Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

Лесная ягода, Овощи, Репка, Фрукты

Лесная ягода(пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём,
Всю тебя мы соберём.

ОвощиСамомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.(дети разминают мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

Овощи
На базар ходили мы,(соединение мизинцев)
Много груш там и хурмы,(соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины,(соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины.(соединение указательных)
Но купили мы арбуз –(соединение больших)
Это самый вкусный груз!

Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,(разгибают средние)
Подбежала Жучка,(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!(поднимают руки вместе)

ФруктыСоединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
На базар ходили мы,(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Богатый лексикон поможет ребенку без труда излагать свои мысли и свободно общаться со сверстниками. Он может быть активным, состоящим из слов, употребляемых ежедневно, либо пассивным, когда сами слова произносятся редко, но на слух воспринимаются согласно значению. К 5-6 годам запас должен составлять три – четыре тысячи слов, поэтому его необходимо пополнять путем общения с новыми собеседниками, чтения, словарных игр и занятий.

Существуют не менее действенные способы пополнения детского словарного запаса без участия взрослого. Это прослушивание ребенком аудиокниг и просмотр кинолент. Детям будут интересны мультики для развития речи (они могут быть рассчитаны на возраст от 12 месяцев и старше), направленные на изучение новых слов для обозначения частей лица и тела, животных, овощей и фруктов, посуды и прочего.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Конспект интегрированного занятия «Собираем фрукты» для детей 4-5 лет

Конспект интегрированного занятия «Собираем фрукты» для детей 4-5 лет

Тема «Собираем фрукты»

Цель: Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев.

Задачи: • Научить детей выделять характерные признаки фруктов, обследовать их с помощью зрительно осязательных действий; • Развить чувства цвета: сортировать фрукты по цвету; соединять из двух частей целое по цвету; • Прививать аккуратность при наклеивании готовых форм; • Пробудить интерес к природе. Материал: муляжи фруктов: яблоко, банан, апельсин; фланелеграф, карточки-фрукты для фланелеграфа; игрушка заяц; Для аппликации — силуэт кастрюли, красные и желтые круги из бумаги d = 2 см., клей, кисть, салфетка. Ход занятия. 1. Организационный момент. Звучит запись «Звуки природы. Шум дождя» Педагог: (Читает стихотворение Н. Пукулева «Глянь в окошко-то! Опять!) Глянь в окошко-то! Опять Дождик вышел погулять! Дождик вышел – ой-ой-ой, Все – домой. Домой, домой! Педагог: Бегите, скорее ко мне. У меня есть зонтик, где мы спрячемся от дождя. 2. Основная часть. Педагог: Это Осень, опять заглянула к нам. А вы знаете, ребята, Осень дарит людям очень много подарков. Недавно осень подарила нам целую корзину красивых листьев. Мы составляли из них красивые букеты, делали красивые аппликации. А есть у осени подарки, которыми мы можем полакомиться. — Давайте найдем, где осень спрятала подарки, их можно найти по запаху. (Дети ищут, находят корзинку с фруктами. Все вместе ставят её на стол и рассматривают фрукты: яблоко, лимон, банан, апельсин) Дидактическая игра «Отгадай, какой фрукт» Педагог: Ребята, а вот зайка никак не может запомнить название фруктов, давайте ему поможем — Большое, круглое, красное, сладкое, сочное – это … (яблоко). — Большой, желтый, длинный, растет на пальме – это …(банан). — Большой, оранжевый, круглый, сочный – это … (апельсин) и. т. д Дидактическая игра по развитию речи «Опиши фрукт» Педагог: Ребята, выберите себе любой подарок (фрукты-муляжи) Осени и расскажи нам о нем зайке

(детям предлагают выбрать любой фрукт и с помощью обследования ответить на вопросы педагога: форма, цвет, размер, величина) Упражнение «Где растут фрукты» (Педагог обращает внимание детей на деревья, прикрепленные на фланелеграфе). Педагог: Яблоко, банан, апельсин растут в саду

Одним словом их называют фрукты. Найдите на столе картинку того фрукта, который у вас сейчас в руках (это карточки для фланелеграфа) и прикрепите ее к тому дереву, на котором растет этот фрукт. — Яблоки растут, на каком дереве? (яблоне) — Апельсины растут на апельсиновом дереве. — Бананы растут, на каком дереве? (пальма) — Лимон на каком дереве? (лимонном) и т. д (дети повторяют хором и прикрепляют фрукты на «деревья» фланелеграфа). Упражнение «Какой на вкус» (Дети пробуют фрукты, рассказывают свои впечатления, какого вкуса фрукт). Артикуляционная гимнастика Вдох носом — повернуть голову влево, увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо, какая огромная груша! Произносим звук о-о-о Физкультминутка. Педагог: Ребята, давайте отнесем зайке фруктов ему домой. Дети повторяют движения согласно тексту за педагогом. Зашагали наши ножки Прямо по дорожке, К зайкиной избушке На лесной опушке Поскачем по дорожке, Меняя часто ножки, Ручками похлопаем, Ножками потопаем.. Аппликация «Варим компот для зайчика». Зайка: Фруктов так много, я не знаю, что с ними делать. Педагог: Фрукты можно съесть сырыми, только надо помыть. Можно нарезать и посушить, можно сварить варенье, можно сварить компот. Сейчас ребята тебе помогут сварить компот из фруктов. (Детям раздают подносы с клеем, кистью, салфеткой, готовыми формами: красные и желтые круги – «яблоки и груши» и трафарет кастрюли, дети наклеивают готовые формы кругов в «кастрюлю»). 3. Итог занятия. Дети угощают зайку и сами пьют компот (заранее приготовленный родителями)

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы детского сада с использованием инновационных методик «Поспели яблочки в саду»

Уш-уш-уш – в саду много груш.

Ивы-ивы-ивы – выросли здесь сливы.

Он-он-он – в чае есть лимон.

Метод «Кто рассказывает?»

Цель: закрепление умения ребёнка различать фрукты по внешнему виду, развитие речи, слухового внимания.

Материал: фрукты на подносе (яблоко, груша и т.д.)

Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня груша!» Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берёт с подноса фрукт и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко».

Затем кладёт его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом?» — спрашивает взрослый. Если ребёнок узнаёт товарища по голосу, все хлопают в ладоши, и узнанный занимает место водящего. Если ребёнок ошибается, то водит ещё раз.

Метод «Поможем ёжику»

Цели: развивать мелкую моторику рук.

Материал: нарисованный на фанере ёжик, у которого на иголках наклеены «липучки» ; силуэты яблок (с липучками) .

Рассказать детям, что ёжик, собирая яблоки, так увлёкся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все яблоки.

Предложить детям помочь ёжику подобрать все яблоки и как следует закрепить их у него на спине.

Метод «Что неправильно нарисовал художник?»

Цель: развитие речи, внимания

Детям предлагается картина, на которой заяц с корзиной находится в саду-огороде: на деревьях растут овощи, в грядках – фрукты.

«Пришёл зайчик в сад-огород набрать овощей для борща и фруктов для компота. Пришёл… и очень удивился. Что он увидел? Посмотрите на картинку и помогите зайчику найти нужные овощи и фрукты.

На своих ли местах они растут? Что перепутал художник? Где на самом деле должны расти овощи, а где фрукты? Расскажи, что должен сделать зайчик, чтобы сварить борщ и компот.»

Литература.

1. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет/ Авт.-сост. А. В. Никитина. СПб.: КАРО, 2009.

2. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4-5 лет) / Авт.-сост. А. В. Никитина. — СПб.: КАРО, 2008.

3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей / Сост. И. А. Мазнин. 2-е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.

5. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009.

6. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

7. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

8. Дмитриева В. Г. 250 пятиминутных развивающих игр для малышей от года до трёх лет / В. Г. Дмитриева. – М.: АСТ; СПб.: Сова. 2007.

9. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет / Светлана Олеговна Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2009.

10. Игры с детьми раннего возраста : методические рекомендации / Сост. М. А Аралова.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2011.

11. Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб.: Дельта, 2000.

12. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

13. Новиковская О. А. 100 упражнений для развития речи / Ольга Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.

14. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.

15. Развивающие игры для детей от года до трёх лет / авт.-сост Е. А. Бондаренко. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк : «Сталкер», 2003.

Развитие речевого дыхания

Поток воздуха, покидающий легкие через гортань, носовую или ротовую полость с задействованными голосовыми связками, является источником звука. Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание. Сделать его объемным, ритмичным, с медленным и экономным выдохом помогут дыхательные упражнения, выполняемые по определенной технике.

Развитие речи у детей от 1 года до 5 лет (включает дыхательные упражнения)

Для этого нужно:

  • быстро вдыхать через нос, плавно выдыхать через рот;
  • не надувать щеки;
  • плечи держать ровно, не опускать.

При многократном повторении упражнений дети могут почувствовать слабость и головокружение, поэтому, выполняя их, важно следить за дыханием и обеспечивать перерыв каждые 3-5 минут

Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:

  • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
  • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
  • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
  • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
  • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
  • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
  • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

Игры на развитие слуха

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д

Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

Пальчиковая гимнастика

Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

  • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
  • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
  • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
  • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

Пальчиковая гимнастика развивает речь

Заучивание стихов, чтение и рассказывание

Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю

и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

Стихи о пользе фруктов

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов,

На твоем столе всегда

Должны быть фрукты! Да!

Хочешь меньше бывать у зубного,

Ешь яблоко после еды,

Будут зубки и десны здоровы

И болеть не будут они!

***

Апельсин вам всем знаком,

Солнца лучший друг,

Подарит радость и улыбку,

Избавит от недуг.

***

Чтобы быть здоровым точно,

Киви кушай каждый день.

Он полезен для дыханья,

Отгонит прочь тоску и лень.

***

Гранат, как кладовка,

В нём тьма витаминов,

Что трудно их все сосчитать:

И кальций, и магний,

И натрий для сердца

Полезней его не видать.

***

Чтоб учиться на пятерки,

Справиться с заданием,

Поскорее съешь гранат,

Улучшишь и внимание. ***

***

Справиться с усталостью,

Плохим настроением

Вам грейпфрут поможет в этом

Точно без сомнения.

***

Мандарин – отличный фрукт,

Сочный и питательный.

Поднимает настроение

Просто замечательно.

***

Чтобы часто веселиться

И прогнать тоску и грусть,

Съешь кусочек сладкой груши,

И улыбка светит пусть.

***

Груша – богатый источник энергии,

В этом сомнения нет.

Груша подарит улыбку и радость,

бУДЕТ ХОРОШИЙ ДЕСЕРТ.

***

Чтоб сердечко не старело,

Молодело каждый раз,

С аппетитом ешь бананы,

И для сердца высший класс!

***

Ход занятия:

Игра – приветствие «Наши умные головки будут думать,

Ушки будут слушать,

Ротик будет говорить,

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляем,

Работу начанаем.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то шуршит и пыхтит (пых-пых, ф-р-р, пых-пых, ф-р-р). Давайте посмотрим кто же это? Ой, да ведь это ежик-малышок прибежал к нам на порог. Здравствуй, Еженька, а откуда ты? Почему такой грустный? Ребята, у ежика заболели друзья, им не хватает витамин. Где их взять, ежик не знает. Давайте поможем ежику узнать, где живут витамины. Ребята, вы поможете ежику.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ты ежик посиди и послушай, а мы начнем тебе помогать (воспитатель садит ежика на стул)

(Дидактическая игра «Чудесная корзинка»)

Воспитатель: (достает корзину с фруктами) Посмотрите, что у меня в корзинке лежит (достает по очереди фрукты показывает детям и спрашивает) Что это? (показывает грушу). Какого цвета груша?

Дети: Груша.

Воспитатель: Что это? (показывает лимон) Какого цвета лимон?

Дети: Лимон.

Воспитатель: Что это? (показывает апельсин) Какого цвета апельсин?

Дети: Слива.

Воспитатель: А это что? (показывает яблоко) Какого цвета яблоко?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Ребята, яблоко, груша, апельсин, лимон — это фрукты. А во всех этих фруктах находятся витамины. Витамины – это такие вещества, которые помогают расти детям и быть здоровыми. Во фруктах очень много витаминов, потому что они растут на дереве. Солнышко их согревает, дождик поливает и наполняет их витаминами.

(Упражнение «Разложи фрукты в корзинки»)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поучимся разлаживать фрукты в корзины (дети садятся за столы с карточками и фломастерами.

Воспитатель: Нужно каждый фрукт положить в свою корзину, что находится напротив этого фрукта

Воспитатель: Молодцы, ребята. Наши пальчики устали и хотят поиграть, приготовили руки.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин.

(Пальцы рук полусогнуты, словно в руке апельсин)

Много нас, а он один.

(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки)

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети разжимают кулаки, на каждую фразу по пальцу)

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда.

(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ежик наш загрустил. Он запомнил, что витамины содержат фрукты, но где их взять не знает. Давайте поможем ежику и его друзьям – слепим много яблок.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а какой формы яблоко?

Дети: Круглое.

Воспитатель: А какое оно бывает по цвету?

Дети: Желтое, красное, зеленое.

Воспитатель: Правильно ребятки. Чтобы вылепить яблочко я кусочек пластилина положу на середину ладошки, другой ладошкой накрою и круговыми движениями буду катать пластилин (катает). Какими движениями я катаю?

Дети: Круговыми.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня получилось?

Дети: Шарик, яблочко.

Воспитатель: Правильно, а теперь вы возьмите кусочек пластилина, положите на середину ладошки и круговыми движениями катаем яблочко (по ходу выполнения задания индивидуально помогает детям, хвалит их, подбадривает).

Дети, покажите, какие яблочки у вас получились.

(Дети показывают)

Воспитатель: Сережа, что ты слепил?

Сережа: Яблочко.

Воспитатель: Какой формы яблочко, цвета?

Сережа: Круглое, желтое.

Воспитатель: Давайте яблочки сложим в корзинку пусть ежик их в лес отнесет, своих друзей угостит.

Раскраски

Изображения разных плодов можно использовать для занятий по развитию речи не только в виде готовых иллюстраций и раскрасок. Это могут быть нарисованные фрукты в разрезе или целые плоды. Регулярно раскрашивать такие рисунки полезно не только для развития мелкой моторики, но и речи. Последовательное заполнение контура рисунка цветом не менее полезно, чем рисование или другой вид ручного труда. Всевозможные «фруктовые» раскраски помогают детям существенно увеличить словарный запас, стимулируют более активное включение новых слов в речь.

Ребенку лучше всего раскрашивать карандашом, это способствует тренировке ловкости и стимулирует центр речи в головном мозге. Отдельные большие фрукты раскраски полезно использовать в качестве детских масок, для разыгрывания небольших сценок по теме. Распечатайте для них готовые схемы или тоже нарисуйте простые контуры плодов сами.

Нарисованные фрукты для детей приносят им не меньше пользы, чем свежие, употребляемые в пищу. Этот наглядный материал способствует как общему развитию ребенка, так и формированию его правильно, богатой речи.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи «Беседа в детском саду» по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Как играть в дидактическую игру овощи, фрукты, ягоды

Игры для группы детей.

Первый вариант

Ведущий раскладывает на столе перед детьми овощи, фрукты и ягоды. Потом он берет одну корзинку и предлагает детям положить в нее все овощи.
Дети по очереди называют овощи и складывают их в корзину. Потом ведущий просит сложить в корзину все фрукты или ягоды.

Второй вариант

Угадать фрукт, овощ или ягоду по описанию.

Ведущий выбирает любую карточку и накрывает ее корзинкой так, чтобы дети не видели. Потом он называет признаки предмета.

Например: «Ребята, угадайте, что лежит в моей корзинке — оно круглое, твердое, зеленое, сладкое». Кто первым догадается, что это — забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто наберет больше всех карточек

Какие признаки можно использовать? Форма, цвет, твердость, поверхность, запах и вкус.

Третий вариант

Назвать как можно больше признаков фруктов, овощей или ягод.

Ведущий достает из корзинки предмет. Дети по очереди называют его признаки.

Например: Клубника — сладкая, красная, мягкая, с пупырышками, сочная; свекла — красная, твердая, гладкая, свежая, хвостатая.

Индивидуальные игры.

Взрослый раскладывает перед ребенком карточки и дает ему три корзинки. Далее следует объяснение, что в первую корзинку нужно сложить все овощи, во вторую — фрукты, в третью — ягоды.
При этом ребенку необходимо правильно назвать предмет. Также можно попросить ребенка называть признаки овощей, фруктов и ягод.

Для детей, которые только начали изучать фрукты, овощи и ягоды, можно показать корзинку с определенным набором карточек. Например, фрукты.
Достать из корзины все предметы и рассказать про каждый фрукт. Попросить ребенка назвать фрукт и положить его в корзинку.
После того, как ребенок запомнит все названия — можно приступать к изучению их признаков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Ремо Стайл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: