, особенно в городах, все-таки уже надевали. М. Невзоров в «Путешествие в Казань в 1800 году», отмечал: «Женщины богатые носят также по два платья: нижнее со сборами на груди, вышитое и застегнутое; верхнее из простых шелковых материй, из тонкого сукна, а иногда из дорогих парчей».
Всего, у татар было два типа рубах. Первый, наиболее древний – туникообразный, с грудным разрезом посередине, ластовицами, широкими и длинными рукавами. Второй, уже характерный для второй половины XIX века, когда повсеместно шло формирование общенационального татарского стиля – со скошенными плечиками и закругленными проймами для рукавов. Нельзя не отметить, что именно в это время уже по канонам общеевропейской моды у платьев татарок появляются турнюры для придания пышности фигуре.
Рубахи могли быть цельные, отрезные, украшенные воланами, по нижнему и верхнему краю, а также бесчисленными рядами оборок, тесьмы, кружев, позумента и разнообразных кистей. У зажиточных татарок рубахи шились из дорогих «китайчатых» парчовых, шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей. Более простые шили из домоткани, но при первой возможности старались купить не домашнего производства материал.
Особенности
Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.
Краткое описание особенностей традиционного наряда:
- широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
- штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
- верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.
Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.
Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.
Татарский национальный женский костюм. Особенности и разновидности татарского национального костюма
Главной составной частью как мужского, так и женского наряда является удлинённая просторная рубашка. Ее обязательными составляющими должны быть клинья сбоку и глубокий вырез на спереди. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Шаровары шили из плотных льняных тканей.
Выражение национального колорита наиболее ярко выражено в женском костюме. Он выглядит намного богаче мужского поскольку татарки с детских лет обучались шитью,вышиванию и различным ручным работам. Для него характерен приталенный силуэт, придающий женщинам изысканную грациозность.
Поверх длинной рубахи с большими рукавами женщины надевали безрукавку или камзол. Камзол шился из цветного или однотонного бархата, а по длине обязательно должен был перекрывать колени. Он мог быть как с рукавами, так и без низ. Его декорировали монетами, перьями и другими красивыми изделиями. Также носили чулки, сшитые из суконных материалов или связанные из шерстяных ниток.
Как женская, так и мужская одежда украшалась дорогостоящими и ценными шкурами меха. Высоко ценились мех бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы. Украшает народный костюм обилие элементов из вышивки.
Важно! Одежда для детей шилась по образу и подобию взрослой одежды. Отличительной особенностью является обилие всевозможных ярких деталей и яркая броская расцветка
Мальчики также носили просторные длинные рубашки. На рукава для удобства пришивали манжеты. Также молодые люди носили нарядные камзолы и брюки контрастных расцветок. Наряды девочек отличаются еще большей изысканностью.
Долгими вечерами их матери и бабушки создавали эксклюзивные наряды для своих красавиц. Платья шили многоярусными. Они полностью перекрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный убор, с которого вниз свисала почти прозрачная ткань,закрывающая спину.
Татарский национальный костюм
Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.
История татарского костюма
За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа.
Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту.
Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.
Основу этой частицы составляют ыштан — шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей.
Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.
Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.
Женский костюм
Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.
Самым популярным женским убором татарок считается калфак. Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки – ука-чачак, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.
Так, например, калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки.
Мужской костюм
Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (т?б?т?й) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.
Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.
Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.
Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.